Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Игнатьева В.П.
судей: Морозовой С.Б.,
Чумак Г.Н.
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19.06.2015 гражданское дело
по исковому заявлению прокурора города Красноуральска Свердловской области, действующего в интересах несовершеннолетней З., в интересах которой также действует Областное государственное стационарное учреждение социального обслуживания социальной защиты населения " ... " к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N о возложении обязанности совершить определенные действия
по апелляционной жалобе ответчика на решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 04.03.2015.
Заслушав доклад судьи Игнатьева В.П., объяснения прокурора отдела обеспечения участия прокуроров в гражданском процессе В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Красноуральска Свердловской области, действующий в интересах несовершеннолетней З., в интересах которой также действует ОГСКУСОССЗН " ... " воспитанником которого она является, обратился в суд с иском к ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по городу Кушве, ГУ - СРО ФСС Российской Федерации, указав, что З., являющаяся "ребенком инвалидом", нуждается в технических средствах реабилитации - подгузниках, впитывающих пеленках, входящей в перечень технических средств реабилитации, установленных Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", состоит на учете по обеспечению техническими средствами реабилитации, однако средства по день обращения в суд с иском не выданы, что препятствует проведению необходимых комплексных мероприятий, предусмотренных индивидуального программой реабилитации, и отрицательно сказывается на процессе восстановления, компенсации здоровья и социальной адаптации, нарушает конституционные права З. на социальное обеспечение. С учетом уточнения иска, заявлены требования о возложении обязанности на ГУ-СРО ФСС Российской Федерации филиал N передать ОГСКУСОССЗН " ... " для обеспечения воспитанника З. в соответствии с условиями индивидуальной программы реабилитации инвалида за период с 01.01.2014 по 01.02.2015 - 360 подгузников для детей весом от 15 до 30 кг. впитываемостью 1324 мл., 210 впитывающих пеленок размером 60х90 см. впитываемостью от 1200 мл. до 1900 мл.
Решением Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 04.03.2015 заявленные исковые требования удовлетворены.
На решение суда ответчиком ГУ СРО ФСС Российской Федерации подана апелляционная жалоба, из содержания которой следует, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права, указано на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, в силу чего данное решение является незаконным.
В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы помощник прокурора г. Красноуральска указывает на законность и обоснованность постановленного по делу решения, несостоятельность доводов апелляционной жалобы. Отмечает, в частности, что право инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, не ставится в зависимость от каких-либо условий, исходя из того, что обязанность обеспечить "ребенка инвалида" техническими средствами реабилитации возложена законодателем на ГУ СРО ФСС Российской Федерации. Несовершеннолетняя З. состоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении средствами реабилитации, в связи с чем ей не может быть отказано в предоставлении таких средств по доводам ответчика о недостаточности поступлений из федерального бюджета соответствующих субвенций в бюджет ГУ СРО ФСС Российской Федерации.
В судебном заседании возражение поддержано прокурором отдела обеспечения участия прокуроров в гражданском процессе В.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, сведений об уважительности причин неявки не представили. Поскольку в материалах дела имеются сведения об извещении всех участников судебного разбирательства о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе судебными извещениями, а также посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет", принимая во внимание, что доводы жалобы не содержат новой информации об обстоятельствах дела, для их проверки личного участия и дачи объяснений сторон не требуется, при том, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, выслушав прокурора В., проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для его отмены не имеется.
Из материалов дела следует, что З., ( / / ) года рождения, является ребенком-инвалидом. Согласно медицинским документам, индивидуальной программе реабилитации "ребенка инвалида" N к акту освидетельствования N от 28.01.2013, З. в период проведения мероприятий медицинской реабилитации (до 01.02.2015) должна быть обеспечена пеленками для детей весом от 15 кг. до 30 кг. 60 штук в месяц, с объемом талии 51 см., впитываемостью 1324 мл., и впитывающими пеленками размером 60х90 см. 30 штук в месяц, впитываемостью от 1200 до 1900 мл. В качестве исполнителя проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации определен Фонд социального страхования Российской Федерации.
Установлено, что мать З. З. вступившим в законную силу решением Красноуральского городского суда Свердловской области от 15.09.2014 лишена в отношении нее родительских прав, однако до лишения ее родительских прав - 04.04.2013 обратилась в филиал N 3 ГУ СРО ФСС РФ с заявлением об обеспечении З. протезно-ортопедической помощью, техническими средствами реабилитации, в том числе подгузниками и пеленками. Таким образом, вопреки доводам представителя ответчика, изложенным в апелляционной жалобе, пункт 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240, соблюден. Кроме того, право получения З. технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, не оспаривается.
Согласно требованиям ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", (далее Закон N 181-ФЗ), социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно ч. 14 ст. 11.1 Закона N 181-ФЗ, технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240, утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
В силу п. 5 Правил, территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации обязан в течение 15 дней, с даты поступления заявления о предоставлении технических средств реабилитации в письменной форме уведомить инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием) и одновременно с уведомлением выслать (выдать) инвалиду направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
На момент проведения проверки прокуратурой г. Красноуральска и составления искового заявления было установлено, что обособленным структурным подразделением территориального органа ФСС Российской Федерации в адрес заявителя направлено уведомление о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации. Однако З. не была в полной мере согласно индивидуальной программе реабилитации обеспечена вышеперечисленными техническими средствами реабилитации, в том числе подгузниками и пеленками за период с 01.01.2014 по 01.05.2015, несмотря на то, что инвалид должен проходить медицинскую реабилитацию с использованием указанных технических средств постоянно.
Ответчиком не были опровергнуты доводы истца о несоответствии закону бездействия ответчика, выразившиеся в необеспечении "ребенка инвалида" мерами государственной социальной помощи техническими средствами реабилитации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчиком выполнены вышеуказанные обязательства в соответствии с предоставленным объемом финансирования, и выполнение обязательств по обеспечению спецсредствами сверх выделенного бюджета приведет к нарушению прав иных инвалидов, являлись основанием его процессуальной позиции, были приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, подробно изложены и исследованы судом и получили свою надлежащую оценку в принятом решении по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.
Фактически, представитель ответчика, ссылаясь на императивные положения законодательства, согласно которым государство гарантирует получение технических средств реабилитации (ТСР) рассматриваемой категорией граждан, ссылается на фактические обстоятельства (недостаточность финансирования). Суд обоснованно пришел к выводу, что обоснованность требований обусловленных гарантией государства, не может зависеть от бюджетного наполнения и фактических потребностей и наличия или отсутствия инвалидов не обеспеченных средствами технической реабилитации. Смена законных представителей также не влияет на право ребенка-инвалида на получение соответствующих средств реабилитации. Юридические факты, наличие которых определяет возникновение обязанности ответчика по обеспечению ТСР, установлены. Оснований для прекращения обеспечения ТСР не имеется.
Принимая решение, суд первой инстанции объективно исследовал материалы дела, полно и правильно установил юридически значимые для рассмотрения дела обстоятельства. Собранным по делу доказательствам судом дана надлежащая оценка. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 04.03.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Игнатьев В.П.
Судьи: Морозова С.Б.,
Чумак Г.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.