Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Старинновой Л.Д.,
судей Елиной Т.А., Козиной Е.Г.,
при секретаре Цыбульской М.Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 июня 2015 г. в г. Саранске дело по апелляционной жалобе представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия Петрунина А.Н. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 24 марта 2015 г.
Заслушав доклад судьи Елиной Т.А., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Алямкина Н.А. обратилась в суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия о признании приказа о её назначении на должность специалиста 1 разряда отдела организации, мониторинга и контроля и освобождении от ранее занимаемой должности ведущего специалиста - эксперта организационно - контрольного отдела недействительным, восстановлении в должности ведущего специалиста-эксперта отдела организации, мониторинга и контроля, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указала, что "дата" г. она заключила срочный служебный контракт N17-2008 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия. Работала у ответчика на разных должностях государственной гражданской службы.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия были изданы приказы, в результате которых была сокращена должность ведущего специалиста - эксперта на 1 единицу. 02 декабря 2014 N 15-12/41286 она была уведомлена о сокращении должности ведущего специалиста эксперта организационно-контрольного отдела.
По состоянию на 15 октября 2014 г. (день издания приказа N 323-к) в организационно-контрольном отделе имелись две должности ведущего специалиста - эксперта и соответственно их замещали два специалиста она и Шушпанова Т.В. После проведения работы связанной с сокращением численности и утверждения нового штатного расписания работодателем было принято решение о её сокращении и она была переведена на должность специалиста 1 разряда отдела организации, мониторинга и контроля.
С учётом уточненных исковых требований просила признать приказ о её назначении на должность государственной гражданской службы специалиста 1 разряда отдела организации, мониторинга и контроля Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Мордовия и освобождении от ранее замещаемой должности ведущего специалиста - эксперта организационно-контрольного отдела недействительным.
Восстановить её в должности специалиста-эксперта отдела организации, мониторинга и контроля Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия и взыскать компенсацию морального вреда за неправомерные действия ответчика в размере "данные изъяты" рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 24 марта 2015 г. исковые требования удовлетворены частично.
Признан приказ N 85-к от 28 января 2015 г. по Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия о назначении Алямкиной Н.А. на должность специалиста 1 разряда отдела организации, мониторинга и контроля и освобождении от ранее занимаемой должности ведущего специалиста - эксперта организационно - контрольного отдела, недействительным.
Алямкина Н.А. восстановлена в должности ведущего специалиста-эксперта организационно - контрольного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия.
Взыскана с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия в пользу Алямкиной Н.А. компенсация морального вреда в размере "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия Петрунин А.Н. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность (л.д. 197-201, 205).
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия Петрунин А.Н. поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям. Истица возражала против доводов апелляционной жалобы и просила решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание прокурор не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, путём заблаговременного направления адресату по почте судебного извещения с уведомлением о вручении, о причинах неявки суд не известил, отложить разбирательство дела не просил.
Заслушав объяснения сторон, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы (пункт 1). В случае, если обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (пункт 2).
Согласно частям 1 и 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Согласно пункту 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
При этом необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Как следует из материалов дела, "дата" между истицей и ответчиком был заключен срочный служебный контракт N 17-2008 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия. Алямкина Н.А. поступила на должность специалиста I разряда организационного обеспечения, планирования и контроля деятельности Управления. Срок действия служебного контракта был установлен с "дата" до выхода на работу временно отсутствующего гражданского служащего ФИО6
Согласно дополнительному соглашению от "дата" к контракту "N" Алямкина Н.А. переведена и назначена постоянно на должность федеральной государственной гражданской службы специалиста первого разряда отдела организационного обеспечения, планирования и контроля деятельности Управления.
Согласно дополнительному соглашению от "дата" Алямкина Н.А. переведена на должность федеральной государственной гражданской службы специалиста-эксперта отдела организационного обеспечения планирования и контроля деятельности.
Согласно дополнительному соглашению "дата" Алямкина Н.А. переведена и назначена на должность государственной гражданской службы ведущего специалиста-эксперта организационно-контрольного отдела.
