Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Ивановой В.П.,
судей Харламовой О.А., Утенко Р.В.,
при секретаре Жуковской Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 июня 2015 г. дело по апелляционной жалобе Зайцевой Ж.Н. на решение Русско-Полянского районного суда Омской области от 10 апреля 2015 г., которым постановлено:
"1. Исковые требования Зайцевой Ж. Н. удовлетворить частично.
2. Признать незаконным Решение ГУ УПФР в Русско-Полянском районе Омской области от " ... ". N " ... " об отказе в назначении Зайцевой Ж. Н. трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, в части исключения из стажа работы истицы, дающего право на досрочную пенсию по старости периодов обучения Зайцевой Ж.Н. на курсах повышения квалификации с 11.01.2007г. по 07.02.2007г., с 08.02.2007г. по 21.02.2007г., с 18.01.2012г. по 14.02.2012г.
3. Возложить обязанность на ГУ УПФР в Русско-Полянском районе Омской области включить в стаж работы истицы, дающий право на досрочную пенсию по старости, в льготном исчислении как 1 год работы равный 1 году и 3 месяцам, период нахождения Зайцевой Ж.Н. в отпуске по беременности и родам с 09.10.1998г. по 24.02.1999г.
4. В удовлетворении остальной части исковых требований Зайцевой Ж.Н. отказать.
5. Взыскать с ГУ УПФР в Русско-Полянском районе Омской области в пользу Зайцевой Ж.Н. компенсацию расходов по оплате государственной пошлины в размере 100 рублей".
Заслушав доклад судьи Утенко Р.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зайцева Ж.Н. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в Русско-Полянском районе Омской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Истец указала, что 05.02.2015г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственном, муниципальном учреждении здравоохранения не менее 25 лет.
Решением ответчика от " ... " N " ... " в назначении вышеуказанной пенсии ей было отказано по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. Названной комиссией было установлено наличие у заявителя льготного стажа 19 лет 2 месяца 25 дней.
Ответчиком были исключены из льготного стажа периоды ее нахождения на обучении на курсах повышения квалификации, в отпуске по уходу за детьми, некоторые периоды работы не были включены в стаж в льготном исчислении как 1 год и три месяца за год работы.
Истец просила включить ей в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 11.01.2007 по 21.02.2007г., с 18.01.2012 по 14.02.2012г., произвести исчисления стажа ее трудовой деятельности за периоды с 07.08.1992г. по 04.02.1995г., с 04.02.1995г. по 30.07.2001г., с 30.07.2001г. по 01.01.2007г., 01.01.2007г. по 05.02.2015г. в льготном исчислении как один год работы равный одному году и 3 месяцам., назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения с 05.02.2015г.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Русско-Полянском районе Омской области Сидорова С.В. исковые требования не признала и пояснила, что период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком не подлежит включению в льготный стаж. Ввиду постоянной работы истца в сельской местности период работы после 01.11.1999 г. не может быть засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа в льготном исчислении как один год работ равный одному году и 3 месяцам.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Зайцева Ж.Н. просит удовлетворить заявленные ею требования в полном объеме, полагает, что периоды ее работы с 07 августа 1992 г. по 04.02.1995 г. медсестрой терапевтического отделения, с 04.02.1995 г. по 30.07.2001 г. медсестрой процедурного кабинета, с 30.07.2001 г. по 01.01.2007 г. медсестрой палатной, с 01.01.2007 г. по 05.02.2015 г. медсестрой участковой должны исчисляться в льготном порядке как один н год работы за 1 год и 3 месяца в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник ГУ УПФ РФ в О Русско-Полянском районе Омской области Панова С.В. просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежаще.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения поданной жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Право на социальное обеспечение относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации.
Разрешая заявленные по делу требования, суд оценил в совокупности представленные доказательства и установил, что на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии, она не имела специальный стаж работы необходимой продолжительности для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований частично.
Данный вывод суда мотивирован, соответствует обстоятельствам дела, установленным судом, не противоречит действующему законодательству и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 указанного Закона досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения).
При этом согласно подпункту "а" пункта 5 названных выше Правил, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке) период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.
Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Так, льготный порядок исчисления стажа медицинской работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) применялся при назначении пенсии до 1 ноября 1999 года независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе (пункт 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет").
После 1 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников может применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке). Если же работа протекала только в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется (пункт 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения").
При рассмотрении заявления истца о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, пенсионным органом включен в специальный стаж исходя из расчета один год работы как один год и три месяца период работы истца с 07.08.1992 г. по 08.10.1998 г. в должности постовой медсестры терапевтического отделения Русско-Полянской райбольницы, медсестрой процедурного кабинета терапевтического отделения. Об этом указано и в судебном решении, в связи с чем требования истца в апелляционной жалобе относительно зачета указанного периода в льготный стаж не обоснованы нарушением ее прав пенсионным органом.
Настоящим решением суда постановлено возложить обязанность на ответчика включить в стаж работы истицы, дающий право на досрочную пенсию по старости, в льготном исчислении как 1 год работы равный 1 году и 3 месяцам, период нахождения Зайцевой Ж.Н. в отпуске по беременности и родам с 09.10.1998г. по 24.02.1999 г.
Законность решения суда в данной части предметом оспаривания сторон не является и в силу ч.2 ст. 327.1. ГПК РФ не является предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Суд первой инстанции правомерно указал, что в льготный стаж Зайцевой Ж.Н. не подлежат включению периоды ее нахождения в отпусках по уходу за детьми, поскольку указанные периоды имели место после вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", не предусматривающего подобную льготу при исчислении специального трудового стажа.
В период после 1 ноября 1999 г. не осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в городах и не имела смешанного трудового стажа.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали правовые основания для применения льготного порядка подсчета специального стажа к периоду работы с 01 ноября 1999 года по 05 февраля 2015 г. и удовлетворения исковых требований о назначении досрочной трудовой пенсии.
При частичном удовлетворении иска заявительницы и включении в льготный стаж периода нахождения в отпуске по беременности и родам, нахождения на курсах повышения квалификации, льготный стаж истца во всяком случае не составляет требуемой продолжительности для назначения досрочной трудовой пенсии по указанным заявителем основаниям.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании материального закона, сводятся к переоценке выводов суда и не могут служить основанием для отмены судебного решения. Указанные доводы повторяют позицию истца при рассмотрении спора по существу, которой судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия:
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Русско-Полянского районного суда Омской области от 10 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Зайцевой Ж.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.