Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Горбенко Т.Н.,
судей: Наконечной Е.В., Завальной Т.Ю.,
при секретаре Труновой Н.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кавалеровского района Приморского края в защиту неопределенного круга лиц к департаменту дорожного хозяйства Приморского края о понуждении к совершению действий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения
по апелляционной жалобе представителя департамента дорожного хозяйства Приморского края - Ельцовой А.В.
на решение Кавалеровского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования прокурора Кавалеровского района Приморского края удовлетворены; на департамент дорожного хозяйства Приморского края возложена обязанность привести остановочный пункт, расположенный справа на ... км + ... м автомобильной дороги "Кавалерово-Хрустальный" в п. Кавалерово Кавалеровского района Приморского края, в соответствие с ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования": обустроить элементами посадочной площадки, "заездного кармана", освещения.
Заслушав доклад судьи Наконечной Е.В., выслушав мнение прокурора Нишоновой Ф.А., прокурора Подложнюк Е.Н., полагавших решение суда законным и обоснованным, объяснения представителя департамента дорожного хозяйства Приморского края Ельцовой А.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Кавалеровского района Приморского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к администрации Кавалеровского городского поселения Кавалеровского муниципального района Приморского края с названным иском, указав, что на остановочном пункте, расположенном справа на ... км + ... м автомобильной дороги "Кавалерово-Хрустальный" в п. Кавалерово Кавалеровского района Приморского края, отсутствует освещение, посадочная площадка и нет заездного кармана, что противоречит требованиям п.5.3.3.1. ГОСТ Р 52766-2007, препятствует безопасности дорожного движения и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. Учитывая, что законом на администрацию Кавалеровского городского поселения Кавалеровского муниципального района Приморского края возложена обязанность по содержанию остановочных пунктов, осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, прокурор просил суд (с учетом уточнений) обязать ответчика произвести работы по приведению указанного остановочного пункта в соответствие с требованиям ГОСТ Р 52766- 2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования": оборудовать элементами посадочной площадки, "заездного кармана" и освещения.
Представитель ответчика иск не признал, указав, что администрация Кавалеровского городского поселения является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку названная дорога относится к ведению департамента дорожного хозяйства Приморского края.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. ... ) суд с согласия прокурора произвел замену ответчика. В качестве ответчика по делу привлечен департамент дорожного хозяйства Приморского края.
После замены ненадлежащего ответчика прокурор настоял на заявленных требованиях. Просил суд обязать департамент дорожного хозяйства Приморского края произвести работы по приведению указанного остановочного пункта в соответствие с требованиям ГОСТ Р 52766- 2007: оборудовать остановку элементами посадочной площадки, "заездного кармана" и освещения.
Представитель департамента дорожного хозяйства Приморского края, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Разбирательство по делу проведено без его участия.
Из письменного отзыва департамента и из пояснений его представителя, полученных Первореченским районным судом г.Владивостока в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ. в порядке исполнения судебного поручения Кавалеровского районного суда Приморского края, следует, что департамент с требованиями прокурора не согласен, так как вышеуказанная автобусная остановка не предусмотрена в составе автомобильной дороги "Кавалерово-Хрустальный" в п. Кавалерово Кавалеровского района Приморского края и не передавалась в установленном порядке в ведение департамента.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился департамент дорожного хозяйства Приморского края, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного. В обоснование жалобы изложены доводы, аналогичные тем, которые приводились в обоснование отзыва на иск. Кроме того, указано на рассмотрение судом дела с нарушением правил подсудности.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение суда не подлежит отмене.
В силу ст. 327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются существенные нарушения норм материального и процессуального права.
В данном случае таких нарушений судом не допущено.
Согласно п.п.1 и 6 ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся осуществление дорожной деятельности и регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
В соответствии с п. 6 ст. 3 указанного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
На основании п. 5 ст.3 этого же Федерального закона элементы обустройства автомобильных дорог - это сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Согласно п.12 ст.3 указанного Федерального закона содержание автомобильной дороги включает в себя работы по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч.2 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.17 этого же Федерального закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно ст. 12 Федерального закона РФ от 10.12.1995г. N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п.8 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Приморского края утвержден постановлением администрации Приморского края от 26.11.2012г. N 357-па (в ред. Постановления администрации Приморского края от 10.06.2014г. N224-па).
