Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Адущкиной И.В.,
судей Ериной Н.П., Скипальской Л.И.,
при секретаре судебного заседания Бобровой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 мая 2015 г. в г. Саранске дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкина В.Г. на решение Ленинского районного суда Республики Мордовия от 26 февраля 2015 г.
Заслушав доклад судьи Ериной Н.П., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Пиняева Н.К. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия на отказ в досрочном назначении трудовой пенсии.
В обоснование своих требований указала, что 21 октября 2014 г. Пиняева Н.К. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Решением ответчика N 205355/14-1618 от 23 декабря 2014 г. Пиняевой Н.К. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа работы 30 лет (по мнению ответчика, стаж на дату обращения, то есть на 21 октября 2014 г. составил 26 лет 7 месяцев 7 дней).
В специальный стаж не засчитан период работы с 07 апреля 1992 г. по 24 мая 1998 г. (6 лет 1 месяц 18 дней) в должности медицинской сестры в амбулатории совхоза "Тепличный", поскольку учреждение "Врачебная амбулатория" Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии не поименовано. Кроме того, факт льготной работы не подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица и в штатном расписании работников врачебной амбулатории совхоза "Тепличный" за 1993 г., 1994 г., 1995 г., 1996 г., 1997 г., 1998 г. Пиняева Н.К. не значится.
Считает решение незаконным и необоснованным, так как "данные изъяты" находится в "адрес", который относится к сельской местности на территории Республики Мордовия.
Должность медицинской сестры врачебной амбулатории "данные изъяты" соответствует Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N464.
Просила, с учетом уточнений, признать незаконным и отменить решение начальника ГУ -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия N205355/14-1618 от 23 декабря 2014 г. Обязать ответчика включить периоды работы в специальный стаж работы с 07 апреля 1992 г. по 18 декабря 1992 г. в должности медицинской сестры в амбулатории "данные изъяты", с 19 декабря 1992 г. по 24 мая 1998 г. в должности медицинской сестры в амбулатории ТОО "Тепличное" для досрочного назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в календарном исчислении. Обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 21 октября 2014 г.
Решением Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 26 февраля 2015 г. исковые требования Пиняевой Н.К. удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкин В.Г. считает решение суда незаконным и необоснованным, просил о его отмене, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для включения спорных периодов работы в специальный стаж.
В возражениях на апелляционную жалобу истица Пиняева Н.К. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Копылова О.В. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
В судебном заседании истица Пиняева Н.К. и ее представитель Шукшина И.А. с апелляционной жалобой представителя ответчика не согласились и просили в её удовлетворении отказать.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, находит его подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела усматривается, что 21 октября 1014 г. Пиняева Н.К. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" NФЗ-173 от 17 декабря 2001 года.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия N205355/14-1618 от 23 декабря 2014 г. Пиняевой Н.К. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 30-летнего специального стажа, имеется 26 лет 7 месяцев 7 дней. В специальный стаж не включен в льготном и календарном исчислении период работы с 07 апреля 1992 г. по 24 мая 1998 г. (6 лет 1 месяц 18 дней) в должности медицинской сестры в амбулатории "данные изъяты", поскольку учреждение "Врачебная амбулатория" Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N781 не поименовано. Кроме того, факт льготной работы не подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, то есть не соблюдены условия пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и в штатном расписании работников врачебной амбулатории совхоза "Тепличный" за 1993 г., 1994 г., 1995 г., 1996 г., 1997 г., 1998 г. Пиняева Н.К. не значится.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности указанного решения пенсионного органа в части не включения в трудовой стаж спорных периодов работы истицы. При этом суд правильно руководствовался подлежащими применению нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 вышеуказанного закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии со статьями 12-14 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" медицинские учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области здравоохранения распространяется на все медицинские учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 3 названных Правил, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, были включены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности только лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Из Положения об амбулатории (приложения N 50 к приказу Минздрава СССР от 23.09.1981 N 1000) следует, что амбулатория является лечебно-профилактическим учреждением, призванным осуществлять в районе своей деятельности: проведение широких профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости; раннее выявление больных, диспансеризацию здоровых и больных; оказание квалифицированной медицинской помощи населению. Амбулатория организуется в установленном порядке, как правило, в сельских населенных пунктах, в рабочих поселках, в поселках городского типа, курортных поселках, на объектах строительства, осуществляемого вне населенных пунктов. Амбулатория может быть самостоятельным учреждением или входить в состав больницы.