01 октября 2012 г. Алямкиной Н.А. был присвоен классный чин гражданской службы: референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса, что подтверждается копией аттестационного листа (л.д.14).
15 октября 2014 г. Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр) был издан приказ N 323-к в соответствии с которым была установлена с 01 января 2015 г. предельная численность федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющимися должностями федеральной государственной гражданской службы, территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по субъектам (в Управлении Росреестра по Республике Мордовия -183).
17 ноября 2014 г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия был издан приказ N П/207 "Об организации процедуры сокращения должностей государственной гражданской службы".
20 ноября 2014 г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия был издан приказ N П/209 об утверждении структуры и штатного расписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия. В соответствии с новым штатным расписанием отдел, в котором работала истица - организационно-контрольный был реорганизован в отдел организации, мониторинга и контроля. В указанном отделе была сокращена должность ведущего специалиста - эксперта на 1 единицу.
02 декабря 2014 г. Алямкина Н.А. была уведомлена о сокращении должности ведущего специалиста эксперта организационно-контрольного отдела.
В соответствии с частью 1 статьи 31 ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона, о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В силу пункта 6 части 1 статьи 33 вышеуказанного Федерального закона основаниями освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации, в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (ч. 4 ст. 31 настоящего Федерального закона).
Принятие решения о сокращении численности и штата относится к компетенции работодателя. Право определять численность и штат работников принадлежит работодателю. Составление и утверждение штатного расписания относится также к компетенции руководителей организации и не может являться предметом судебного исследования.
Реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (статья 34 часть 1; статья 35 часть 2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации, закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что положения законодательства, регламентирующие вопросы преимущественного права на оставление на работе (службе) закрепляют основанное на объективных критериях правило отбора работников для оставления на работе при сокращении их численности или штата. Устанавливая в качестве таких критериев квалификацию, уровень подготовки, опыт и т.д. работника, законодатель исходил как из необходимости предоставления дополнительных мер защиты трудовых прав работников, имеющих профессиональные качества более высокого уровня, так и из интереса работодателя, направленного на продолжение трудовых отношений с наиболее квалифицированными и эффективно выполняющими трудовые обязанности работниками. (Определения от 21 декабря 2006 года N 581-О, от 16 апреля 2009 года N 538-О-О, от 17 июня 2010 года N 916-О-О и 917-О-О).
Из представленных письменных доказательств следует, что Алямкина Н.А. своевременно за два месяца была уведомлена о сокращении её должности. Работодатель предложил ей имеющиеся вакантные должности: специалиста 1 разряда отдела организации, мониторинга и контроля Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия; главного специалиста отдела по работе с физическими и юридическими лицами ГАУ Республики Мордовия "Многофункциональный центр"; инженера по кадастровым работам Филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Мордовия.
Истица дала согласие на перевод на вакантную должность государственной гражданской службы специалиста 1 разряда организации мониторинга и контроля Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, о чём написала соответствующее заявление.
28 января 2015 года был издан приказ N 85-к о переводе Алямкиной Н.А. со 2 февраля 2015 года на должность специалиста 1 разряда организации мониторинга и контроля Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, освободив от ранее замещаемой должности ведущего специалиста-эксперта организационно-контрольного отдела.
Бремя представления доказательств в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ о том, что работника понудили написать заявление о переводе на другую должность, возлагается на работника, заявившего указанное, в данном случае на Алямкину Н.А. Между тем, истица не представила доказательств оказания на неё давления со стороны работодателя при написании заявления о переводе. В процессе судебного разбирательства не был установлен факт давления работодателя на истицу при переводе её на другую должность.
В связи с указанными обстоятельствами, судебная коллегия считает, что у суда не имелось оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истица добровольно перевелась на другую должность, поэтому решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 24 марта 2015 г. отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Алямкиной ФИО10 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия о признании приказа N 85 от 28 января 2015 года о переводе на должность специалиста 1 разряда отдела организации, мониторинга и контроля и освобождения от ранее занимаемой должности ведущего специалиста-эксперта организационно-контрольного отдела, взыскании компенсации морального вреда отказать.
Судья-председательствующий Л.Д. Стариннова
Судьи Т.А. Елина
Е.Г. Козина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.