СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Вахниной Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании 25 мая 2015 года дело по апелляционной жалобе Министерства архитектуры и строительства Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 марта 2015 года, по которому:
признано за Нагайцевой Л.В. право на получение социальной выплаты как гражданину, выезжающему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой постановки на учет "Дата обезличена" г.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нагайцева Л.В. обратилась в суд с иском к Министерству архитектуры и строительства Республики Коми о признании за ней права на получение социальной выплаты как гражданину, выезжающему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой постановки на учет "Дата обезличена".
В судебном заседании истец Нагайцева Л.В. на требованиях настаивала.
Представитель ответчика с иском не согласился.
Суд принял указанное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Минархстрой РК со ссылкой на нарушение судом норм материального права.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьей 327 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие не явившихся сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Нагайцева Л.В. является инвалидом "Номер обезличен" группы и получателем пенсии по инвалидности с "Дата обезличена". С "Дата обезличена" истцу назначена трудовая пенсия по старости с выплатой ежемесячной денежной компенсации по категории " ... ".
С "Дата обезличена" года истица сохраняет регистрацию по месту жительства по адресу: "Адрес обезличен" Указанное жилое помещение относится к муниципальному жилищному фонду, предоставлено Нагайцевой Л.В. по договору социального найма; имеется письменное обязательство Нагайцевой Л.В. от "Дата обезличена". о сдаче жилого помещения при предоставлении социальной выплаты.
В период с "Дата обезличена" года по "Дата обезличена" год Нагайцева Л.В. осуществляла трудовую деятельность в организациях, расположенных на территории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
"Дата обезличена" года истица обратилась в администрацию МО " ... район" с заявлением о включении её в состав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Постановлением Главы администрации МО " ... район" от "Дата обезличена" Нагайцева Л.В. была включена в качестве заявителя в общереспубликанские списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат (субсидий) для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории "инвалиды I и II групп, инвалиды детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" с датой постановки на учет "Дата обезличена".
"Дата обезличена" года Нагайцева Л.В. обратилась в администрацию МР " ... " с заявлением (рапортом) о предоставлении ей государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории города ... как гражданину, выезжающему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Письмом N "Дата обезличена" от "Дата обезличена" Минархстрой ... уведомило администрацию МР " ... " и Нагайцеву Л.В. об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата, поскольку на дату постановки истца на соответствующий учет "Дата обезличена" общий стаж Нагайцевой Л.В. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составлял ... лет ... месяцев, что менее требуемого законодательством 15-летнего общего стажа в работы в таких районах и местностях.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01 января 1992 г., регулируются Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ.
На дату постановки на учет Нагайцевой Л.В. - "Дата обезличена" года действовал Федеральный закон от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно указанному Федеральному закону, правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет. При исчислении общей продолжительности стажа работы и времени проживания пенсионеров или граждан, зарегистрированных более одного календарного года в качестве безработных, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях стаж работы в этих районах и местностях суммируется соответственно с половиной времени их нахождения на пенсии или проживания в качестве зарегистрированных безработных в этих районах и местностях. Предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в первую очередь гражданам, работающим в ликвидируемых организациях и проживающим в закрывающихся городах, поселках и на полярных станциях, а также инвалидам, в том числе инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсионерам и гражданам, зарегистрированным более одного календарного года в качестве безработных.
Оценивая действия ответчика с точки зрения соответствия их действующим нормативно-правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, суд пришел к выводу о том, что оснований для признания за Нагайцевой Л.В. права на получение жилищной субсидии с датой постановки на учет "Дата обезличена". не имеется, поскольку на указанную дату стаж работы истицы с учетом нахождения на пенсии составлял ... лет.
Вместе с тем, разрешая настоящий спор, суд первой инстанции исходил из того, что истица является пенсионером и инвалидом ... группы, более ... лет состоит в очереди лиц, изъявивших желание выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи, с чем пришел к выводу о признании за Нагайцевой Л.В. права на получение социальной выплаты как гражданину, выезжающему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой постановки на учет "Дата обезличена"., т.е. даты когда истицей приобретен требуемый 15 летний стаж.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, учитывая, что истица каких-либо действий, направленных на необоснованное получение жилищной субсидии не предпринимала, жилья за пределами районов Крайнего Севера не имеет, была поставлена на учет "Дата обезличена". в установленном порядке, является пенсионером и инвалидом ... группы и после постановки на учет продолжает проживать в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Довод апелляционной жалобы о том, что в силу действующего законодательства постановка на учет на переселение из районов Крайнего Севера носит заявительный характер, а Нагайцева Л.В. не подавала заявление о принятии её на учет на получение субсидии с датой постановки на учет "Дата обезличена"., не может служить основанием для отмены решения, поскольку в момент постановки на учет "Дата обезличена". истица не была поставлена в известность о недостаточности стажа, через непродолжительный период времени после постановки на учет истица приобрела необходимый стаж и исключение ее из очереди не может быть признано обоснованным, поскольку принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость политики в социальной сфере. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иное свидетельствует об одностороннем отказе государства в нарушение статьи 7 Конституции Российской Федерации от своих обязательств, возникших в данных конкретных правоотношениях из ранее действовавшего регулирования и действий представителей власти по постановке истицы на учет.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства архитектуры и строительства Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.