Судебная коллегия по гражданским делам суда Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Гомола С.Н.,
судей Рожина Н.Н., Селезнева С.С.,
при секретаре судебного заседания Корзовой М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Паньковой Е.П. на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 20 января 2015 г. и дополнительное решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 13 марта 2015 г., которыми
в удовлетворении заявления Паньковой Екатерины Петровны о признании незаконными протокола 23 внеочередной сессии Совета депутатов муниципального образования "Великовисочный сельсовет" Ненецкого автономного округа от 19 декабря 2014 г., решений 23 внеочередной сессии Совета депутатов муниципального образования "Великовисочный сельсовет" Ненецкого автономного округа от 19 декабря 2014 г., распоряжения администрации муниципального образования "Великовисочный сельсовет" Ненецкого автономного округа от 19 декабря 2014 г. N 98-лс, отказано.
Заслушав доклад судьи Гомола С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Панькова Е.П. обратилась в суд с заявлением об оспаривании законности протокола 23 внеочередной сессии Совета депутатов МО "Великовисочный сельсовет" НАО от 19 декабря 2014 г., решений 23 внеочередной сессии Совета депутатов МО "Великовисочный сельсовет" НАО от 19 декабря 2014 г., распоряжения исполняющего обязанности главы МО "Великовисочный сельсовет" НАО от 19 декабря 2014 г. N 98-лс "О досрочном прекращении полномочий "данные изъяты" МО "Великовисочный сельсовет" НАО Паньковой Е.П.".
В обоснование своих требований указала, что решения Совета депутатов МО "Великовисочный сельсовет" НАО от 19 декабря 2014 г являются незаконными, нарушают её права, так как досрочно прекращаются её полномочия.
Полагает, что нарушена процедура принятия решения, установленная ст. 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ), поскольку созыв внеочередного Совета депутатов произведен с нарушением ст. ст. 5, 13 регламента Совета депутатов МО "Великовисочный сельсовет" НАО. Решение об удалении "данные изъяты" МО "Великовисочный сельсовет" НАО в отставку принято без учета мнения высшего должностного лица субъекта РФ.
Указывает, что у депутатов отсутствовали законные основания для удаления "данные изъяты" МО "Великовисочный сельсовет" НАО в отставку, поскольку представление заместителя прокурора НАО от 22 мая 2014 г. N 86-07-2014/817 опровергнуто апелляционным определением суда Ненецкого автономного округа от 18 ноября 2014 г., иных доказательств несоблюдения ею ограничений и запретов, не имеется.
Также указывает, что в силу положений ст.82 Устава МО "Великовисочный сельсовет" НАО, до вступления в силу правового акта, полномочия "данные изъяты" МО "Великовисочный сельсовет" НАО прекращены быть не могли.
Нарьян-Марским городским судом Ненецкого автономного округа вынесено решение, с которым не согласилась Панькова Е.П., в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 20 января 2015 г. и дополнительного решения от 13 марта 2015 г, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
В обоснование своих доводов указывает, что сформулированные выводы суда не имеют правового обоснования, не основаны на результатах анализа доказательств, не имеют логической взаимосвязи с исследованными фактами и обстоятельствами.
Считает выводы суда о наличии оснований для её удаления в отставку, только на основании факта принятия ею на работу ФИО10 решения суда от 22 апреля 2014 г. и положений ст.13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее по тексту - Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ), не обоснованными и не мотивированными. Суд оставил без исследования доводы о безосновательном удалении её в отставку, поскольку представление заместителя прокурора НАО от 22 мая 2014 г. вынесено по обстоятельствам, которые не имели уже место, поскольку работник прекратил по собственному желанию трудовые отношения 20 мая 2014 г.
Считает не основанным на законе вывод суда о том, что соблюдены положения п. 4 ст. 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ (мнение Губернатора НАО).
Суд не исследовал вопрос о реальном количестве депутатов присутствующих на 23 внеочередной сессии, указав, что в действительности по всем вопросам могли голосовать 7 депутатов, что, по мнению суда, достаточно для принятия решения.
Считает не основанным на законе вывод суда о том, что законность принятых Советом депутатов решений не связана с извещением или не извещением жителей, их присутствием или отсутствием на заседании.