В этой связи, наименование должности истицы и учреждения, в котором она работала с 07 апреля 1992 г. по 18 декабря 1992 г. в должности медицинской сестры в амбулатории "данные изъяты" с 19 декабря 1992 г. по 24 мая 1998 г. в должности медицинской сестры в амбулатории "данные изъяты" соответствует Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N1937.
Данный вывод суда является правильным и подтверждается копией трудовой книжки, согласно которой приказом N47-к от 01 октября 1991 г. Пиняева Н.К. принята в консервный цех "данные изъяты" стерилизатором.
Постановлением Администрации МССР N175 от 18 декабря 1992 г. "данные изъяты" реорганизован в "данные изъяты", о чем в трудовой книжке внесена запись N12.
Приказом N 19-к от 03 апреля 1992 г. Пиняева Н.К. переведена в амбулаторию медсестрой.
На основании приказа N20-к от 18 мая 1998 г. уволена в связи с сокращением штата работников амбулатории (запись N14 от 25 мая 1998 г.).
Согласно справке ГУП Республики Мордовия "Тепличное" от 23 июня 2014 г., Пиняева Н.К. работала в амбулатории "данные изъяты" с 07 апреля 1992 г. (приказ 19-к от 03 апреля 1992 г.) по 25 мая 1998 г. (приказ N20-к от 18 мая 1998 г.) медсестрой процедурного кабинета. За данный период времени в отпуске без сохранения заработной платы, в учебных отпусках и в отпуске по уходу за ребенком не находилась. Работала постоянно и была принята на полный рабочий день. Курсы повышения квалификации не проходила. Основанием для выдачи указанной справки послужили приказы по предприятию, личная карточка по учету кадров, лицевых счетов.
Из справки Объединенного междуведомственного архива Минсельхозпрода Республики Мордовия N556 от 24 марта 2014 г. Пиняева Н.К. в документах архивного фонда "адрес" имеется: Приказ N47-к от 01 октября 1991 г., согласно которому Пиняева Н.К. принята в консервный цех стерилизатором с 09 октября 1991 г. В приказе N19-к от 03 августа 1992 г. того же архивного фонда имеется сведения, согласно которым Пиняева Н.К. рабочая консервного цеха переведена в амбулаторию совхоза на должность медицинской сестры с 07 апреля 1992 г. до 01 октября 1993 г. В приказе N20-К от 18 мая 1998 г. того же архивного фонда имеются сведения, согласно которым Пиняева Н.К. - медсестра амбулатории уволена в связи с сокращением численности штата работников с 25 мая 1998 г.
Цели и задачи учреждений "врачебная амбулатория" и "амбулатория" идентичны.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что истица занималась именно лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Так, из Положения N 218 от 16 октября 1991 г. "О врачебной амбулатории "данные изъяты" следует, что врачебная амбулатория - лечебно-профилактическое подразделение, предоставляющее медицинские услуги и обеспечивающее медицинской помощью рабочих и служащих совхоза "Тепличный". Основными задачами врачебной амбулатории совхоза "Тепличный" являются: оказание квалифицированной медицинской помощи прикрепленному контингенту с целью снижения общей и профессиональной заболеваемости, производственного травматизма, трудопотерь по болезни и инвалидности, выполнение программ обязательного медицинского страхования.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу, что периоды работы Пиняевой Н.К. с 07 апреля 1992 г. по 18 декабря 1992 г. в должности медицинской сестры в амбулатории "данные изъяты" с 19 декабря 1992 г. по 24 мая 1998 г. в должности медицинской сестры в амбулатории "данные изъяты" подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости в календарном исчислении.
Поскольку с учетом включенных судом периодов работы истицы специальный стаж на дату обращения в пенсионный орган составил более 30 лет, суд правомерно обязал ответчика назначить пенсию с 21 октября 2014 г.
Удовлетворяя требования истицы, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что указание работодателем в трудовой книжке истицы неточного наименования структурного подразделения, не может служить законным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку пенсия медицинским работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждений или организаций, с которыми они состоят в трудовых отношениях.
Суд правильно счел, что допущенные работодателем неточности в оформлении трудовых отношений работника, не могут влиять на его пенсионные права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный период работы не может быть включен в специальный стаж, поскольку наименование учреждения "врачебная амбулатория" не предусмотрено Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, судом первой инстанции исследовался и обоснованно признан несостоятельным по вышеизложенным основаниям.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на неправильном толковании действующего законодательства Российской Федерации, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и оценкой представленных по делу доказательств в отсутствие оснований у суда второй инстанции для переоценки этих доказательств.
При разрешении возникшего спора суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 26 февраля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкина В.Г. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.В.Адушкина
Судьи Н.П. Ерина
Л.И.Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.