Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,
судей Лобановой Н.В., Пыжовой И.А.,
при секретаре судебного заседания Захаровой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 15 июня 2015 г. апелляционную жалобу администрации муниципального образования " "данные изъяты"" на решение Вельского районного суда Архангельской области от 17 апреля 2015 г., которым постановлено:
"заявление Б.О.И. в интересах несовершеннолетней Б.Д.П. о признании бездействия администрации муниципального образования " "данные изъяты"" по непредоставлению места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении - удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования " "данные изъяты"" по непредоставлению Б.Д.П., "данные изъяты" года рождения, места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования " "данные изъяты"" предоставить несовершеннолетней Б.Д.П., "данные изъяты" года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в пределах города "данные изъяты"".
Заслушав доклад судьи Лобановой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Б.О.И. в защиту прав и законных интересов несовершеннолетней Б.Д.П. обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации муниципального образования " "данные изъяты"", выражающегося в непредоставлении ее дочери места в дошкольной образовательной организации, возложении на указанный орган местного самоуправления обязанности предоставить Б.Д.П., "данные изъяты" года рождения, место в дошкольной образовательной организации в пределах г. "данные изъяты".
В обоснование требований указала, что 28 января 2014 г. обратилась в управление образования администрации муниципального образования " "данные изъяты"" с заявлением о предоставлении места в дошкольной образовательной организации ее дочери Д. До настоящего времени мер по ее заявлению не принимается. Статья 43 Конституции РФ, положения Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" возлагают обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на органы местного самоуправления муниципальных районов, к числу которых относится и администрация муниципального образования " "данные изъяты"". Полагая бездействие названного органа местного самоуправления, не исполняющего возложенные на него приведенными нормами федерального законодательства обязанности, неправомерным, нарушающим право ее несовершеннолетней дочери на получение дошкольного образования, обратилась в суд с рассматриваемыми требованиями.
Заинтересованные лица администрация муниципального образования " "данные изъяты"" и управление образования администрации муниципального образования " "данные изъяты"", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.
В отзыве на заявление управление образования администрации муниципального образования " "данные изъяты"" против удовлетворения заявленных требований возражало, ссылаясь на то, что по состоянию на апрель 2015 г. ребенок заявителя учтен в качестве лица, претендующего на поступление в муниципальную дошкольную образовательную организацию на общих основаниях, под номером "данные изъяты"; предоставление места ребенку заявителя в такой организации без учета существующей очередности нарушит права других детей, чьи законные представители обратились с аналогичными заявлениями ранее Б.О.И.
Суд постановил указанное решение, с которым не согласилась администрация муниципального образования " "данные изъяты"". В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления. Указывает, что, удовлетворяя заявленные требования, суд фактически изменил установленный действующим законодательством порядок приема в дошкольные образовательные учреждения, что привело к нарушению прав иных детей, в том числе, тех, в отношении которых имеются соответствующие основания для внеочередного и первоочередного приема в такие учреждения, а также принципа равных возможностей реализации права на получение дошкольного образования. Обращает внимание суда на то, что место в дошкольном образовательном учреждении дочери заявителя может быть предоставлено только с соблюдением существующей очередности.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Проверив законность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что Б.О.И., являясь законным представителем малолетней Б.Д.П., "данные изъяты" года рождения, обратилась в управление образования администрации муниципального образования " "данные изъяты"" с заявлением о предоставлении ее дочери места в дошкольной образовательной организации. На основании данного заявления дочь заявителя учтена как ребенок, претендующий на поступление в дошкольную образовательную организацию. Вместе с тем, до настоящего времени она в такую организацию не принята в связи с отсутствием свободных мест для детей ее возраста.
Установив нарушение прав несовершеннолетней Б.Д.П. на получение бесплатного дошкольного образования, суд первой инстанции правильно возложил на администрацию муниципального образования " "данные изъяты"" обязанность по предоставлению ребенку заявителя места в дошкольной образовательной организации в пределах г. "данные изъяты".
С данным выводом судебная коллегия согласна, а доводы подателя апелляционной жалобы находит несостоятельными в силу следующего.
В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно ч.ч. 2, 4 ст. 63 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" общее образование, в том числе, по образовательным программам дошкольного образования, может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося.
Из анализа указанных правовых норм следует, что реализация указанного права зависит от волеизъявления гражданина, при этом, исходя из общего смысла закона, само право может быть ограничено исключительно в случаях, предусмотренных законом.
Закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство устанавливает корреспондирующую ему обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольной образовательной организации, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные организации и при необходимости расширять их сеть.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ", ст. 1 Закона Архангельской области от 23.09.2004 N 258-внеоч.-ОЗ "О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области" и устава муниципального образования " "данные изъяты"" обязанность организовать общедоступное бесплатное дошкольное образование на территории муниципальных районов возложена, в том числе, на муниципальное образование " "данные изъяты"".
В соответствии с Порядком комплектования дошкольных групп детских садов - структурных подразделений муниципальных бюджетных образовательных учреждений МО " "данные изъяты"", реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования", утвержденным постановлением администрации МО " "данные изъяты"" от 24.04.2013 г. N 681, прием детей в дошкольные группы муниципальных образовательных учреждений в возрасте от 2 месяцев до 7 лет осуществляется на основании заявления родителей.
Таким образом, Б.Д.П. имеет право на обеспечение местом в детской дошкольной образовательной организации.
Между тем, администрацией муниципального образования " "данные изъяты"" обязанность по обеспечению несовершеннолетней Б.Д.П. местом в такой организации не исполнена, чем нарушено конституционное право ребенка на бесплатное дошкольное образование.
Установив данное обстоятельство, суд обоснованно возложил на администрацию муниципального образования " "данные изъяты"", осуществляющую комплектование муниципальных дошкольных образовательных организаций, обязанность обеспечить Б.Д.П. местом в такой организации.
Довод апелляционной жалобы о том, что обжалуемое решение суда противоречит порядку приема детей в дошкольные образовательные учреждения, предполагающему прием детей в порядке очередности поступления заявлений от родителей, с учетом права определенной категории лиц на внеочередное и первоочередное предоставление места в дошкольном учреждении, является необоснованным и не влечет отмену судебного решения, поскольку администрация муниципального образования " "данные изъяты"" обязана принимать меры для организации сети детских дошкольных образовательных организаций, а в случае недостаточности - расширять ее. При этом реализация прав одних граждан на получение дошкольного образования должна осуществляться не за счет ущемления прав других, а посредством увеличения числа мест в дошкольных образовательных организациях.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены верно, оценка исследованных доказательств произведена в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены вынесенного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вельского районного суда Архангельской области от 17 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования " "данные изъяты"" - без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Рассошенко
Судьи Н.В. Лобанова
И.А. Пыжова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.