Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Гаркавенко И.В.,
судей Панас Л.Ю., Галкиной Л.Н.,
при секретаре Маликовой О.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 18 июня 2015 года дело по апелляционной жалобе администрации МО "Аргуновское" на решение Вельского районного суда Архангельской области от 13 апреля 2015 года, которым постановлено:
"исковые требования прокурора Вельского района в интересах Левченко ФИО10 к администрации муниципального образования "Аргуновское" о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования "Аргуновское" предоставить по договору социального найма Левченко ФИО11, жилое помещение в черте "адрес", в виде отдельной однокомнатной квартиры, общей площадью не менее 10,7 кв.м., в том числе жилой площадью не менее 10,7 кв.м., отвечающей установленным санитарным и техническим нормам, с уровнем благоустройства применительно к "адрес"".
Заслушав доклад судьи Панас Л.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Вельского района в интересах Левченко Ф.Г. обратился с иском к администрации МО "Аргуновское" о возложении обязанности по незамедлительному предоставлению по договору социального найма жилого помещения.
В обоснование заявленного требования указал, что Левченко Ф.Г. зарегистрирован по адресу: "адрес". Согласно постановлению главы Аргуновской сельской администрации N9 "О распределении квартир" истцу предоставлена квартира по указанному адресу. Жилое помещение, которое занимал Левченко Ф.Г., с 2006 года являлось муниципальной собственностью МО "Аргуновское". Левченко Ф.Г. является нанимателем жилого помещения N5 в данном доме. Жилой "адрес" в результате пожара, произошедшего 08 октября 2012 года, уничтожен огнем. Согласно акту межведомственной комиссии N1 от 19 декабря 2012 года указанный дом признан непригодным для проживания. Акт содержит решение о расселении жильцов. Левченко Ф.Г. обратился в администрацию МО "Аргуновское" 06 ноября 2014 года с заявлением о предоставлении иного жилого помещения. Согласно протоколу заседания общественной жилищной комиссии от 07 ноября 2014 года, утвержденному постановлением главы МО "Аргуновское" от 07 ноября 2014 года N38, Левченко Ф.Г. поставлен на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении. Однако, несмотря на то, что Левченко Ф.Г. имеет право на внеочередное получение жилья, данная обязанность органами местного самоуправления МО "Аргуновское" до настоящего времени не исполнена, пригодное для проживания жилое помещение Левченко Ф.Г. не представлено.
В судебном заседании прокурор подержал иск в полном объеме.
Левченко Ф.Г. в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика - администрации МО "Аргуновское" Матюхин А.Н. исковые требования не признал, указав, что бюджет МО "Аргуновское" является дотационным, в нем не предусмотрено средств на приобретение жилья. Маневренный жилой фонд, свободные жилые площади в администрации отсутствуют, администрация не имеет возможности предоставить Левченко Г.Ф. жилое помещение. Администрация никаких мер по выселению в отношении Левченко Г.Ф. не применяла, наоборот, за ним закреплено право на внеочередной получение жилого помещения. Администрация в связи с изменениями в федеральный закон N131 не имеет полномочий по предоставлению жилья, а областной закон N157-9-ОЗ о закреплении вопросов местного значения за поселениями противоречит федеральному законодательству.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласилась администрация МО "Аргуновское" и в апелляционной жалобе просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что бюджет МО "Аргуновское" является дотационным, в нем не предусмотрено дополнительных средств на приобретение жилья. Компенсацию расходов на исполнение дополнительных полномочий ответчик также не получает. Полагает, что данное решение нарушает конституционные права органов местного самоуправления.
В возражениях на апелляционную жалобу Левченко Ф.Г. и прокурор Вельского района Архангельской области считают постановленное судом решение законным и обоснованным.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав возражения прокурора Лепеха К.В., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Статьей 40 Конституции РФ провозглашено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять жилые помещения бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, ст. 2, ст. 21 ч. 1 Конституции РФ) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 26 февраля 2004 года Левченко Ф.Г. вселен в установленном законом порядке по договору социального найма в жилое помещение по адресу: "адрес", где с данной даты по настоящее время зарегистрирован, что подтверждается поквартирной карточкой.
Согласно информации администрации МО "Аргуновское" жилое помещение, которое занимал Левченко Ф.Г., с 2006 года являлось муниципальной собственностью МО "Аргуновское".
08 октября 2012 года жилой "адрес" в результате пожара уничтожен огнем.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии N1 от 19 декабря 2012 года указанный жилой дом признан непригодным для проживания. Акт содержит решение о расселении жильцов.
Левченко Ф.Г. обратился в администрацию МО "Аргуновское" 06 ноября 2014 года с заявлением о предоставлении иного жилого помещения.
Согласно протоколу заседания общественной жилищной комиссии от 07 ноября 2014 года, утвержденному постановлением главы МО "Аргуновское" от 07 ноября 2014 года N38, Левченко Ф.Г. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу о законности требований прокурора о предоставлении Левченко Ф.Г. другого пригодного для постоянного проживания жилого помещения. При этом суд исходил из того, что истец имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, вследствие признания дома, в котором он проживал, непригодным для проживания.
С данным выводом судебная коллегия согласна, поскольку он основан на правильном применении норм действующего законодательства, установленных судом обстоятельствах и исследованных материалах дела. Оснований для признания его неправильным судебная коллегия не находит.
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии со ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Статьёй 89 ЖК РФ установлены определенные требования к жилому помещению, предоставляемому по договору социального найма в связи с признанием дома непригодным для проживания.
Согласно части первой названной нормы, предоставляемое по данному основанию жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
В силу ч. 2 ст. 89 ЖК РФ если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.
При разрешении возникшего спора, судом правильно применены к спорным правоотношениям нормы материального права, не допущено нарушений или неправильного применения норм процессуального законодательства, правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с законом, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности исполнения решения суда в связи с отсутствием свободных жилых помещений, а также отсутствием денежных средств у ответчика не являются основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
Гарантированное законом право истца на получение жилья взамен признанного непригодным для проживания не может быть поставлено в зависимость от момента выделения органу местного самоуправления соответствующих денежных средств на эти цели. Недостаточность денежных средств, поступающих из бюджета, не освобождает администрацию МО "Аргуновское" от возложенной на нее законом обязанности по обеспечению истца жильем.
Обязанность ответчика предоставить жилое помещение во внеочередном порядке вытекает из требований ст.ст.86-88, 89, 57 ЖК РФ.
Доводы ответчика о том, что предоставление Левченко Ф.Г. жилого помещения входит в компетенцию органов местного самоуправления муниципального района являются несостоятельными. Вывод суда о необходимости возложения обязанности по предоставлению истцу жилого помещения на администрацию МО "Аргуновское" должным образом мотивирован со ссылками на нормы действующего законодательства, в том числе Закон Архангельской области от 20 июня 2014 года N 157-903 (ред. 26 сентября 2014 года). Полномочия по обеспечению граждан жилыми помещениями администрацией МО "Аргуновское" администрации МО "Вельский муниципальный район" не передавались.
При таких обстоятельствах, суд правомерно возложил на МО "Аргуновское" обязанность по предоставлению Левченко Ф.Г. равноценного жилого помещения по договору социального найма взамен непригодного для проживания.
Решение суда является правильным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вельского районного суда Архангельской области от 13 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО "Аргуновское" - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Гаркавенко
Судьи Л.Н. Галкина
Л.Ю. Панас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.