Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.,
судей Кудинова А.В., Шакитько Р.В.,
при секретаре Мотько Д.Ю.
по докладу Кудинова А.В.
с участием прокурора Руденко М.В.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования " ... " по доверенности " Ф.И.О. "6, на решение Армавирского городского суда Краснодарского края от " ... ".
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор " ... " в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к Администрации муниципального образования " ... " о признании незаконным бездействие Администрации муниципального образования " ... " в части не принятия мер к обеспечению электроснабжением земельных участков, расположенных в г. " ... " и в " ... ", " ... " " ... ". " ... " и " ... " в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей; обязать администрацию МО " ... " принять меры к обеспечению электроснабжением земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, а именно обеспечить: в " ... ", " ... " заключение с ОАО "Кубаньэнерго" договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и разработку проектной документации электроснабжения энергопринимающих устройств к границам земельных участков " ... " " ... ", а также в " ... " " ... " обеспечить заключение с ОАО "Кубаньэнерго" договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и разработку проектной документации электроснабжения энергопринимающих устройств к границам земельных участков, расположенных в " ... ", х. Красин, " ... ", " ... " и " ... "
В судебном заседании участвующий в деле помощник прокурора " ... " уточненные требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования " ... ", действующий на основании доверенности " Ф.И.О. "5, в судебном заседании уточненные требования не признал, возражал против их удовлетворения.
Решением Армавирского городского суда Краснодарского края от " ... " исковое заявление прокурора " ... " - удовлетворено.
Суд признал незаконным бездействие администрации муниципального образования " ... " в части не принятия мер к обеспечению энергоснабжением земельных участков, расположенных в " ... ", " ... " и в " ... ", х. Красин, " ... ", участки " ... " и " ... " в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей.
Обязал администрацию муниципального образования " ... " принять меры к обеспечению электроснабжением земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, а именно обеспечить: в " ... ", " ... " заключение с ОАО "Кубаньэнерго" договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и разработку проектной документации электроснабжения энергопринимающих устройств к границам земельных участков " ... " " ... ", а также в х. Красин " ... " обеспечить заключение с ОАО "Кубаньэнерго" договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и разработку проектной документации электроснабжения энергопринимающих устройств к границам земельных участков, расположенных в " ... ", х. Красин, " ... ", " ... " и " ... ".
В апелляционной жалобе представитель администрации МО " ... " по доверенности " Ф.И.О. "6 просит решение Армавирского городского суда от " ... " отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В возражениях помощник прокурора " ... " " Ф.И.О. "7 с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила отказать в ее удовлетворении.
Судебная коллегия, выслушав прокурора " Ф.И.О. "4, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, прокуратурой " ... " совместно с прокуратурой Краснодарского края проведена проверка соблюдения законодательства о государственной поддержке материнства, социальной защиты детей из многодетных семей на территории МО " ... ".
В силу ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 14.1 Закона Краснодарского края от " ... " N532-К3 "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" граждане (один из родителей), имеющие трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации, однократно без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов имеют право на предоставление им в аренду земельного участка, включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду заявителям, общей площадью от 600 до 5000 квадратных метров для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) в Краснодарском крае в размере, установленном органом местного самоуправления городского округа (поселения).
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что решением Армавирской городской Думы от " ... " N 614с изменениями, внесенными решением Армавирской городской Думы утверждены перечень земельных участков, находящихся в государственной не разграниченной или муниципальной собственности, предназначенных для предоставления в аренду гражданам, имеющим 3 и более детей, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, и список земельных участков, находящихся в государственной не разграниченной или муниципальной собственности, предназначенных для предоставления в аренду гражданам, имеющим 3 и более детей, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.
Также судом установлено, что на момент рассмотрения гражданского дела заявления не поданы в отношении 4 участков, включенных в Перечень, и 3 участков, включенных в Список.
Судом первой инстанции также установлено, что заявления граждан о предоставлении имеющихся свободных земельные участки не поступают в связи с не обеспеченностью этих участков социальной инфраструктурой.
В то же время, согласно приказу Минрегиона России от " ... " " ... " "Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" целью Методических рекомендаций является оказание методической помощи субъектам Российской Федерации в целях единообразного нормативного правового регулирования случаев и порядка бесплатного предоставления указанной категории граждан земельных участков, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч.1 ст.15, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения у муниципальных образований возникают расходные обязательства.
Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения.
При этом указанные мероприятия могут быть осуществлены муниципальным образованием в порядке реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с пунктом 23 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Отсутствие транспортной и инженерной инфраструктуры на территории массивов, сформированных для предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, нарушает права и законные интересы данных лиц.
Судом первой инстанции установлено, что в связи с выявленными нарушениями закона " ... " главе муниципального образования " ... " " Ф.И.О. "8 внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства и законодательства о поддержке материнства и детства, которое администрацией муниципального образования " ... " отклонено.
Выявленные в ходе проверки нарушения закона свидетельствуют о неисполнении требований прокурора " ... ", изложенных в представлении от " ... " года.
Между тем, в Краснодарском крае во исполнение Указа Президента РФ от " ... " " ... " "О мерах по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" главой администрации Краснодарского края издано распоряжение от " ... " " ... " "Об утверждении и реализации плана мероприятий ( "дорожная карты" ) "Инфраструктурное обустройство земельных участков, подлежащих предоставлению (предоставленных) для жилищного строительства семьям, имеющих трех и более детей", в соответствии с которым муниципальные образования имеют возможность участвовать в реализации долгосрочной краевой целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" для обеспечения земельных участков, выдаваемых многодетным семьям, инженерной инфраструктурой.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что Администрацией муниципального образования " ... " еще в 2013 году были получены технические условия на присоединение земельных участков, выделяемых для предоставления семьям, имеющим 3 и более детей, к электроснабжению, однако до настоящего времени проектная документация не разработана и договор в ОАО "Кубаньэнерго" не заключен, между тем для обеспечения электроснабжения земельных участков, расположенных в " ... " необходимо построить ВЛИ-0,4 кВ общей длиной 2410 м, два ВЛЗ-10 кВ, КТП с трансформаторами, в х.Красин реконструкцию ВЛ-0,4 кВ, монтаж проводов от опоры " ... " до опоры N 1/5.
Доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Армавирского городского суда Краснодарского края от " ... " является законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Армавирского городского суда Краснодарского края от " ... " - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования " ... " по доверенности " Ф.И.О. "6 - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.