Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Чикаловой Е.Н.
судей Розановой М.А., Кадкина А.А.
при секретаре Сокур М.Г.
с участием прокурора Бобылевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора "адрес" в защиту неопределенного круга лиц к Департаменту дорожного хозяйства "адрес" о понуждении к совершению действий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения
по апелляционной жалобе Департамента дорожного хозяйства "адрес"
на решение Кавалеровского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым на Департамент дорожного хозяйства "адрес" возложена обязанность привести остановочный пункт, расположенный справа на "адрес" автомобильной дороги " "адрес"" "адрес", в соответствие с ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования": обустроить элементами посадочной площадки, "заездного кармана", освещением, установить урну для мусора.
Заслушав доклад судьи Чикаловой Е.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
"адрес" обратился в суд с вышеназванным иском, мотивировав требования тем, что проведенной проверкой ОГИБДД МОМВД России "Кавалеровский" установлено не соответствие действующим нормативам и правилам автобусной остановки, в частности отсутствие элементов освещения, посадочной площадки, что нарушает основные принципы безопасности дорожного движения и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. Просил обязать администрацию Хрустальненского городского поселения Кавалеровского муниципального района "адрес" провести работы по приведению остановочного пункта, расположенного справа на "адрес"") автомобильной дороги " "адрес"" в соответствие с ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования".
В судебном заседании прокурор исковые требования уточнил, просил обязать ответчика остановочный пункт привести в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования": оборудовать элементами посадочной площадки, "заездного кармана", освещения, а также установить урну для мусора.
Глава администрации Хрустальненского городского поселения Кавалеровского муниципального района "адрес" с иском не согласился, ссылаясь на то, что администрация городского поселения не является надлежащим ответчиком, так участок дороги, на котором находится спорный остановочный пункт, не относится к дорогам местного значения, а находится в оперативном управлении Департамента дорожного хозяйства "адрес".
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика надлежащим- департаментом дорожного хозяйства "адрес".
После замены ненадлежащего ответчика прокурор исковые требования к надлежащему ответчику поддержал в том же объеме.
Представитель Департамента дорожного хозяйства "адрес" в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, согласно письменному отзыву с заявленными требованиями не согласился, ссылаясь на то, что указанная автобусная остановка согласно электронному паспорту, не входит в состав дороги, находящейся в оперативном управлении департамента, в связи с чем оснований для содержания и ремонта ее у департамента не имеется.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым Департамент дорожного хозяйства "адрес" не согласился, представителем подана апелляционная жалоба, ставится вопрос об отмене решения суда, принятого с нарушением норм процессуального права, решение постановлено при неполно установленных обстоятельствах, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с п. 1 и 6 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится осуществление дорожной деятельности и регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ дорожная деятельность включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Пунктом 5 ст. 3 данного Федерального закона определено, что остановочные пункты являются элементами обустройства автомобильных дорог.
Понятие "содержание автомобильной дороги" установлено п. 12 ст. 3 указанного Федерального закона и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п. 2 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (п. 1 ст. 33 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ).
В силу п. 8 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 5.3.3.1 ГОСТа Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ N 270-ст, остановочный пункт должен состоять из элементов, в том числе, из посадочной площадки, "заездного кармана", освещения (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м), урны для мусора.
Как установлено судом первой инстанции, постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 357-па (в ред. Постановления "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 224-па) утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения. Автомобильная дорога "Кавалерово-Хрустальный" протяженностью 13,222 км включена в данный перечень.
Согласно п. 1.1, 1.6, 2.1.3, 2.2.2 Положения о департаменте дорожного хозяйства "адрес", утвержденного постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 1-па, департамент дорожного хозяйства "адрес" (далее - Департамент) является органом исполнительной власти "адрес", осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление дорожным хозяйством "адрес" и регулирование правоотношений в данной сфере; финансирование деятельности Департамента осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание органов исполнительной власти "адрес"; Департамент осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
С учетом установленных обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу о том, что обустройство остановочной площадки является обязанностью ответчика, направленной на обеспечение безопасности жителей, а также обеспечение безопасности дорожного движения и профилактики совершения правонарушений, отсутствие освещения, посадочной площадки, заездного кармана на остановочном пункте влечет нарушение прав неопределенного круга лиц.
Поскольку спорный остановочный пункт, не соответствует ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", в частности, не оборудован элементами посадочной площадки, "заездного кармана", освещения, не установлена урна для мусора, судом правомерно удовлетворены заявленные исковые требования.
Довод апелляционной жалобы о том, что указанный остановочный пункт отсутствует в составе автомобильной дороги и не находится в оперативном управлении департамента, являются необоснованным, поскольку расположение данного остановочного пункта установлено, а также обозначено соответствующими дорожными знаками согласно Дислокации дорожных знаков и схемы разметки автомобильных дорог "адрес", утвержденной ДД.ММ.ГГГГ председателем комитета дорожного хозяйства "адрес".
Указание в апелляционной жалобе на нарушение правил подсудности при рассмотрении настоящего дела также не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку в соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" дело может быть передано на рассмотрение по подсудности в суд первой инстанции, если на нарушение правил подсудности указано в апелляционных жалобе, представлении и суд апелляционной инстанции установит, что лицо, подавшее жалобу, или прокурор, принесший представление, заявляли в суде первой инстанции ходатайство о неподсудности дела этому суду, либо, что у них отсутствовала возможность заявить в суде первой инстанции такое ходатайство по причине их не извещения о времени и месте судебного заседания или не привлечения к участию в деле (ч. 3 п. 37 Постановления).
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что ответчик не заявлял ходатайство о неподсудности дела Кавалеровскому районному суду, хотя имел такую возможность, напротив, в отзыве от ДД.ММ.ГГГГ просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя департамента и направить в адрес ответчика копию конечного судебного акта.
С учетом указанного судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кавалеровского районного суда Приморского края от 24 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента дорожного хозяйства Приморского края без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.