Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Литюшкина В.И.,
судей Ериной Н.П., Скипальской Л.И.,
при секретаре судебного заседания Бобровой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 июня 2015 г. в г. Саранске дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкина В.Г. на решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 10 марта 2015 г.
Заслушав доклад судьи Ериной Н.П., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Обманкина Р.И. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о включении в стаж периодов работы и проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование требований указала, что она работала на "данные изъяты" с 28 февраля 1980 г., в настоящее время "данные изъяты" которое расположено по адресу: "адрес" зоне проживания с льготным социально- экономическим статусом, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости. Но ей было отказано из-за отсутствия требуемого стажа работы. Не засчитаны в стаж работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом периоды нахождения на больничном листе по беременности и родам с 01 октября 1987 г. по 23 января 1988 г. и с 01 октября 1990 г. по 20 января 1991 г., периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 24 января 1988 г. по 28 мая 1989 г. Полагает, что данный отказ является незаконным, так как нарушены её права на досрочное назначение пенсии на 1 год раньше.
Просила с учетом уточнений признать незаконным решение начальника управления ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия "N" от 01 декабря 2014 г. в части отказа в назначении государственной пенсии по старости предусмотренной пунктом 7 статьи 10 Федерального закона N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Включить в стаж ее работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом период нахождения в отпуске по беременности и родам с 01 октября 1987 г. по 23 января 1988 г. и с 01 октября 1990 г. по 20 января 1991 г. Обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия и назначить государственную пенсию по старости с момента достижения возраста 53 лет, то есть с 18 сентября 2014 г.
Взыскать в ее пользу расходы по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей.
Решением Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 10 марта 2015 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкин В.Г. считает решение суда незаконным, необоснованным и просит его отменить ввиду неправильного определения обстоятельств имеющих значение для дела, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для включения спорного периода в стаж работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Право на снижение пенсионного возраста предоставляется гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие Чернобыльской катастрофы, и меры социальной поддержки предоставляются гражданам адекватно фактическому повреждению здоровья. Период нахождения в отпуске по беременности, протекавший за пределами зоны радиоактивного загрязнения в нормальных условиях, не может учитываться наравне с работой на территории, загрязненной вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, при определении величины уменьшения возраста выхода на пенсию по старости, поскольку это противоречит правовой природе указанной пенсии.
Судебном заседании представитель ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Святкина М.А. апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам и просила её удовлетворить.
В судебном заседании истица Обманкина Р.И. с доводами жалобы не согласилась и просила в её удовлетворении отказать.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, находит его подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела усматривается, что 03 сентября 2014 г. Обманкина Р.И. обратилась в ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении ей пенсии по старости с уменьшением возраста на 2 года в связи с работой на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Решением начальника ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия "N" от 01 декабря 2014 г. Обманкиной Р.И. отказано в назначении пенсии по нормам статьи 10 Федерального закона N166-ФЗ от 15 декабря 2001 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В стаж работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом не засчитаны периоды работы: с 01 октября 1987 г. по 23 января 1988 г., с 01 октября 1990 г. по 20 января 1991 г. - период нахождения истицы на больничном листе по беременности и родам, и отпуск по уходу за ребенком 05 декабря 1990 года рождения и 29 ноября 1987 года рождения с 24 января 1988 г. по 28 мая 1989 г., по тем основаниям, что в данный период истица не подвергалась риску и не осуществляла постоянную работу на территории зоны с льготным социально - экономическим статусом.
Право на снижение возраста ухода на пенсию по старости по нормам пункта 7 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166- ФЗ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", на дополнительную величину на 1 год (то есть на 1 год за каждые 4 года проработанные в зоне со льготно-экономическим статусом) не имеется, поскольку период работы Обманкиной Р.И. на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом (за исключением периодов нахождения на больничном листе с 01 октября 1987 г. по 23 января 1988 г., с 01 октября 1990 г. по 20 января 1991 г. и в отпуске по уходу за ребенком с 24 января 1988 г. по 29 ноября 1988 г., с 29 ноября 1988 г. по 28 мая 1989 г., с 21 января 1991 г. по 05 июня 1992 г., с 06 июня 1992 г. по 05 декабря 1993 г. и прочих отвлечений) составляет 3 года 2 месяца 9 дней.