Указывает, что протокол 23 внеочередной сессии велся избирательно, отражает не все факты имевшие место в ходе заседания, а также является противоречивым. В протоколе не содержится сведений о количестве и конкретных данных жителей присутствовавших на заседании. Большинство жителей не были допущены на данное заседание, чем нарушено их право на доступ к информации о деятельности Совета депутатов, что также свидетельствует о закрытом режиме заседания.
В нарушение требований ГПК РФ не проводилась подготовка по делу, в результате чего она была лишена возможности реализовать предусмотренный законом набор прав, а именно, на мирное разрешение спора, заявлений ходатайств об истребовании доказательств и т.д.
Администрация МО "Великовисочный сельсовет" НАО, Совет депутатов МО "Великовисочный сельсовет" НАО в своих письменных возражениях на апелляционную жалобу просят оспариваемое решение оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не находит.
Из материалов дела следует, что по результатам выборов "данные изъяты" МО "Великовисочный сельсовет" НАО, состоявшихся в октябре 2012 г., "данные изъяты" МО "Великовисочный сельсовет" НАО избрана Панькова Е.П.
20 ноября 2014 г. 4 депутатами в Совет депутатов МО "Великовисочный сельсовет" НАО внесена инициатива об удалении в отставку "данные изъяты" МО "Великовисочный сельсовет" НАО Паньковой Е.П. на основании п.4 ч.2 ст.74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
Решением от 19 декабря 2014 г. N 82 Совета депутатов МО "Великовисочный сельсовет" НАО депутат Совета депутатов МО "Великовисочный сельсовет" НАО ФИО6 уполномочена председательствовать на заседании Совета депутатов МО "Великовисочный сельсовет" НАО, на котором будет рассматриваться вопрос об удалении "данные изъяты" МО "Великовисочный сельсовет" НАО в отставку.
Решением от 19 декабря 2014 г. N 83 Совета депутатов МО "Великовисочный сельсовет" НАО Панькова Е.П. - "данные изъяты" МО "Великовисочный сельсовет" НАО удалена в отставку с 19 декабря 2014 г. по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 2 ст.74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ: несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ и другими федеральными законами.
Распоряжением заместителя главы администрации МО "Великовисочный сельсовет" НАО от 19 декабря 2014 г. N 98-лс досрочно прекращены полномочия "данные изъяты" администрации МО "Великовисочный сельсовет" НАО Паньковой Е.П. с 19 декабря 2014 г.
Решение представительного органа муниципального образования от 19 декабря 2014 г. N 83 опубликовано в Информационном Бюллетене МО "Великовисочный сельсовет" НАО N 18(1540) от 22 декабря 2014 г.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, проверив законность оспоренных решений, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решения Совета депутатов МО "Великовисочный сельсовет" НАО от 19 декабря 2014 г. и распоряжение заместителя главы администрации МО "Великовисочный сельсовет" НАО от 19 декабря 2014 г. N 98-лс приняты в пределах компетенции, с соблюдением установленной законом процедуры при наличии законных оснований, протокол 23 внеочередной сессии Совета депутатов МО "Великовисочный сельсовет" НАО от 19 декабря 2014 г. соответствует положениям закона.
Вопреки утверждению Паньковой Е.П. судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых по делу обстоятельств, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подробно аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные отношения.
В соответствии с ч.ч. 1 и 5 ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "данные изъяты" муниципального образования, являясь высшим должностным лицом муниципального образования, подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.
Как лицо, обладающее особым публично-правовым статусом и добровольно приобретая этот статус, "данные изъяты" муниципального образования принимает на себя не только полномочия по решению вопросов местного значения, но и признает возможность наступления ответственности вплоть до удаления в отставку в случаях установленных законом.
Удаление "данные изъяты" муниципального образования в отставку выступает мерой его ответственности перед представительным органом муниципального образования, а в конечном итоге - и перед населением, гарантируя восстановление установленного законом порядка осуществления местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования, подконтрольность и подотчетность "данные изъяты" муниципального образования населению и представительному органу муниципального образования, обеспечивая баланс полномочий представительного органа муниципального образования и "данные изъяты" муниципального образования в системе местного самоуправления.
