Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Кожемякиной М.В.,
судей Грачевой Н.В., Хмара Е.И.,
при секретаре Анисимовой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 мая 2015 года в городе Архангельске дело по апелляционной жалобе истца А. на решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 21 января 2015 года, которым постановлено:
"в удовлетворении исковых требований А. к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Архангельской области" о признании незаконными действий по перерасчету пенсии, взыскании денежных средств - отказать".
Заслушав доклад судьи Кожемякиной М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А ... обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Архангельской области" о признании незаконными действий по перерасчету пенсии, взыскании денежных средств за период с января 2012 года по ноябрь 2014 года в размере ... рублей ... копеек. В обоснование требований указал, что с мая 2009 года является пенсионером Министерства обороны РФ. С 01.01.2012 ответчик произвел ему перерасчет пенсии. Считает, что ответчик самовольно изменил порядок (формулу) исчисления ранее назначенной пенсии, снизив надбавку за выслугу лет до 40%, объем денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, до 54%. Считает, что ответчик необоснованно придал обратную силу пенсионному законодательству в части исчисления размеров пенсии, тем самым нарушив положения ст. 4 ГК РФ.
Истец в судебном заседании заявленные требования и доводы в их обоснование поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Военного комиссариата Архангельской области с иском не согласился, указав, что перерасчет пенсии истцу с 01.01.2012 был произведен в соответствии с нормативно-правовыми актами. Новый порядок исчисления пенсии с 01.01.2012 предусмотрен Федеральным законодательством РФ в связи с чем, требования истца неправомерны. С 01.01.2012 размер пенсии истца составил ... рублей ... копейки, до указанной даты составлял ... рубля ... копеек, в связи с этим, с введением нового порядка исчисления пенсии каких-либо прав истца нарушено не было.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился истец.
В апелляционной жалобе просит решение отменить, вынести новое об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы приводит доводы аналогичные, изложенным в суде первой инстанции.
Указал, что судом первой инстанции не полно были исследованы доказательства по делу, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права.
В исковом заявлении оспариваются неправомерные действия Военного комиссара Багинского Г.А., заключающиеся в придании обратной силы ч. 2 ст. 43 ФЗ N 4468-1.
При этом по смыслу Конституции РФ общим для всех отраслей права является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. Изменение размера надбавки за выслугу лет и объем денежного довольствия при определении размера пенсии ухудшило пенсионные права и привело к нарушению его имущественных прав.
В возражениях на апелляционную жалобу военный комиссар Архангельской области Багинский Г.А. просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, поскольку решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, заслушав объяснения истца, представителя ответчика, судебная коллегия в пределах доводов жалобы не находит оснований для отмены состоявшегося судебного постановления в силу следующего.
Судом установлено, что истец А. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, с 27 мая 2009 года получает пенсию за выслугу лет. С 1 января 2012 года истцу произведен перерасчет пенсии.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что требования истца о незаконности действий ФГУ "Военный комиссариат Архангельской области" по перерасчету пенсии с 1.01.2012 года, взыскании денежных средств не основаны на законе.
Судебная согласна с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам.
Разрешая спор суд верно исходил из того, что с 1 января 2012 года произведено реформирование системы денежного довольствия военнослужащих на основании Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении, им отдельных выплат", в связи с чем в законодательство о пенсионном обеспечении указанных лиц внесены положения, изменяющие правила учета денежного довольствия для исчисления пенсий.
Согласно указанным правилам с 1 января 2012 года определение размера пенсии лицам, проходившим военную службу, и членам их семей осуществляется исходя из установленных действующим законодательством и учитываемых в размере 54 процентов, включаемых в денежное довольствие для исчисления пенсий окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям, а также сумм ежемесячной надбавки за выслугу лет. При этом Правила, не предполагают снижение пенсий, назначенных лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей, а сохранение достигнутого к 1 января 2012 года уровня их пенсионного обеспечения гарантируется частью 1 статьи 5 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ, которой закреплено, что в случае уменьшения размеров назначенных названным лицам пенсий в связи с вступлением в силу указанного Федерального закона и Федерального закона от 8 ноября 2011 N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении, им отдельных выплат" и Федерального Закона "О социальных гарантиях сотрудникам органон, внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный Закон N 309 - ФЗ) за ними сохраняются размеры пенсий, установленные им в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона ""О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении, им отдельных выплат".
