СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Захваткина И.В., Костенко Е.Л.,
при секретаре Буткиной А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 мая 2015 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 марта 2015 года, по которому
исковые требования Гатауллиной Ж.Ю. - удовлетворены.
Обязана администрация МО ГО "Сыктывкар" предоставить Гатауллиной Ж.Ю. на состав семьи 1 человек благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ... кв. метров в г.Сыктывкаре по договору найма специализированных жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Костенко Е.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гатауллина Ж.Ю. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар" об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, указав в обоснование, что является лицом, оставшимся без попечения родителей, жилым помещением для постоянного проживания не обеспечена, так как жилое помещение в котором она проживает является непригодным для проживания.
Ответчик надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства своего представителя в суд не направил.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Сыктывкар" просит решение отменить, указывая, что Жилищным кодексом РФ предоставление жилых помещений во внеочередном порядке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не предусмотрено. Гатауллина Ж.Ю. включена АМО ГО "Сыктывкар" в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с датой постановки на учет "Дата обезличена". под номером ... По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанной категории граждан в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет ... кв.м. общей площади жилого помещения.
В порядке требований ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, извещались судом апелляционной инстанции, однако стороны участия в судебном заседании не приняли.
Поскольку неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием к рассмотрению дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Гатауллина Ж.Ю., "Дата обезличена" года рождения, относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать - Гатауллина Е.Г. лишена в отношении нее родительских прав решением суда от "Дата обезличена"., отец записан со слов матери.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пунктом 3 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.7 Закона Республики Коми от 07.12.2012 N104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, включенным в списки, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По письменным запросам лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в профессиональных образовательных организациях и профессиональных организациях высшего образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из материалов дела, Гатауллина Ж.Ю. включена в администрации МО ГО "Сыктывкар" в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, с датой постановки на учет "Дата обезличена" года под номером ...
Возлагая на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанность предоставить Гатауллиной Ж.Ю. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, суд правомерно исходил из того, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, имеют право на однократное предоставление такого жилого помещения.
При этом приведенным выше законодательством не установлено какой-либо очередности предоставления жилого помещения данной категории граждан.
Согласно постановлению АМО ГО "Сыктывкар" "Номер обезличен" от "Дата обезличена". об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам, Гатауллина Ж.Ю. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Таким образом, поскольку после окончания обучения каким-либо жилым помещением, пригодным для постоянного проживания, истец обеспечена не была, состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями из состава специализированного жилищного фонда, суд правомерно удовлетворил требования и возложил обязанность по предоставлению истцу жилого помещения на администрацию МО ГО "Сыктывкар".
Данный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.
Ссылка в жалобе администрации МО ГО "Сыктывкар" на несогласие с размером площади предоставляемого Гатауллиной Ж.Ю. жилого помещения признается судебной коллегией несостоятельной.
Вопросы предоставления жилых помещений нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 1 января 2011 года регулировались Законом Республики Коми от 04.07.2006 N 54-РЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма" в соответствии с которым жилищный учет указанных лиц осуществлялся органом исполнительной власти Республики Коми, уполномоченным Правительством Республики Коми, а жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Коми предоставлялись им по договорам социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра и как одиноким гражданам.
Частью 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22.11.2010 N 139-РЗ (в ред. Закона РК от 29.04.2011 N 32-РЗ) "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" указанный выше порядок был изменен и предоставление жилых помещений этим гражданам стало осуществляться по нормам, установленным органами местного самоуправления, которые составляют в муниципальных образованиях Республики Коми от 9 до 15 квадратных метров общей площади жилья на одного человека.
Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-РЗ по запросу исполняющего обязанности прокурора Республики Коми, часть 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-РЗ в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признана не соответствующей Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17, 18, 41.
С вступлением в силу с 1 января 2013 года Закона Республики Коми от 07.12.2012 N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (ч. 2 ст. 7 Закона).
Таким образом, с 1 января 2013 года условия предоставления жилых помещений нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ухудшились, и эти лица вновь были лишены гарантированного на государственном уровне права на дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению жилой площадью именно в виде отдельной квартиры общей площадью в размере 33 квадратных метра.
Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Республики Коми в постановлении от 11.07.2011 года, предоставление жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, не только снижает ранее достигнутый уровень социальной защиты указанной категории граждан, но и в нарушение общих правил предоставления мер социальной поддержки порождает определенное правовое неравенство между лицами, входящими в одну и ту же социально защищенную группу, но проживающими в разных муниципальных образованиях Республики Коми, а равно и ухудшает их положение по сравнению с указанными в Законе Республики Коми от 04.07.2006 N 54-РЗ гражданами, в отношении которых прежние нормы предоставления жилья были сохранены.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции в части размера, подлежащего предоставлению Гатауллиной Ж.Ю. жилого помещения, согласуется с Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 года и оснований не согласиться с данным выводом у судебной коллегии не имеется.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 года N 1203 (в ред. от 24.12.2012 N 1390) "Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договором найма специализированных жилых помещений" также предусмотрено, что с 01 января 2013 года для расчета предоставляемой субсидии на одиноко проживающего гражданина применяется социальная норма площади жилого помещения в размере 33 кв.м.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении прав иных очередников детей-сирот, состоящих на учете нуждающихся, посредством обеспечения истца жилым помещением, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку гарантированное государством право на обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, не связанных с ранее реализованным правом на улучшение жилищных условий лицами льготной категории.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.