Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
Председательствующего Рассошенко Н.П.,
судей Лобановой Н.В., Пыжовой И.А.,
при секретаре судебных заседаний Захаровой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 25 мая 2015 года дело по апелляционной жалобе главы администрации муниципального образования "Алексеевское" на решение Красноборского районного суда Архангельской области от 06 марта 2015 года, которым постановлено:
"иск прокурора Красноборского района, поданный в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Алексеевское" об обеспечении необходимого количества банных мест удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования "Алексеевское" создать условия для бытового обслуживания населения в части предоставления услуг бани путем обеспечения необходимого количества банных мест в срок не позднее истечения одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу".
Заслушав доклад судьи Пыжовой И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Красноборского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования (МО) "Алексеевское" о возложении обязанности обеспечить население муниципального образования в срок до 01 апреля 2015 года необходимым количеством банных мест.
Требования мотивированы тем, что частная баня в селе Красноборск, оказывавшая услуги общественной бани, с 01 февраля 2015 года прекращает оказание услуг в связи с окончанием срока действия договора. Вместе с тем, в данном населенном пункте в 183 многоквартирных домах отсутствует централизованное водоснабжение, услуги по горячему водоснабжению на территории района не оказываются. Отсутствие в с. Красноборске общественной бани влечет нарушение прав граждан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, в сфере охраны жизни и здоровья, права на благоприятные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности.
В судебном заседании прокурор Юрьева Т.Н. на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Глава администрации МО "Алексеевское" Козачёк О.В. возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что администрацией предпринимаются меры к организации банного обслуживания населения.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит ответчик, ссылаясь на отсутствие финансовых средств для строительства новой бани, недостаточностью установленного судом срока для исполнения возложенной обязанности. Также указывает, что судом не учтены обстоятельства, касающиеся проведения прокуратурой проверки законности приватизации здания бани. Полагает, что имеются основания для оспаривания данной сделки.
Прокурор, участвующий в деле, представил возражение относительно апелляционной жалобы, просит суд оставить решение без изменения, считая доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Изучив материалы дела, заслушав прокурора Загвоздину Н.А., полагавшую апелляционную жалобу необоснованной, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения прокурора относительно жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных законом оснований для отмены решения суда.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и гарантии его осуществления определены в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Частью 3 указанной нормы предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что в результате проверки, проведенной прокуратурой Красноборского района по публикации в районной газете "Знамя" (N 7) от ДД.ММ.ГГГГ был выявлен факт нарушения прав жителей села Красноборск в сфере обеспечения бытового обслуживания.
Установлено, что с 01 февраля 2015 года частная баня (ИП ФИО6), расположенная в селе Красноборск по "адрес", перестает оказывать банные услуги в связи с окончанием срока действия договора, заключенного с администрацией МО "Алексеевское", при этом новый договор на оказание банных услуг для населения не заключен, услуги общественной бани на территории села Красноборска не оказываются.
Также судом установлено, что село Красноборск входит в состав территории МО "Алексеевское". В с.Красноборск находится более 180 многоквартирных домов, в которых отсутствует водоснабжение.
Разрешая требование прокурора, суд, проанализировав вышеуказанные положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, а также постановление Госстроя СССР от 16 мая 1989 года N 78, которым утвержден и введен в действие СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", (актуализированная редакция с шифром СП 42.13330.2011, приложение "Ж", утв. приказом Минрегиона России от 28.12.2010 г. N820), установив, что на территории МО "Алексеевское" отсутствует организованное банное обслуживание населения, пришел к выводу, что заявленные прокурором требования являются обоснованными.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, который основан на правильном применении норм материального законодательства, установленных обстоятельствах и исследованных в ходе судебного разбирательства доказательствах, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии денежных средств для строительства нового здания бани, недостаточности установленного судом срока для исполнения возложенной обязанности, являются несостоятельными.
Неисполнение органом местного самоуправления предусмотренной законом обязанности по созданию условий для обеспечения надлежащего бытового обслуживания населения, безусловно, приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны жизни и здоровья, права на благоприятные и безопасные условия проживания. При этом срок исполнения вышеуказанной обязанности установлен судом с учетом социальной значимости рассматриваемого спора и конкретных обстоятельств. Установление иного, более длительного срока ведет к длящемуся нарушению прав граждан в рассматриваемой сфере, что является недопустимым.
Доводы апелляционной жалобы о возможных нарушениях при передаче здания общественной бани в 2010 году в частную собственность на законность постановленного решения не влияют.
Поскольку судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, то оснований для отмены постановленного решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноборского районного суда Архангельской области от 06 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации муниципального образования "Алексеевское" О.В. без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Рассошенко
Судьи Н.В. Лобанова
И.А. Пыжова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.