Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе
председательствующего Казакова Д.А.
судей Песецкой С.В., Кривцова А.С.
по докладу Песецкой С.В.
при секретаре Казакове Г.А.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Миргородского В.С. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 16 марта 2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Миргородский В.С. обратился в суд с иском к отделению Пенсионного фонда РФ /ГУ/ по Краснодарскому краю о выплате пенсии за выслугу лет.
В обоснование требований указал, что в ноябре 2002 года вышел на пенсию за выслугу лет с должности главного государственного инспектора труда отдела правового надзора и контроля Государственной инспекции труда в Краснодарском крае. Общая сумма базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости и пенсии за выслугу лет составила с ноября 2002 года - " ... " коп. в месяц, исходя из должностного оклада " ... " руб. в месяц. До 01.01.2010 г. пенсия за выслугу лет выплачивалась в соответствии с пенсионным законодательством. До 2008 года при индексации должностного оклада в соответствии с Указами Президента РФ в адрес истца высылались уведомления Пенсионного фонда РФ. Письмом от 17.12.2013 г. Пенсионный фонд РФ уведомил о том, что общая сумма пенсии истца за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости с " ... " составляет " ... " коп. в месяц. В марте 2014 года при получении в Сбербанке необходимой суммы денег Миргородский B.C. установил, что пенсию за выслугу лет ему не выплачивают. По этому вопросу 14.05.2014 г. истец обратился в Отделение Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю и получил ответ от 24.06.2014 г. о том, что право на выплату пенсии за выслугу лет у него отсутствует. Аналогичные ответы были даны 18.08.2014 г., 27.10.2014 г. С отказом Отделения Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю в выплате пенсии за выслугу лет и с произведенной корректировкой размера страховой части трудовой пенсии по старости с 01.08.2009 г. Миргородский B.C. не согласен. Считая отказ в выплате пенсии за выслугу лет незаконным и необоснованным, Миргородский B.C. обратился в суд с настоящим иском. В связи с этим просит признать незаконным отказ Отделения Пенсионного фонда РФ /ГУ/ по Краснодарскому краю в выплате пенсии за выслугу лет, начиная с " ... " г., обязать Отделение Пенсионного фонда РФ /ГУ/ по Краснодарскому краю устранить в полном объеме допущенное нарушение путем выплаты пенсии за выслугу лет, начиная с " ... " г., а также взыскать с Отделения Пенсионного фонда РФ /ГУ/ по Краснодарскому краю денежную сумму в размере " ... " коп. согласно представленному расчету.
Обжалуемым решением суда в иске Миргородского В.С. к Отделению Пенсионного фонда РФ /ГУ/ по Краснодарскому краю о выплате пенсии за выслугу лет отказано.
В апелляционной жалобе Миргородский В.С. просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить, мотивируя свои требования тем, что суд не полно и не всесторонне рассмотрел заявленные требования.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель управляющего отделением пенсионного фонда РФ по КК Коханчук А.Н. просит решение суда оставить без изменения, доводы жалобы - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, выслушав Миргородского В.С. и представителя ОПФ РФ по КК по доверенности Баранникову Т.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец является получателем пенсии по старости с " ... " г.
Согласно записям в трудовой книжке истец был принят с " ... " в Государственную инспекцию труда Краснодарского края государственным правовым инспектором труда и был уволен с " ... " по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию по п.З ст.77 Трудового кодекса РФ.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" /в первоначальной редакции/ право на пенсию за выслугу лет приобретали федеральные государственные служащие при определенных условиях: наличии стажа государственной службы не менее 15 лет, при увольнении с федеральной государственной службы по основаниям, указанным в данной статье, в частности при увольнении по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию, а также при условии, что они замещали должности федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед обращением. При этом пенсия за выслугу лет устанавливалась к трудовой пенсии по старости /инвалидности/ и выплачивалась одновременно с ней. Пенсия за выслугу лет не выплачивалась в период нахождения на государственной службе, дающей право на эту пенсию.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ /в первоначальной редакции/ государственным служащим при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет пенсия на выслугу лет назначалась в размере 45 % среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости /инвалидности/, установленной Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ. За каждый полный год стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивалась на 3 процента среднемесячного заработка. Общая сумма пенсии за выслугу лет и указанных частей пенсии по старости /инвалидности/ не могла превышать 75 % среднемесячного заработка федерального государственного служащего.
