Судья Свердловского областного суда Филиппова Ю.А., рассмотрев в судебном заседании 18 июня 2015 года жалобу защитника А. на решение судьи Полевского городского суда Свердловской области от 12 марта 2015 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу М. от 29 октября 2014 года открытому акционерному обществу "Полевское" (далее ОАО "Полевское") по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Должностным лицом при производстве по делу об административном правонарушении установлено, что юридическим лицом несанкционированно размещены отходы - навоз свиной (компост), образованного в ходе осуществления деятельности, на негерметичной площадке компостирования, что повлекло излив свиного помета на рельеф местности в нарушении п. 3.7 СанПиН 2.1.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обеззараживанию отходов производства и потребления", п. 14.2 Методических рекомендаций РД-АПК 1.10.15.02-08 "По технологическому проектированию систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета" от 29 апреля 2008 года. Кроме того, на момент проведения проверки у ОАО "Полевское" отсутствовал согласованный с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами в нарушение ст. 26 Федерального закона N 89-ФЗ от 10 января 2002 года "Об отходах производства и потребления".
По результатам рассмотрения жалобы решением судьи от 12 марта 2015 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной на постановление должностного лица и решение судьи, защитник А. ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы указывает, что между ОАО "Полевское" и ООО ( / / ) 13 октября 2013 года заключен договор на чистку и переработку навозных стоков. В соответствии п. 2.3.2 указанного договора обязанность по недопущению переливов навозных стоков за границы площадки компостирования и соблюдению целостности дамбы возложена на ООО ( / / ), поэтому ОАО "Полевское" не является субъектом правонарушения. Полагает, что должностными лицами нарушены процессуальные права при производстве по делу об административном правонарушении.
Проверив материалы дела, заслушав выступление защитников А., К., поддержавших доводы жалобы, нахожу решение судьи подлежащим изменению по следующим основаниям.
Статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления.
В силу п. 14.2 Методических рекомендаций РД-АПК 1.10.15.02-08 "По технологическому проектированию систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета" конструктивные решения сооружений сбора, накопления и хранения всех видов навоза, помета и поверхностного стока, должны обеспечивать их герметичность и исключить процессы фильтрации жидкости в грунт и инфильтрации грунтовых вод.
Как следует из материалов дела, ОАО "Полевское" осуществляет деятельность по производству удобрения с использованием помета свиного, для выполнения этих целей накапливают помет свиной на площадке компостирования.
При обследовании 21 августа 2014 года площадки компостирования, расположенной на 1 км по направлению на запад от автодороги ( / / ) установлено, что жидкий свиной навоз стекает с территории площадки на соседней земельный участок, имеется излив свиных отходов через обвалочную дамбу (л.д. 132).
Вместе с тем, согласно п. 1.1 и п. 2.3.2 договора на чистку и переработку навозных стоков N 5/2013 от 13 октября 2013 года, действующего до 12 октября 2014 года, заключенного между ОАО "Полевское" и ООО ( / / ) предметом договора является чистка и переработка навозных стоков исполнителем. Обязанность по недопущению переливов навозных стоков за границы площадки компостирования, не нарушению целостности дамбы и не причинению вреда окружающей среде лежит на ООО ( / / )", которое в случае ненадлежащего исполнения обязательств несет ответственность, установленную законодательством.
Таким образом, из постановления должностного лица и решения судьи подлежит исключению вывод о нарушении ОАО "Полевское" п. 3.7 СанПиН 2.1.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обеззараживанию отходов производства и потребления", п. 14.2 Методических рекомендаций РД-АПК 1.10.15.02-08 "По технологическому проектированию систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета" от 29 апреля 2008 года, поскольку указанное юридическое лицо не является субъектом выявленных вышеуказанный нарушений требований законодательства.
Между тем, согласно справке по отходам и в соответствии с ОКВЭД 24.15 ОАО "Полевское" осуществляет деятельность по производству удобрения с использованием свиного помета, в связи с чем на предприятии образовываются отходы производства и потребления - навоз от свиней свежий III класса опасности.
Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами обязаны проводить производственный контроль в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, что установлено ст. 26 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ (в ред. от 25 ноября 2013 года, действовавшей на момент выявления правонарушения) "Об отходах производства и потребления".
Из материалов дела следует, что при проведении проверки должностным лицом было установлено отсутствие у ОАО "Полевское" согласованного с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, что подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении, актом проверки N 222 от 12 сентября 2014 года.
При таких обстоятельствах действиям ОАО "Полевское" дана верная юридическая оценка по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о нарушении порядка привлечения общества к административной ответственности является несостоятельными. Так из материалов дела следует, что при составлении протокола об административном правонарушении присутствовал защитник П., которому была выдана доверенность от ОАО "Полевское" в лице генерального директора управляющей организации Т.
Дело об административном правонарушении рассмотрено с соблюдением правил ч. 2 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений закона, являющихся основанием для отмены, постановления должностного лица и решения судьи по настоящему делу не допущено.
Вместе с тем, имеются основания для изменения состоявшихся по делу постановления и решения в части назначенного наказания.
Исходя из фактических обстоятельств дела наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, не соответствует характеру совершенного административного правонарушения. Поэтому исходя из ч.ч. 3.?, 3.? ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом конкретных обстоятельств дела штраф подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, - до 50000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.9, п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Полевского городского суда Свердловской области от 12 марта 2015 года и постановление главного государственного инспектора департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу от 29 октября 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества "Полевское" изменить:
- исключить выводы о виновности ОАО "Полевское" в нарушении п. 3.7 СанПиН 2.1.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обеззараживанию отходов производства и потребления", п. 14.2 Методических рекомендаций РД-АПК 1.10.15.02-08 "По технологическому проектированию систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета" от 29 апреля 2008 года;
- уменьшить размер назначенного административного штрафа до 50 000 рублей.
В остальной части решение судьи и постановление должностного лица оставить без изменений.
Судья Ю.А. Филиппова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.