судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Жуковой Н.Н.
судей Михалевой О.В. и Москалевой Е.В.
при секретаре Кузовлевой К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело
по апелляционной жалобе истца Холодяевой Л.А. на решение Грязинского городского суда Липецкой области от 01 апреля 2015 года , которым постановлено:
В удовлетворении требований Холодяевой Л.А. к Управлению лесного хозяйства Липецкой области, Новикову С.Е. о признании недействительным договора аренды отказать.
Заслушав доклад судьи
Жуковой Н.Н. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Холодяева Л.А. обратилась в суд с иском к Управлению лесного хозяйства Липецкой области, Новикову С.Е. о признании недействительным договора аренды.
В обоснование требований истица ссылалась на то, что являлась инициатором раздела земельного участка с кадастровым номером N и готовила за свой счет межевание земельного участка. Полагает, что заключенный между Управлением лесного хозяйства Липецкой области и Новиковым С.Е. договор аренды лесного участка N 100 от 29.11.2013 года, является незаконным, поскольку заключен с нарушением требований законодательства, без проведения аукциона, чем нарушено право истицы на участие в конкурсе по предоставлению спорного лесного участка в аренду.
Определением суда от 05.02.2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Новиков С.Е.
В судебное заседание истица Холодяева Л.А. не явилась, извещена надлежащим образом и своевременно.
Представитель ответчика Управления лесного хозяйства Липецкой области Кашин И.В. в судебном заседании иск не признал, ссылаясь на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку земельный участок предоставлен Новикову С.Е. правомерно, на основании его заявления, тогда как истицей не был соблюден порядок заключения договора аренды лесного участка, не подано заявление о заключении указанного договора.
Ответчик Новиков С.Е. и его представитель Поваляева Е.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, указав, что проведение конкурса о выделении участка под строительство водоема не требуется. Договор аренды лесного участка является законным, оснований для признания его недействительным не имеется.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе истица Холодяева Л.А. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Выслушав истицу Холодяеву Л.А. и ее представителя, поддержавших доводы жалобы, возражения против жалобы представителя ответчика Управления лесного хозяйства Липецкой области Кашина И.В., ответчика Новикова С.Е. и его представителя Поваляеву Е.В., проверив материалы дела,
судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии со ст. 44 Лесного кодекса РФ использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
Лесные участки используются для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов в соответствии с водным законодательством.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов.
На основании ч. 1 ст. 72 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса РФ.
В силу ч. 2 ст. 72 Лесного кодекса РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
В соответствии с частью 1 ст. 74 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 74 Лесного кодекса РФ без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса.
Статья 44 Лесного кодекса РФ регламентирует использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов.
В соответствии с частью 4 ст. 74 Лесного кодекса РФ заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 5 статьи 74 Лесного кодекса порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Приказом Рослесхоза от 26.07.2011 N 319 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договоров аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды земельного участка" В случае заключения договора аренды лесного участка без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации заинтересованное в получении права на заключение договора аренды лесного участка лицо (далее - заявитель) подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 5 настоящего Порядка (статья 18).
По результатам рассмотрения заявления выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду либо решение об отказе (статья 23).
Из указанного Порядка следует, что заключение договора аренды возможно при соблюдении определенных условий и с согласия арендодателя.
Согласно пункту 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации если из закона не следует иное, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.
Как следует из материалов дела, право собственности на земельный участок, площадью 1167890 кв.м с кадастровым номером N N зарегистрировано за Российской Федерацией, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав от 17.10.2012 года.
Согласно распоряжения Территориального управления Росимущества в Липецкой области N 178 от 08.07.2013 в результате раздела земельного участка с кадастровым N N, образован земельныйучасток площадью 3 0056 кв.м, с КН N, разрешенное использование: как рекреационная деятельность, так и строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов.
