Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе
председательствующего Агибаловой В.О.
судей: Диденко И.А., Диянова С.П.
по докладу судьи краевого суда Агибаловой В.О.
при секретаре Жданове Е.В.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Сафоновой М.А. - представителя по доверенности администрации МО г.Новороссийск на решение Октябрьского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 12 марта 2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г.Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО г.Новороссийск о понуждении к созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
В обосновании исковых требований указал, что прокуратурой г.Новороссийска проведена проверка исполнения законодательства в части обеспечения прав детей - инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. В ходе проверки установлено, что входная группа здания муниципального автономного учреждения "Новороссийский городской театр", которое является муниципальной собственностью, оборудована в нарушение требований СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001". Данные нарушения также подтверждаются паспортом доступности для инвалидов общественного здания от 26.11.2014г. Заявитель считает, что неисполнение МАУ "Новороссийский городской театр" требований законодательства о социальной защите инвалидов влечет нарушение прав инвалидов, в том числе несовершеннолетних инвалидов, детей - инвалидов, страдающих заболеваниями опорно - двигательного аппарата и существенно затрудняет их доступ к объекту социальной инфраструктуры. Кроме того, администрацией МО г.Новороссийск не предприняты меры к обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе с ограниченными возможностями передвижения, в учреждение социальной инфраструктуры, в связи с чем, прокурор просит суд обязать ответчика устранить выявленные прокуратурой г.Новороссийска нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов.
Впоследствии прокурор г.Новороссийска изменил исковые требования и просил обязать администрацию МО г.Новороссийск устранить выявленные прокуратурой г.Новороссийска нарушения требований ФЗ РФ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Санитарных правил 59.13330.2012 "Свод правил; доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605, путем:
- оборудования лестницы на входе в зоне оказания услуги кассы МАУ "Новороссийский городской театр" МО г.Новороссийска поручнями по обеим сторонам на высоте 90 см., рельефной тактильной полосой за " ... " перед маршем вверху и внизу шириной " ... " контрастной окраской краевых ступеней;
- оборудования поручней пандуса в зоне оказания услуги кассы МАУ "Новороссийский городской театр" МО г.Новороссийска: вдоль обеих сторон на высоте " ... " расстояние между поручнями " ... "
- оборудования лестницы на входе гаражной рельефной тактильной полосой за " ... " перед маршем вверху и внизу шириной " ... " м;
- оборудования двери входной наружной шириной проема одной створки двери в свету не менее " ... "
- оборудования ширины дверных и открытых проемов в стене, выходов из коридоров и помещений на лестничную клетку не менее " ... " оборудования высоты порогов или перепада высот не более " ... "
- оборудования лестницы внутренней (в зону оказания услуги) поручнями " ... " с горизонтальным завершением поручня вверху и внизу с не травмирующим окончанием не менее 30 см, тактильные указатели на поручнях лестниц, тактильный напольный указатель за 60 см перед лестницей вверху и внизу, различный цвет ступеней и площадок перед ними;
- оборудования пандуса, дублирующего внутреннюю лестницу или подъемное устройство;
- оборудования дверей входных внутренних ( в зону оказания услуги) ширину проема одной створки двери в свету не менее " ... " высота порога двери не более " ... "
- оборудования в актовом зале количество мест для инвалидов-колясочников не менее " ... "
- оборудования доли доступных кабин уборных от общего количества " ... " знак доступности кабины для инвалидов, размер кабины (ширина х глубина) не менее " ... " ширину двери кабины не менее " ... " пространство для размещения кресла -коляски рядом с унитазом не менее " ... " пространство для разворота кресла- коляски диаметром не менее " ... " откидные опорные поручни, штанги, системы тревожной сигнализации, обеспечивающей связь с персоналом;
- оборудования информации о назначении помещения внутри здания (рядом с дверью со стороны дверной ручки) на высоте от " ... " м с дублированием рельефными знаками и тактильную мнемосхему;
- оборудования речевых информаторов.
В судебном заседании прокурор Бондаренко О.М. поддерживала уточненные требования и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебном заседании Сафонова М.А. - представитель по доверенности администрации МО г.Новороссийск заявленные требования не признавала. Пояснив, что в МАУ "Новороссийский городской театр" проводятся в настоящее время по мере поступления денежных средств из Краевого бюджета.
Представители третьего лица МАУ "Новороссийский городской театр" директор Бередин О.Г. и представитель по доверенности Маслак С.И. исковые требования прокурора признали частично, поскольку часть нарушений требований законодательства устранены, что подтверждается перечнем выполненных работ.
Обжалуемым решением суд частично удовлетворил иск прокурора г.Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО г.Новороссийск о понуждении к созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
В апелляционной жалобе Сафонова М.А. - представитель по доверенности администрации МО г.Новороссийск просит судебную коллегию отменить решение Октябрьского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 12 марта 2015 года и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора г.Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц. Заявитель ссылается на то, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Немыкину Н.В., просившую решение суда первой инстанции оставить без изменения, а также Сафонову М.А. - представителя по доверенности администрации МО г.Новороссийск, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения районного суда не усмотрела.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Закон Краснодарского края от 27.04.2007 N 1229-КЗ (ред. от 03.12.2013) "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае" регулирует отношения, связанные с созданием условий для беспрепятственного передвижения и доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Краснодарского края, определяет тенденции к интеграции инвалидов в общество, устранению дискриминационного воздействия архитектурно-планировочных, транспортных и коммуникационных барьеров, ущемляющих права и свободы маломобильных граждан.
Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.
Как видно из материалов дела, во исполнении письма руководителя Управления социальной защиты населения в г.Новороссийске N " ... ", прокуратурой г.Новороссийска в здание МАУ "Новороссийский городской театр" проведена проверка исполнения законодательства в части обеспечения прав детей - инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. МАУ "Новороссийский городской театр" занимает двухэтажное здание, 1951-1960 года постройки, расположенном по адресу: " ... "
В ходе указанной проверки было установлено, что входная группа здания МАУ "Новороссийский городской театр" оборудовано в нарушение требований СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001".
Из сообщения УСЗН в г.Новороссийске от 16 февраля 2015г. следует, что МАУ "Новороссийский городской театр" после обращения прокурора г.Новороссийска в суд выполнило часть работ по устранению выявленных нарушений: оборудовало путь к входу в здание указателями направления движения; обозначена контрастная маркировка прозрачных полотен дверей на путях движения маломобильных граждан; обозначены специальными символами доступные элементы здания, указатели направления движения. Также приобретены и в стадии установки, установлены рельефные тактильные напольные указатели, которые необходимы для обустройства тактильных полос за 0,8 - 0,9 м перед началом и окончанием лестничного марша на внешних лестницах, и за 60 см на внутренних лестницах.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, МАУ "Новороссийский городской театр" были исполнены в добровольном порядке лишь часть работ, указанных в уточненном исковом заявлении прокурора г.Новороссийска.
Таким образом, в результате невыполнения ответчиком требований закона инвалиды ограничены в использовании ими равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, а именно в беспрепятственном доступе в помещение, являющееся объектами социальной инфраструктуры - МАУ "Новороссийский городской театр".
При таких обстоятельствах, суд сделал правильный вывод о частичном удовлетворении уточненных исковых требований прокурора г.Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц и обязании администрации МО г.Новороссийск устранить выявленные нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов.
Доводы апелляционной жалобы, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции законным, обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 12 марта 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сафоновой М.А. - представителя по доверенности администрации МО г.Новороссийск - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.