Оформление пенсии за выслугу лет ранее и в настоящее время осуществляется через кадровую службу федерального органа государственной власти, в котором гражданин замещал должность федеральной государственной службы перед увольнением.
В соответствии с Правилами обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты, утвержденными Постановлением Министерства труда РФ от 30.06.2003 г. N 44, кадровая служба формирует необходимый пакет документов, в том числе справку о среднемесячном заработке и справку о периодах, включаемых в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет. Подготовленные документы, а также представление руководителя федерального органа, в котором федеральный служащий перед увольнением замещал должность федеральной государственной службы, о назначении пенсии за выслугу лет направляется в Пенсионный фонд РФ.
Судом правомерно указано, что рассмотрение документов, а также принятие решения о назначении пенсии, определение размера пенсии осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, который извещает заявителя о принятом решении. Все поданные документы брошюруются в пенсионное дело, которое хранится в Пенсионном фонде РФ.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.03.2002 г. N 141 на переходный период до принятия указанных Правил назначение, перерасчет размера и выплата пенсий за выслугу лет федеральным государственным служащим производились в порядке, предусмотренном для назначения, перерасчета размера и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии Положением об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.1999 г. N 1233.
В судебном заседании установлено, что на период до 01.10.2003 г. назначение пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим и перерасчет ее размера осуществлялось Министерством труда и социального развития РФ. В соответствии с решением Министерства труда и социального развития РФ от 25.02.2003 г. N 29243 истцу с " ... " г. выплачивалась пенсия за выслугу лет с учетом того, что сумма базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости и пенсии за выслугу лет составляла " ... " коп.
Поскольку пенсионное дело хранится в Пенсионном фонде РФ, и расчет размера пенсии за выслугу лет осуществляется Пенсионным фондом РФ, ни территориальное управление ПФР /Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном внутригородском округе г. Краснодара, которое осуществляет выплату истцу пенсии/, ни Отделение Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю не обладают сведениями, необходимыми для расчета пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим, территориальное Управление Пенсионного фонда РФ только осуществляет выплату сумм пенсии на основании поступившего поручения.
Суд правомерно указал, что при расчете сумм пенсии за выслугу лет, подлежащей выплате, необходимо учитывать то, что в ст. 14 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ вносились изменения, связанные с изменением наименования составляющих частей трудовой пенсии по старости.
Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ, в том числе и в ст. 14 данного Федерального закона, которые вступили в силу с 01.01.2010 г.
В соответствии с данными изменениями, федеральным государственным гражданским служащим назначалась пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом п. 3 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ также был изложен в новой редакции, согласно которой при определении размера пенсии за выслугу лет в порядке, установленном п. 1 настоящей статьи, не учитываются суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости /фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности/, приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи и на увеличение указанного фиксированного базового размера в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности I группы, размер доли страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях, в Российской Федерации" исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев работы и /или/ иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией /дополнительным увеличением/ и перерасчетом /корректировкой/ в соответствии с п. 6 ст. 17 и ст. 17.1 указанного Федерального закона, а также суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В период с " ... " по " ... " страховая часть трудовой пенсии состояла из двух составляющих: фиксированного базового размера /ФБР/ и страховой части трудовой пенсии без фиксированного базового размера.
По состоянию на 01.01.2010 г. размер фиксированного базового размера составлял " ... " в месяц /п.2 ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ/. При этом лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы /п. 3 ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ/, а также лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи /п.4, п. 3 ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ/, фиксированный базовый размер устанавливался в повышенном размере.
Так, у лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы, фиксированный базовый размер на 01.01.2010 г. Составлял " ... " руб.
Таким образом, суд сделал правильный вывод о том, что при определении суммы пенсии за выслугу лет, подлежащей выплате, не учитывались суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи и на увеличение указанного фиксированного базового размера в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности I группы, а не весь фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии, как утверждает истец.
Материалами дела подтверждается, что у истца отсутствовали условия, дающие право на установление фиксированного базового размера страховой части пенсии в повышенном размере, фиксированный базовый размер истцу выплачивался в размере, установленном п.2 ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ. Следовательно, при исчислении пенсии за выслугу лет, подлежащей выплате, фиксированный базовый размер учитывался в полном объеме.
