Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Кашиева М.Б. и Кутлановой Л.М.,
при секретаре Клиповой Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бюджетного Учреждения Республики Калмыкия "Сарпинская районная больница" об отмене предписания Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия, по апелляционной жалобе руководителя Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия Оргдаевой В.С. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 27 марта 2015 года.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия Коженбаевой Б.В., поддержавшей доводы жалобы, возражения представителей Бюджетного Учреждения Республики Калмыкия "Сарпинская районная больница" Джамаева О.В., Амельченко О.Ф., Петровой Н.Ф. против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бюджетное Учреждение Республики Калмыкия "Сарпинская районная больница" (далее - БУ РК "Сарпинская РБ", учреждение) обратилось в суд с заявлением об отмене предписания Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия, ссылаясь на то, что 6 марта 2015 г. Государственной инспекцией труда в Республике Калмыкия (далее - Госинспекция труда в РК) была проведена внеплановая выездная проверка БУ РК "Сарпинская РБ". По результатам проверки БУ РК "Сарпинская РБ" было вынесено предписание N 7-47-15-ОБ/36/25/3, в соответствии с которым учреждению в срок до 20 марта 2015 г. предписано осуществлять выплату заработной платы не реже двух раз в месяц, выплатить работникам больницы стимулирующие выплаты за повышение доступности амбулаторной медицинской помощи за октябрь, ноябрь и декабрь 2014 г. (63 работника). Между тем данное предписание является незаконным. Так, учреждение функционирует в системе обязательного медицинского страхования, при этом выплаты стимулирующего характера осуществляются в пределах сформированного фонда оплаты труда. В 2014 г. стимулирующие выплаты были включены в финансовый план учреждения, однако начисление выплат производилось на уровне 2013 г., в результате чего произошло превышение структуры тарифа по заработной плате. С октября 2014 г. было принято решение прекратить стимулирующие выплаты медицинским работникам, участвующим в повышении доступности амбулаторной медицинской помощи. Дополнительными средствами для выплат стимулирующего характера больница не располагает, задолженности по таким выплатам перед медицинскими работниками БУ РК "Сарпинская РБ" не имеет.
В судебном заседании представители больницы Амельченко О.Ф. и Петрова Н.Ф., согласившись с обоснованностью предписания в части возложения обязанности выплачивать заработную плату два раза в месяц, просили признать незаконным предписание в части возложения на БУ РК "Сарпинская РБ" обязанности произвести стимулирующие выплаты за повышение доступности амбулаторной медицинской помощи.
Представитель Госинспекции труда в РК Убушаев В.Ю. просил отказать в удовлетворении заявления.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 27 марта 2015 г. заявление БУ РК "Сарпинская РБ" удовлетворено. Признано незаконным предписание Госинспекции труда в РК N 7-47-15-ОБ/36/25/3 от 6 марта 2015 г. в части возложения на БУ РК "Сарпинская РБ" обязанности погасить задолженность по стимулирующим выплатам за повышение доступности амбулаторной медицинской помощи за октябрь, ноябрь и декабрь 2014 г.
В апелляционной жалобе руководитель Госинспекции труда в РК Оргдаева В.С. просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на то, что в силу ст.ст. 129, 135 Трудового кодекса РФ выплаты стимулирующего характера являются частью заработной платы, которая устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда. В БУ РК "Сарпинская районная больница" наряду с Положением об оплате труда действуют Положение "Об осуществлении выплат стимулирующего характера медицинским работникам по БУ РК "Сарпинская РБ" от 19 января 2014 г. и Положение "Об осуществлении выплат стимулирующего характера врачам - терапевтам участковым, врачам педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковых врачей терапевтов участковых, врачей педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей), медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам станций (отделений) скорой медицинской помощи, медицинским работникам, участвующим в реализации стандартов медицинской помощи и повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в т.ч. предоставляемым врачам - специалистам по БУ РК "Сарпинская РБ" от 20 января 2014 г. Выплаты стимулирующего характера, в т.ч. по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, осуществлялись согласно вышеуказанным локальным актам. До сентября 2014 г. работникам больницы осуществлялись выплаты стимулирующего характера, однако в нарушение ст. 129 Трудового кодекса РФ в 4 квартале 2014 г. данные выплаты были необоснованно прекращены работникам, участвующим в повышении доступности амбулаторной медицинской помощи, тогда как целевой показатель по данной категории работников в соответствии с положениями локальных трудовых актов был выполнен. При таких обстоятельствах учреждением были нарушены права 63 медицинских работников на заработную плату. В связи с этим выданное учреждению предписание является законным и обоснованным, выводы государственного инспектора труда основаны на материалах проверки и требованиях действующего трудового законодательства.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 129, 135 Трудового кодекса РФ, пришел к выводу о признании предписания Госинспекции труда в РК от 6 марта 2015 г. в части возложения на БУ РК "Сарпинская РБ" обязанности погасить задолженность по стимулирующим выплатам за повышение доступности амбулаторной медицинской помощи за октябрь, ноябрь и декабрь 2014 г. незаконным, поскольку стимулирующие выплаты за повышение доступности амбулаторной медицинской помощи не являются элементами оплаты труда, их выплата производится в соответствии с отдельными финансовыми планами учреждения, действующего в системе ОМС, на выплаты стимулирующего характера, устанавливаемыми на каждый год. В связи с тем, что фонд заработной платы учреждения в структуре тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС на 2014 г. на октябрь 2014 г. оказался исчерпан, доходная часть бюджета Территориального фонда ОМС РК на соответствующий финансовый период не уточнялась, нарушений БУ РК "Сарпинская РБ" трудового законодательства не имеется.