С учетом вышеизложенного, доводы апелляционной жалобы о нарушении положений ст.32 Конституции РФ, ст.4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при принятии решения об удалении "данные изъяты" муниципального образования в отставку, прав Паньковой Е.П., как избранного на муниципальных выборах "данные изъяты" МО "Великовисочный сельсовет" НАО являются несостоятельными.
Судебная коллегия считает необоснованными доводы апелляционной жалобы об отсутствии фактических и правовых оснований для удаления "данные изъяты" МО "Великовисочный сельсовет" НАО в отставку.
В соответствии с п.4 ч.2 ст. 74.1. Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ основанием для удаления "данные изъяты" муниципального образования в отставку является несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.ст. 7, 10, 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ лицо, замещающее муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.
Исходя из положений, определяющих статус "данные изъяты" муниципального образования, предусмотренных абз. 17 ч. 1 ст. 2, ст. 36, ч. 5 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, п.6 ст.36 Устава МО "Великовисочный сельсовет" НАО Панькова Е.П., замещая муниципальную должность "данные изъяты" МО "Великовисочный сельсовет" НАО, была обязана соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ и другими федеральными законами
Названные ограничения и запреты не были соблюдены "данные изъяты" МО "Великовисочный сельсовет" НАО Паньковой Е.П. в период осуществления ею своих полномочий, что подтверждается материалами дела, в том числе решением Нарьян-Марского городского суда от 22 апреля 2014 г., которым признаны незаконными действия "данные изъяты" МО "Великовисочный сельсовет" НАО Паньковой Е.П. по принятию на работу ФИО5, в связи с нарушением требований Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, Федерального закона от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
По смыслу ст. 74.1. Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ для разрешения вопроса об удалении "данные изъяты" муниципального образования в отставку обязательным условием является наличие одного из перечисленных в ч. 2 данной статьи оснований. Данное решение принимается представительным органом муниципального органа с учетом всех обстоятельств. Предпосылкой для удаления "данные изъяты" муниципального образования в отставку является установление факта нарушения действующего законодательства, в период осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления.
Факт устранения данных нарушений в последующем правового значения не имеет, поскольку факт наличия допущенных нарушении является самостоятельным основанием для принятия решения об отставке, в то время как исполнение решения об устранении допущенных нарушений действующего законодательства является обязанностью всех без исключения лиц, и в связи с особым статусом истца, как "данные изъяты" муниципального образования, обязание последнего устранить нарушения действующего законодательства является не единственным последствием для лица, состоящего на выборной должности муниципального органа.
Утверждения Паньковой Е.П. о несоблюдении Советом депутатов МО "Великовисочный сельсовет" НАО процедуры рассмотрения вопроса о прекращении полномочий "данные изъяты" муниципального образования, так как не получено надлежащее мнение Губернатора НАО по поставленному вопросу, принятие решения неустановленным количеством депутатов, без извещения населения и проведения заседания в закрытом режиме, являются несостоятельным, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, п.10 ч.1 ст. 24 Устава МО "Великовисочный сельсовет" НАО к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относится принятие решения об удалении "данные изъяты" муниципального образования в отставку.
Порядок принятия решения об удалении "данные изъяты" муниципального образования в отставку определен в ст.74.1 Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, Уставе МО "Великовисочный сельсовет" НАО, Регламенте Совета депутатов МО "Великовисочный сельсовет" НАО.
Обращение об удалении "данные изъяты" муниципального образовании в отставку, поступившее от четырех депутатов (что составляет не менее чем одну треть от установленной ст.23 Устава МО "Великовисочный сельсовет" НАО численности депутатов - 10 человек), своевременно вручено заявителю и вместе с проектом решения Совета депутатов МО "Великовисочный сельсовет" НАО направлено Губернатору НАО.
Губернатором НАО инициатива депутатов МО "Великовисочный сельсовет" НАО рассмотрена и дан ответ, в котором выражено мнение Губернатора о необходимости депутатам принять самостоятельное, взвешенное решение в соответствии с действующим законодательством.