В судебном заседании нашло подтверждение то обстоятельство, что по состоянию на 01.01.2010 г. размер пенсии за выслугу лет истца составил " ... " коп., размер ФБР - " ... " руб., размер страховой части без ФБР - " ... " коп., в том числе за счет валоризации - " ... " коп.
Соответственно, размер страховой части пенсии без учета суммы валоризации составил " ... " коп. / " ... "/,, размер пенсии за выслугу лет, подлежащий выплате, составил " ... " коп. Данный размер пенсии за выслугу лет выплачивался до 01.04.2010 г.
По состоянию на 01.04.2010г. размер пенсии за выслугу лет истца составил " ... " коп. Размер страховой части трудовой пенсии по старости истца в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18,03.2010 г. N 167 был дополнительно увеличен на коэффициент 1,63 и составил " ... "., в том числе ФБР - " ... " коп. и страховая часть без ФБР ? " ... " коп., в том числе за счет валоризации - " ... " коп.
Таким образом, размер страховой части трудовой пенсии по старости истца, определенный без учета суммы валоризации, превысил размер пенсии за выслугу лет, ввиду чего суммы государственной пенсии за выслугу лет, подлежащие выплате, отсутствовали.
По состоянию на 01.10.2013 г. размер пенсии истца за выслугу лет составил " ... " коп., что подтверждается поручением Пенсионного фонда РФ от 22.10.2013 г. N 029243. Размер страховой части трудовой пенсии на указанную дату составил " ... " коп., в том числе ФБР - " ... " коп., страховая часть без ФБР - " ... " коп., в том числе за счет валоризации - " ... " коп. Соответственно, размер страховой части пенсии, исчисленный без учета суммы валоризации, - " ... " коп. / " ... "/ превышает размер пенсии за выслугу лет " ... " коп.
С 01.01.2015 г. в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 г. N 216-ФЗ п.1 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ был изложен в новой редакции, с указанной даты федеральным государственным гражданским служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за вычетом страховой пенсии по старости /инвалидности/, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Аналогично ранее действующим правилам при определении размера пенсии за выслугу лет в порядке, установленном п. 1 данной статьи, не учитываются суммы повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи, в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности I группы, суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", размер доли страховой пенсии, установленной и исчисленной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", а также суммы повышений размеров страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты при назначении страховой пенсии по старости впервые /в том числе досрочно/ Позднее возникновения права на нее, восстановлении выплаты указанной пенсии или назначении указанной пенсии вновь после отказа от получения установленной /в том числе досрочно/ страховой пенсии по старости.
Судом установлено, что в настоящее время по состоянию на 01.03.2015 г. размер страховой пенсии истца составляет " ... " коп., в том числе фиксированная выплата - " ... " коп., страховая пенсия - " ... " коп., в том числе сумма валоризации - " ... " коп., размер пенсии за выслугу лет не изменился и составляет " ... " 53 коп.
Таким образом, размер страховой пенсии, исчисленный без учета суммы валоризации, - " ... "/ превышает размер пенсии за выслугу лет " ... " коп.
Соответственно, оснований для выплаты сумм пенсий за выслугу лет не имеется.
В свою очередь, суд первой инстанции правомерно указал, что заявления от истца об отказе от корректировки страховой части трудовой пенсии по старости не поступало, корректировка страховой части трудовой пенсии по старости должна была быть произведена с " ... " с учетом страховых взносов, поступивших после " ... " г., в связи с чем перерасчет не был произведен своевременно и данная ошибка была выявлена специалистами Управления Пенсионного фонда в Центральном внутригородском округе г.Краснодара при проверке материалов пенсионного дела истца в июне 2014 года. Размер пенсии истца приведен в соответствие с " ... " г., при этом доплата пенсии за период с " ... " по " ... " в размере " ... " коп. перечислена истцу в августе 2014 года.
На основании изложенного, суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны судом апелляционной инстанции состоятельными, поскольку они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им была дана надлежащая правовая оценка, которая у судебной коллегии не вызывает сомнений в своей правильности.
Представленные в материалах дела доказательства, судом первой инстанции были исследованы в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении данного дела районным судом допущено не было.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 16 марта 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Миргородского В.С.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.