30.08.2013 г. Управлени ем лесного хозяйства Липецкой области было принято решение N 29 о предоставлении Новикову С.Е. в аренду лесно го участк а в составе земель лесного фонда (целевое назначение лесов - защитные леса), находящ егося в собственности Российской Федерации и расположенн ого в Липецкой области, Грязинском районе, Грязинском лесничестве, Яманском участковом лесничестве, квартале 59, части выделов 35,38,39,40, кадастровый номер N, площадью 3,0056 га сроком на 49 лет , для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов для рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов.
29.11.2013г . на основании договора аренды N 100 Управление лесного хозяйства Липецкой области (Арендодатель) предоставило Новиков у С.Е. (Арендатору) во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности . Лесной участок общей площадью 3,0 га (30056 кв. м), расположен по адресу: Липецкая область, Грязинский район, Грязинское лесничество, Яманское участковое лесничество, квартал 59, части выделов 35,38,39,40, кадастровый номер N. Арендатору лесной участок передан для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов в целях строительства и эксплуатации водного объекта и в объемах, согласно приложению N 3.
Разрешая требования истицы о признании недействительным договора аренды, суд верно исходил из того, что данный договор правомерно заключен без проведения аукциона на основании решения Управлени лесного хозяйства Липецкой области от 30.08.2013 г., что соответствует требованиям част и 3 статьи 74 Лесного кодекса РФ , которой предусмотрено заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, использование которого предназначено для строительства водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов для рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов , без проведения аукциона.
При заключении договора аренды Новиковым С.Е. соблюден порядок его заключения, которым предусмотрена подача заинтересованным лицом в органы государственной власти заявления о заключении договора аренды.
Управление лесного хозяйства Липецкой области является уполномоченным органом, в компетенцию которого входит решение данного вопроса.
Истицей же не представлено достаточных и достоверных доказательств тому, что она обращалась в Управление лесного хозяйства Липецкой области с заявлением, в котором обозначила бы свои намерения арендовать спорный земельный участок под рекреацию.
Ссылка истицы на то, что ею производились действия по выделению данного земельного участка, сами по себе не свидетельствуют о ее намерении получить этот участок в аренду под конкретные цели.
В дальнейшем ее заявление о предоставлении земельного участка в аренду было подано уже после подачи заявления Новиковым.
З аключение договора аренды с Нови к овым С.Е. не противоречит видам разрешенного использования, предусмотренного распоряжением Территориального управления Росимущества в Липецкой области N 178 от 08.07.2013 г.
Д оговор по своей форме и содержанию соответствует Приказу Рослесхоза от N 319 (ред. от 26.06.2012) "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка" .
Поскольку договор аренды заключен с соблюдением требований лесного законодательства, не нарушает прав истицы, суд верно отказал в удовлетворении требований о признании недействительным договора аренды.
Доводы жалобы о том, что не рассмотрение судом измененных истицей в последнем судебном заседании 01 апреля 2015 года требований, а именно, о признании незаконным решения Управления лесного хозяйства N 29 от 30.08.2013 года и расторжении договора аренды N100 от 29.11.2013 года, привело к нарушению ее прав, нельзя признать обоснованными.
Как установлено судом, решение Управления лесного хозяйства N 29 от 30.08.2013 года явилось основанием для заключения оспариваемого договора аренды, поэтому при рассмотрении требований о признании недействительным договора аренды судом дана надлежащая оценка указанному решению, как одному из доказательств по данному делу. Таким образом, довод истца о том, что судом не проверялась законность решения Управления лесного хозяйства N 29 от 30.08.2013 года противоречит вынесенному по делу решению.
С требованиями о расторжении договора аренды Холодяева Л.А. не лишена возможности обратиться в суд в установленном законом порядке.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия считает, что по доводам жалобы оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации , судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Грязинского городского суда от 01 апреля 2015 года
оставить без изменения, а
пелляционную жалобу истца Холодяевой Л.А.
- без удовлетворения.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)
Копия верна Судья
Секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.