Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Габунова Н.Э.,
судей
Джульчигиновой В.К. и
Лиджиева С.В.,
при секретаре Цереновой Г.В.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Репко Е.Н. к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия, Министерству финансов Республики Калмыкия о взыскании компенсации расходов на оплату коммунальных услуг по апелляционной жалобе истца на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 марта 2015 г.
Заслушав доклад судьи Лиджиева С.В. об обстоятельствах дела, объяснения истца Репко Е.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Министерства здравоохранения Республики Калмыкия Шамакова В.А., представителя Министерства финансов Республики Калмыкия Калашниковой Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Репко Е.Н. обратилась в суд с указанным иском к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия, Министерству финансов Республики Калмыкия, ссылаясь на то, что в силу принятых на себя государством обязательств ей как медицинскому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, должны возмещаться расходы по оплате коммунальных услуг отопления и освещения занимаемого ею жилого помещения. Просила взыскать с ответчиков расходы по оплате коммунальных услуг отопления, освещения жилого помещения за период с 01 января 2012 г. по февраль 2015 г. на общую сумму " ... " руб. и расходы по уплате госпошлины в размере " ... " руб.
В судебном заседании истец Репко Е.Н. поддержала заявленные требования, пояснив, что по представленным ею квитанциям расходы по оплате коммунальных услуг не возмещались, в период с 2009 по 2012 гг. указанные расходы были компенсированы ей по решениям судов.
Представитель ответчика (Минздрав Республики Калмыкия) Шамаков В.А. иск не признал, ссылаясь на неверное толкование истцом норм права. Пояснил, что до 01 января 2005 г. медицинским работникам возмещались лишь расходы по оплате услуг освещения и отопления.
Представитель ответчика (Минфин Республики Калмыкия) Лунева Л.А. иск не признала, указав, что в республике порядок предоставления медицинским работникам льгот в жилищно-коммунальной сфере в настоящее время не установлен. Заявила о пропуске истцом исковой давности по требованию о взыскании понесенных расходов за январь и февраль 2012 г.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 марта 2015 г. в удовлетворении иска Репко Е.Н. отказано.
В апелляционной жалобе истец Репко Е.Н., считая решение суда незаконным, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении иска.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика (Минздрав Республики Калмыкия) Шамаков В.А. просил оставить решение суда без изменения.
Проверив гражданское дело, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене ввиду неправильного применения норм материального права.
Отказывая в удовлетворении иска Репко Е.Н., суд руководствовался ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан N 5487-1 от 22 июля 1993 г., ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, ч. 2 ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", п. 1 ст.153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также постановлением Правительства Республики Калмыкия от 13 марта 2014 г. N 84.
Суд исходил из того, что истец до 01 марта 2005 г. льготами, предусмотренными Жилищным кодексом РСФСР и Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, носящими компенсационный характер, при оплате коммунальных услуг за освещение и отопление фактически не пользовалась, за получением ежемесячной денежной выплаты по оплате отопления и освещения в действовавшем в период с 01 января 2012 г. по 10 декабря 2014 г. порядке не обращалась.
Ссылаясь на непринятие органами государственной власти республики нормативно-правовых актов о дополнительных гарантиях и мерах социальной поддержки проживающих в сельской местности медицинских работников по бесплатному предоставлению жилых помещений с отоплением и освещением за счет средств республиканского бюджета, суд указал, что правовых оснований для удовлетворения иска не имеется, поскольку суд не вправе выполнять функции законодательной или исполнительной власти.
С указанными выводами согласиться нельзя.
Система мер социальной поддержки медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, была введена Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 г. "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках", в соответствии с пунктом 10 которого квалифицированным медицинским работникам, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, должны были предоставляться соответствующим местным исполкомом (по местно-бюджетным учреждениям) или подлежащими учреждением, предприятием или организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре. При отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомам, учреждениям, предприятиям или организациям, необходимая и вполне годная жилая площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна была предоставляться в наемных помещениях, с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов, учреждений или организаций по действительной их стоимости.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05 июля 1968 г. N 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране" (п. 20) Советам Министров республик, край(обл)исполкомам предписано разработать и осуществить мероприятия по обеспечению всех проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках врачей, провизоров и среднего медицинского и фармацевтического персонала и проживающих с ними членов семей бесплатными квартирами с отоплением и освещением.
Впоследствии указанные гарантии нашли закрепление в ряде федеральных законодательных актов, в частности, Жилищном кодексе РСФСР, в соответствии со ст. 59 которого специалисты, работавшие и проживавшие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
В силу ч. 2 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом РФ от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (далее - Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан), в редакции, действовавшей до 01 января 2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, установленных по состоянию на 31 декабря 2004 г., для различных категорий граждан в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Проводя диверсификацию расходов государства, федеральный законодатель передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения (п. 50 ст. 35 Закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ).
Вступившим в силу с 1 января 2012г. Федеральным законом от 21 ноября 2011г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
При этом в силу ст. 153 Закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ изменение механизма предоставления социальных гарантий не может рассматриваться как не допускающее реализацию возникшего у граждан до 01 января 2005 г. права на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. Предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации права устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам не означает, что ранее установленные в соответствии с федеральным законодательством гарантии и меры социальной поддержки указанной категории граждан могут быть приостановлены или отменены (постановления от 23 апреля 2004 г. N 9-П, от 15 мая 2006 года N 5-П, определения от 02 декабря 2006 г. N 56-О, от 12 июля 2006 г. N 375-О, от 01 марта 2007 г. N 129-О-П, от 03 февраля 2010 г., N 136-О-П и др.).
