Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Соболевой Т.Е.,
судей
Старкова М.В.,
Кормильцевой И.И.,
при секретаре Уфимцевой М.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Грина В.Я. о признании незаконным решения ММО МВД России "Краснотурьинский" от 20 февраля 2015 года N об отказе в продлении лицензии на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны,
по апелляционной жалобе заявителя Грина В.Я.,
на решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 19 марта 2015 года.
Заслушав доклад судьи Старкова М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Грин В.Я. обратился 10 марта 2015 года в суд с указанным заявлением в порядке гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В обоснование указал, что 20 февраля 2015 года ММО МВД России "Краснотурьинский" незаконно отказал заявителю в продлении лицензии. По мнению заявителя, обратившегося в ММО МВД России "Краснотурьинский" с заявлением о продлении срока действия лицензии, обязанность дополнительно представлять документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, отсутствует; все иные документы были представлены, следовательно, отказ является незаконным.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявления было отказано.
В апелляционной жалобе Грин В.Я. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления. Повторяя доводы своего заявления, считает, что судом неправильно применены нормы материального права. Ссылаясь на решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2013 года N АКПИ13-29, настаивает, что обратился с заявлением о продлении ранее выданной лицензии и представил все необходимые документы. Не обязан был предоставлять документ о прохождении подготовки в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием.
Относительно апелляционной жалобы от ММО МВД России "Краснотурьинский" поступили письменные возражения; указано, что заявитель не прошёл необходимую проверку знаний, заинтересованное лицо просит оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны - заявитель Грин В.Я., заинтересованное лицо ММО МВД России "Краснотурьинский" не явились, просили рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие. О месте и времени судебного заседания были извещены заблаговременно. Информация о месте и времени судебного заседания была размещена также на официальном интернет сайте Свердловского областного суда. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без участия сторон.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов гражданского дела, 19 апреля 2010 года ОВД по городскому округу Краснотурьинск выдал заявителю Грина В.Я., ( / / ) года рождения, лицензию на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны N; срок действия лицензии до 25 марта 2015 года (л.д. 4).
13 февраля 2015 года Грин В.Я. обратился в частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия безопасности предпринимательства". Заключив и оплатив услуги по заключённому договору, Грин В.Я. просил образовательное учреждение провести проверку знаний правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием. По результатам проверки (контрольный лист N 1638) проверка теоретических знаний "неудовлетворительно"; из десяти вопросов три неверных ответа (л.д. 29, 32-37, 40).
17 февраля 2015 года Грин В.Я. обратился в ММО МВД России "Краснотурьинский" с заявлением о продлении срока действия ранее выданной лицензии. К заявлению приложил копию паспорта, медицинское заключение по результатам освидетельствования, фотографии, квитанцию об оплате государственной пошлины.
Уведомлением от 20 февраля 2015 года, полученным 24 февраля 2015 года, заявитель Грин В.Я. был проинформирован об отказе в продлении лицензии (л.д. 38, 39).
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции надлежащим образом установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, проанализировал положения законодательства. Указал в своём решении, что "представление гражданином, обратившимся за продлением лицензии, документа, подтверждающего проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, является обязательным в силу прямого указания закона".
Судебная коллегия, вопреки доводам апелляционной жалобы, не усматривает неверного применения судом первой инстанции норм материального права и приходит к выводу, что оснований для отмены решения суда, перечисленных в ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в данном случае не усматривается.
В силу ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявления необходимо установить совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Федеральный закон).
Приказом МВД России от 14 мая 2012 года N 508 был утверждён Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение газовых пистолетов, револьверов, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой (далее - Регламент).
В силу ч. 3 ст. 13 Федерального закона по окончании срока действия лицензии он может быть продлён в порядке, предусмотренном ст. 9 настоящего Федерального закона. Одним из оснований, помимо иных, перечисленных в указанной ст. 9 Федерального закона для отказа (то есть, аналогично и для продления лицензии) в выдаче лицензии являются также "другие предусмотренные настоящим Федеральным законом основания".
В соответствии с ч. 15 ст. 13 Федерального закона для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.
Согласно ч. 18 ст. 13 Федерального закона лицензия на приобретение оружия выдаётся гражданам Российской Федерации после прохождения ими соответствующей подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием и при отсутствии иных препятствующих ее получению оснований. Граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием. Проверка знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием проводится организациями, определяемыми Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
То есть, Федеральным законом прямо установлено обязанность владельцев газовых пистолетов не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием.
Приказом МВД России от 14 мая 2012 года N 508 был утверждён Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение газовых пистолетов, револьверов, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой (далее - Регламент).
Пункт 9.3 Регламента (в редакции, которая действовала на момент обращения заявителя) действительно предусматривал, что владельцы газовых пистолетов, револьверов дополнительно представляют документ о прохождении проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2013 года пункт 9.3 Регламента признан недействующим с 14 февраля 2013 года в части, возлагающей на заявителя, обратившегося с заявлением о продлении срока действия лицензии, обязанность представить документ о прохождении им подготовки в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием.
Следует различать предусмотренную обязанность владельцев газовых пистолетов проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием (установлена Федеральным законом) от обязанности представить документ о прохождении подготовки в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием.
Иначе говоря, заявитель не был обязан представлять документ о прохождении подготовки (причём, начиная с 14 марта 2015 года, вышеизложенное положение Регламента утратило силу), но это не означает, что предусмотренная Федеральным законом обязанность проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием не действует. Между тем, такую проверку знаний заявитель Грин В.Я. не прошёл, и утверждать иное не представляется возможным.
Не выполнение заявителем обязанности, как владельца газовых пистолетов, не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием и является тем самым основанием, которое повлекло не продление заявителю Грину В.Я. срока действия лицензии.
При таких обстоятельствах, как правильно отметил суд первой инстанции, не усматривается одновременное наличие двух условий, необходимых для удовлетворения заявления, которое рассматривается по правилам гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. О несоответствии оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушении этим решением (действием) прав либо свобод заявителя ничего не свидетельствует.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 19 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Грина В.Я. - без удовлетворения.
Председательствующий
Соболева Т.Е.
судьи
Старков М.В.
Кормильцева И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.