"данные изъяты" МО "Великовисочный сельсовет" НАО Панькова Е.П. лично и своевременно была извещена о назначении заседания Совета депутатов МО "Великовисочный сельсовет" НАО по вопросу об удалении в отставку "данные изъяты" МО "Великовисочный сельсовет" НАО и досрочном прекращении её полномочий, приняла участие в 23 внеочередном заседании Совета депутатов МО "Великовисочный сельсовет" НАО, дала объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для удаления в отставку, представила в письменном виде своё особое мнение.
При принятии оспариваемых решений на заседаниях присутствовало необходимое количество депутатов, решение было принято путем открытого голосования простым большинством голосов.
Таким образом, решения 23 внеочередной сессии Совета депутатов МО "Великовисочный сельсовет" НАО от 19 декабря 2014 г. приняты уполномоченным на то органом, с соблюдением процедуры принятия установленной ч.ч. 1, 3, 4 ст. 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, поскольку за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования и по форме и содержанию они соответствуют положениям закона.
При этом основания удаления "данные изъяты" МО в отставку, указанные в обращении депутатов и в оспариваемом истцом решении, совпадают и предусмотрены п. 4 ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
Принимая во внимание соблюдение процедуры рассмотрения вопроса об удалении в отставку "данные изъяты" МО "Великовисочный сельсовет" НАО, а также то, что в силу закона депутаты свободны в своем волеизъявлении и никто не вправе повлиять на их выбор и мнение, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции правильным.
В силу положений ст.ст. 2, 7, 35,47 Федерального закона от 6 октября 2003 г.N 131-ФЗ, гл.12 Устава МО "Великовисочный сельсовет" НАО обжалуемые решения по своей правовой природе, являются муниципальным ненормативным актом, который вступает в силу со дня их подписания.
Полномочия Паньковой Е.П. как "данные изъяты" МО "Великовисочный сельсовет" НАО были прекращены 19 декабря 2014 г. в связи с принятием Советом депутатов МО "Великовисочный сельсовет" НАО решения об удалении в отставку.
Удаление Советом депутатов МО "Великовисочный сельсовет" НАО "данные изъяты" МО "Великовисочный сельсовет" НАО Паньковой Е.П. в отставку является основанием для прекращения с ней трудовых отношений.
В силу п.п. 2, 3 ст. 42 Устава МО "Великовисочный сельсовет" НАО ФИО7, являясь заместителем главы администрации МО "Великовисочный сельсовет" НАО, правомочна была осуществлять полномочия главы администрации со времени их прекращения и до вступления в должность вновь избранного главы МО "Великовисочный сельсовет" НАО.
Таким образом, распоряжение заместителя главы администрации МО "Великовисочный сельсовет" Ненецкого автономного округа от 19 декабря 2014 г. N 98-лс принято на основании вступившего в силу муниципального ненормативного правового акта, уполномоченным на то лицом и нарушения требования закона не допущено.
Оснований для признания протокола 23 внеочередной сессии Совета депутатов муниципального образования "Великовисочный сельсовет" Ненецкого автономного округа от 19 декабря 2014 г. незаконным, сфальсифицированным, как об этом просит в апелляционных жалобах Панькова Е.П., не имеется.
Как видно из материалов дела, протокол 23 внеочередной сессии Совета депутатов МО "Великовисочный сельсовет" НАО от 19 декабря 2014 г. отвечает требованиям, предъявляемым к нему ст.50 Регламента Совета депутатов МО "Великовисочный сельсовет" НАО.
Панькова Е.П. на заседании Совета депутатов МО "Великовисочный сельсовет" НАО от 19 декабря 2014 г. присутствовала, с протоколом не знакомилась, замечаний на протокол не подавала.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, опровергаются исследованными судом доказательствами, сводятся к их иной оценке, направлены на переоценку выводов суда, что не является основанием для отмены решения.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 20 января 2015 г. и дополнительное решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 13 марта 2015 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Паньковой Е.П. - без удовлетворения.
Председательствующий: С.Н. Гомола
Судьи: Н.Н. Рожин
С.С.Селезнев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.