Таким образом, действующее правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности медицинскими работниками республиканских организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01 января 2005г., а напротив, обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты. Органы государственной власти субъектов РФ вправе избрать способ социальной поддержки этих лиц, в том числе путем предоставления им в соответствии с ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (отопление и освещение), при сохранении объёма ранее предоставлявшихся льгот или компенсаций.
Из материалов дела видно, что по состоянию на 31 декабря 2004 г. Репко Е.Н. со своей семьей постоянно проживала в сельской местности по адресу: Республика Калмыкия, Приютненский район, с. Приютное, ул. Красноармейская, д. 18, и работала медсестрой в Муниципальном учреждении "Приютненская центральная районная больница".
Следовательно, истец как медицинский работник, работающая и проживающая в сельской местности до 01 января 2005г., приобрела право на получение жилищно-коммунальных льгот с учетом проживающих с нею членов ее семьи.
Судом установлено, что с 25 марта 2009 г. по настоящее время Репко Е.Н. работает медсестрой в Государственное учреждение "Калмыцкий республиканский психоневрологический диспансер" (с 11 июля 2011 г. - Казенное учреждение Республики Калмыкия "Республиканский психоневрологический диспансер").
Вопреки требованиям Закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ органы государственной власти республики до настоящего времени не приняли нормативный правовой акт, регулирующий предоставление льгот медицинским работникам республиканских организаций здравоохранения в жилищно-коммунальной сфере или соответствующего возмещения, а также обеспечивающий сохранение уровня ранее предоставлявшихся социальных гарантий.
В результате Репко Е.Н. была неправомерно лишена как медицинский работник мер социальной поддержки в жилищно-коммунальной сфере без равноценной их компенсации.
Отсутствие надлежащего правового регулирования, которое должны были осуществить органы государственной власти республики, не может являться основанием для приостановления предоставления указанной категории граждан жилищно-коммунальных льгот.
Согласно представленным квитанциям и кассовым чекам в период с января 2012 г. по январь 2015 г. Репко Е.Н. понесла расходы по оплате коммунальной услуги по освещению жилого помещения в сумме " ... " руб., из них за 2012 год в размере " ... " руб., за 2013 год - " ... " руб., за 2014 год - " ... " руб., за январь 2015 г. - " ... " руб.
В обоснование расходов по оплате за отопление жилого помещения за аналогичный период Репко Е.Н. представила квитанции и кассовые чеки об оплате потребленного газа на общую сумму " ... " руб., в том числе за 2012 год в сумме " ... " руб., за 2013 год - " ... " руб., за 2014 год - " ... " руб., за январь 2015 г. - " ... " руб.
Как следует из приложений к приказам Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия от 25 декабря 2008 г. N 90-п/г и от 18 июня 2014 г. N 59-п/г продолжительность нормативного отопительного периода составляет шесть месяцев (с 15 октября по 15 апреля).
Следовательно, Репко Е.Н. понесла расходы по оплате коммунальной услуги по отоплению жилого помещения в 2012 году в размере " ... " руб., в 2013 году - " ... " руб., в 2014 году - " ... " руб., в январе 2015 г. - " ... " руб., всего в сумме " ... " руб.
Всего в период с января 2012 г. по январь 2015 г. Репко Е.Н. понесла расходы по оплате коммунальных услуг по освещению и отоплению жилого помещения в сумме " ... " руб.
В п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) закреплено, что главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде соответственно от субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации. Перечень главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов (ст. 21 БК РФ).
Согласно ведомственной структуре расходов республиканского бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной Законом Республики Калмыкия от 15 декабря 2014 г. N 89-V-3 "О республиканском бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", Минздав РК указан в качестве главного распорядителя средств республиканского бюджета, выделенных на реализацию подпрограммы "Кадровое обеспечение системы здравоохранения" государственной программы "Развитие здравоохранения Республики Калмыкия на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 11 июля 2013 г. N 338 (далее - Подпрограмма).
Разделом III указанной Подпрограммы предусмотрена реализация мероприятий по совершенствованию системы оказания мер социальной поддержки медицинских работников, в том числе мероприятия 7.2 "Социальная поддержка отдельных категорий медицинских работников" о компенсации расходов на оплату коммунальных услуг медицинским работникам.
Таким образом, понесенные истцом и проживающими с нею членами ее семьи расходы по оплате за освещение и отопление занимаемого ею жилого помещения подлежат возмещению Минздравом Республики Калмыкия за счет средств бюджета Республики Калмыкия.
Поскольку представителем Минфина Республики Калмыкия Луневой Л.А. было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о взыскании понесенных расходов за январь и февраль 2012 г. (в сумме " ... " руб.), судебная коллегия приходит к выводу о необходимости возмещения Репко Е.Н. указанных расходов за период с 01 марта 2012 г. по 31 января 2015 г. в размере " ... " руб.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении исковых требований и апелляционной жалобы истца.
В силу ст.ст. 98, 103 ГПК РФ с Минздрава Республики Калмыкия за счет средств бюджета Республики Калмыкия подлежат взысканию понесенные при подаче иска в суд Репко Е.Н. расходы по уплате государственной пошлины в размере " ... " руб.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 марта 2015 г. отменить.
Исковые требования Репко Е.Н. к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия, Министерству финансов Республики Калмыкия о взыскании компенсации расходов по оплате коммунальных услуг удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия в пользу истца Репко Елены Николаевны за счёт средств бюджета Республики Калмыкия " ... " руб. " ... " коп. в счет возмещения понесённых расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение жилого помещения за период с 01 марта 2012 г. по 31 января 2015 г., а также " ... " руб. " ... " коп. расходов по уплате государственной пошлины.
В остальной части иска отказать.
Председательствующий Н.Э. Габунов
Судьи: В.К. Джульчигинова
С.В. Лиджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.