Разрешая и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд правильно руководствовался подлежащими применению нормами материального права, регулирующими спорные отношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В силу статьи 34 данного Федерального закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1 гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582 утвержден Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с которым поселок Ялга Республики Мордовия расположен на территории, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, то есть относится к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что общий период работы Обманкиной Р.И. в районе, подвергшемся радиоактивному загрязнению в связи с аварией на ЧАЭС, составил более 4 лет.
Данные выводы суда мотивированны, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Согласно трудовой книжке, которая в силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, Обманкина Р.И. приказом N 139 от 21 февраля 1980 г. принята на работу на "данные изъяты"
Приказом N 1 от 09 сентября 1993 г. "данные изъяты" переименован в "данные изъяты", истица проработала на данном предприятии до 05 июня 1995 г.
Как следует из справки N62 от 06 февраля 2014 г., выданной представительством "данные изъяты" расположенное по адресу: "адрес", действительно находится в "адрес", который относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Судом установлено, что в указанный период работы истица находилась на больничном листе по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком (без сохранения заработной платы), однако с работы не увольнялась.
Факт работы Обманкиной Р.И. в зоне с льготным социально-экономическим статусом постоянно полный рабочий день подтверждается справкой, выданной работодателем "данные изъяты" согласно которой Обманкина Р.И. с 1986 г. по 1995 г. работала постоянно и полный рабочий день в ОАО "Орбита" на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, а также то, что с 01 октября 1987 г. по 23 января 1988 г., с 01 октября 1990 г. по 20 января 1991 г. Обманкина Р.И. находилась в отпуске по уходу за ребенком; с 24 января 1988 г. по 29 ноября 1988 г., с 29 ноября 1988 г. по 28 мая 1989 г., с 21 января 1991 г. по 05 июня 1992 г., с 06 июня 1992 г. по 05 декабря 1993 г. находилась в отпуске по уходу за ребенком (без сохранения заработной платы).
Согласно лицевым счетам Обманкина Р.И. в период с 01 октября 1987 г. по 23 января 1988 г., с 01 октября 1990 г. по 20 января 1991 г. находилась на больничном листе по беременности и родам.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о подтверждении факта работы истицы в зоне радиоактивного загрязнения более 4 лет, поскольку об этом свидетельствуют документы о трудовой деятельности истицы, а нахождение на больничном листе по беременности и родам не исключается из стажа работы истицы.
Пунктом 22 Постановления Министерства труда и социального развития РФ N 16 Пенсионного фонда РФ N 19па от 27 февраля 2002 г. "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено, что в качестве документов, подтверждающих проживание и работу в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", принимаются: удостоверения установленного образца, документы, подтверждающие проживание в указанных зонах (регистрация по месту жительства или месту пребывания), трудовая книжка с записью о факте работы в организации, расположенной в зоне радиоактивного загрязнения.
Согласно статье 23 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. пенсия назначается с 1 числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права за ней.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что пенсия истице должна быть назначена со снижением пенсионного возраста на 2 года, как лицу, относящемуся к гражданам указанным в статье 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Доводы жалобы пенсионного органа по существу повторяют фактические и правовые основания отказа ответчика истице в назначении пенсии, которые были предметом разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда. К тому же доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств и не могут послужить поводом к отмене решения суда, поскольку суд дал правильную оценку доказательствам.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены обжалуемого судебного решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 10 марта 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкина В.Г. - без удовлетворения.
Судья - председательствующий В.И.Литюшкин
судьи Н.П.Ерина
Л.И.Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.