Кроме того Правила предусматривают механизм поэтапного ежегодного повышения величины денежного довольствия, учитываемой при исчислении пенсии лицам, проходившим военную службу, и членам их семей, и направлены на увеличение размеров таких пенсий.
Как следует из материалов пенсионного дела, по состоянию на 31.12.2011 года до внесения изменений в правовое регулирование порядка назначения и расчета пенсии по выслуге лет размер пенсии истца составлял: ... руля ... копеек, исходя из 100 % денежного довольствия и надбавки за выслугу лет 70%).
Во исполнение Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" с 01.01.2012 ответчик исчислил пенсию истца в размере ... руб. ... коп, исходя 54 % денежного довольствия и процентной надбавки за выслугу 40 %.
Таким образом, применение новых правил учета денежного довольствия для исчисления пенсии привело к увеличению размера пенсии истца с ... руб. ... коп. до ... руб. ... коп. в связи с чем суд обоснованно пришел к выводу, что имеет место улучшение пенсионного обеспечения истца; нарушений его прав на получение гарантированного государством социального обеспечения нет.
Кроме того конституционность ч.2 ст. 43 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" была предметом проверки Конституционного Суда РФ и в своем определении от 24 сентября 2012 года N 1800-О Конституционный Суд РФ указал, что неопределенность в вопросе конституционности ч. 2 ст. 43 названного выше закона отсутствует.
Более того, снизив размер денежного довольствия, учитываемого при определении размера пенсий лицам, уволенным с военной службы, со 100% процентов до 54%, законодатель предусмотрел, что исчисление пенсий осуществляется исходя из нового - более высокого - денежного довольствия, обеспечив тем самым увеличение размера получаемых гражданами пенсий.
Таким образом, несмотря на снижение предусмотренного законом процентного размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий лицам, уволенным с военной службы и членам их семей, - норма закона направлена на увеличение с 01 января 2012 года абсолютного размера указанных пенсий в денежном выражении.
С учетом вышеизложенного является не состоятельным довод жалобы истца о нарушении его пенсионных прав в связи с применением нового правого регулирования.
Довод жалобы истца о незаконности действий ответчика по приданию обратной силы ч.2 ст.43 ФЗ N 4468-1 основан на ошибочном толковании вышеуказанного законодательства, регулирующего спорные правоотношения. Как правильно указал суд первой инстанции в силу ч. 8 ст.12 Федерального Закона от 08 ноября 2011 года N 309 - ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 01 января 2012 года в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, подлежат пересмотру с 01 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального Закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального Закона) и настоящего Федерального закона. Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1(в редакции Федерального Закона от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ) не предусматривает иной порядок исчисления пенсий и ее составляющих, кроме установленного статьей 43 данного закона, включая ограничение размера учитываемого при этом денежного довольствия. Пересмотр назначенных пенсий в силу положении пункта "а" статьи 49 данного закона производится вследствие увеличения уровня денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, не от 100% данного денежного довольствия, а от уровня денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, с ограничениями установленными частью 2 статьи 43 этого закона. Таким образом ответчиком в соответствии с нормами нового правого регулирования, установленного законодателем определен размер пенсии на 1.01.2012 года.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения заявленного требования, судом определены верно, нормы материального и процессуального права не нарушены, и судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенного судом решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 21 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - А. - без - удовлетворения.
Председательствующий М.В.Кожемякина
Судьи Н.В. Грачева
Е.И. Хмара
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.