В соответствии с п. 1.1, 1.6, 2.1.3, 2.2.2 Положения о департаменте дорожного хозяйства Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 13 января 2015 года N 1-па "Об утверждении Положения о департаменте дорожного хозяйства Приморского края" департамент является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление дорожным хозяйством Приморского края и регулирование правоотношений в данной сфере. Осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения. Осуществляет деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения. Финансирование деятельности департамента осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание органов исполнительной власти Приморского края.
В силу ч.1 ст. 18 Федерального закона от 08.11.2007г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
Согласно п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию от 23.10.2007 N 270-ст (далее - ГОСТ Р 52766-2007), остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной "карман"; боковая разделительная полоса; тротуары и пешеходные дорожки; автопавильон; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение.
Как установлено судом и видно из материалов дела, автомобильная дорога "Кавалерово-Хрустальный" протяженностью ... км включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, переданных в оперативное управление департамента дорожного хозяйства Приморского края.
Указанный прокурором остановочный пункт (остановка автобуса "Заводсткая") расположен на третьем километре + ... метров названной автомобильной дороги в черте населенного пункта п. Кавалерово Кавалеровского района.
В нарушение требований п.5.3.3.1. ГОСТ Р 52766-2007 данный остановочный пункт не оборудован посадочной площадкой и заездным карманом, на остановке отсутствует освещение, что препятствует обеспечению безопасности дорожного движения и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Факт ненадлежащего состояния указанного остановочного пункта подтвержден материалами дела, в том числе, материалами проверки органов ГИБДД МОМВД России "Кавалеровский", фотоматериалами, и не оспаривался ответчиком.
Согласно представленному суду электронному паспорту автомобильных дорог в составе автодороги "Кавалерово-Хрустальный" имеются следующие автобусные остановки: остановка на первом километре + ... и остановка на ... километре + ... Другие остановки на указанной дороге по паспорту дорог не значатся.
Между тем, как видно из дополнительно представленных прокурором суду апелляционной инстанции документов (дислокация дорожных знаков и схема разметки автодорог Кавалеровского района, схемы автобусных маршрутов), спорная остановка функционирует более 10 лет, ее местонахождение обусловлено расположением в данном месте населенного пункта. Непосредственно перед остановкой установлен соответствующий дорожный знак (5.12 "Место остановки автобуса"), на дороге нанесена разметка пешеходного перехода. Расположение в этом месте указанного дорожного знака и соответствующего пешеходного перехода согласовано ДД.ММ.ГГГГ. с органами ГИБДД и утверждено ДД.ММ.ГГГГ. Комитетом дорожного хозяйства Приморского края.
Поскольку спорный остановочный пункт функционирует, используется для остановки автобуса в целях высадки и посадки людей, и фактически является элементом обустройства автомобильной дороги, то суд первой инстанции правильно указал, что этот остановочный пункт должен соответствовать требованиям безопасности дорожного движения, использование этого остановочного пункта не должно угрожать жизни и здоровью граждан.
Поскольку спорная остановка расположена на автомобильной дороге, которая находится в оперативном управлении департамента дорожного хозяйства Приморского края, и доказательств принадлежности остановочного пункта другим субъектам дорожных правоотношений, ответственным за состояние этой остановки, в судебное заседание не представлено, то суд правильно возложил обязанность по обустройству остановочного пункта на департамент дорожного хозяйства Приморского края.
Довод апелляционной жалобы о том, что спорный остановочный пункт не подлежит надлежащему обустройству, так как является самовольной постройкой и должен быть демонтирован, судебная коллегия признает несостоятельным, поскольку остановка функционирует в ненадлежащем состоянии на протяжении многих лет с ведома и согласия ответчика, и предусмотренные законом меры к изменению этой ситуации (в том числе, к демонтажу остановочного пункта), ответчиком не предпринимались. Доказательства обратного в деле отсутствуют.
Довод жалобы о нарушении судом правил подсудности не может быть принят во внимание в подтверждение незаконности вынесенного судом решения, так как изначально дело было принято к производству суда с соблюдением правил подсудности и в силу ст. 33 ГПК РФ подлежало разрешению данным судом. В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции департамент дорожного хозяйства Приморского края, будучи привлеченным в качестве ответчика, о передаче дела в другой суд не просил и о несогласии с рассмотрением дела в данном суде не заявлял.
Выводы суда по существу спора основаны на материалах дела и согласуются с вышеприведенными требованиями действующего законодательства. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, судом не допущено.
Спор разрешён судом верно.
Основания для отмены решения по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кавалеровского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя департамента дорожного хозяйства Приморского края - Ельцовой А.В. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.