С таким выводом суда следует согласиться.
Статьей 8 Трудового кодекса РФ закреплено право работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Статьями 22, 191 Трудового кодекса РФ работодателю предоставлено право поощрять работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявлять благодарность, выдавать премию, награждать ценным подарком, почетной грамотой, представлять к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ в состав заработной платы входят, в том числе, стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 135 ТК РФ).
Таким образом, стимулирующие выплаты зависят от усмотрения работодателя, эффективности и результативности труда работника, условия их выплаты устанавливаются локальными нормативными актами. Осуществление этих выплат является правом, а не обязанностью работодателя, и зависит, в том числе, от финансового положения учреждения.
Как следует из материалов дела, и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, БУ РК "Сарпинская РБ" действует в системе обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", участвует в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования. Предоставляемый объем медицинской помощи оплачивается страховой медицинской организацией за счет средств обязательного медицинского страхования.
В соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, БУ РК "Сарпинская РБ" за оказанную медицинскую помощь получает средства обязательного медицинского страхования, которые используются, в том числе для осуществления расходов на оплату труда.
Согласно Положения "Об осуществлении выплат стимулирующего характера врачам-терапевтам участковым, врачам педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей терапевтов участковых, врачам педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей;, медицинскому персоналу ФАП, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам станций (отделений) СПМ, медицинским работникам, участвующим в реализации стандартов медицинской помощи и повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачам специалистам по БУ РК "Сарпинская РБ", утвержденного 20 января 2014 г., выплаты стимулирующего характера осуществляются в пределах утвержденного фонда оплаты труда учреждению. Начисление стимулирующих выплат может быть прекращено в случае, если фонд заработной платы в структуре тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС на 2014 г. будет превышен.
Выплаты стимулирующего характера выплачивались работникам учреждения в пределах сформированного фонда оплаты труда. В период с октября по декабрь 2014 г. стимулирование не производилось в связи с превышением расходных обязательств учреждения и недостаточным лимитом денежных средств.
При таких обстоятельствах, поскольку финансовое положение учреждения не позволяло выплатить стимулирующие выплаты работникам, нарушений норм трудового законодательства допущено не было.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о признании незаконным предписания Госинспекции труда в РК в части возложения на БУ РК "Сарпинская РБ" обязанности погасить задолженность по стимулирующим выплатам за повышение доступности амбулаторной медицинской помощи за октябрь, ноябрь и декабрь 2014 г., является законным и обоснованным.
Довод жалобы о том, что в нарушение ст. 129 Трудового кодекса РФ в 4 квартале 2014 г. выплаты стимулирующего характера были необоснованно прекращены работникам, участвующим в повышении доступности амбулаторной медицинской помощи, тогда как целевой показатель по данной категории работников в соответствии с положениями локальных трудовых актов был выполнен, в связи с чем были нарушены права 63 медицинских работников на заработную плату, несостоятелен, так как противоречит требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 27 марта 2015 г. подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 27 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Л. Лиджеева
Судьи М.Б. Кашиев
Л.М. Кутланова
Копия верна
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.