СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Пристром И.Г., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в судебном заседании 01 июня 2015 года дело по апелляционной жалобе Министерства архитектуры и строительства Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 марта 2015 года, по которому:
признано за Шкуро А.А. право на получение государственной жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" с датой постановки на учет с "Дата обезличена";
возложена обязанность на Министерство архитектуры и строительства Республики Коми выдать Шкуро А.А. с учетом членов его семьи государственную жилищную субсидию в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в "Дата обезличена" году.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения представителя истца по доверенности Ярмолюка В.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шкуро А.А. обратился в суд с иском к Министерству архитектуры и строительства Республики Коми (далее - Минархстрой РК) о признании права на получение государственной жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", с датой постановки на учет "Дата обезличена"., обязании выдать государственную жилищную субсидию в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация МО ГО "Воркута", Шкуро Г.А., Шкуро Я.А., Шкуро А.А.
Ответчик с иском не согласился.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Минархстрой РК просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на неверное применение норм материального права.
В суде апелляционной инстанции стороны, третьи лица участия не принимали, извещены о времени и месте надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон, третьих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Шкуро А.А. в "Дата обезличена" году прибыл в районы Крайнего Севера и с "Дата обезличена" г. по настоящее время сохраняет регистрацию по месту жительства в г. ... Истец осуществлял трудовую деятельность на шахте "Октябрьская" ОАО "Воркутауголь" с "Дата обезличена" года. Приказом ОАО "Воркутауголь" N "Номер обезличен" от "Дата обезличена". трудовой договор с истцом расторгнут в связи с несоответствием выполняемой работы состоянию здоровья по причине установления инвалидности "Номер обезличен" группы вследствие трудового увечья; впоследствии установлена "Номер обезличен" группа инвалидности бессрочно и назначена пенсия по инвалидности. Стаж работы истца в районах Крайнего Севера составил ... года ... месяцев ... дней.
Положением о порядке учета и предоставления жилой площади работникам объединения "Воркутауголь" в других районах страны в обмен на жилую площадь в г. ... , утвержденным совместным Постановлением объединения "Воркутауголь" и президиума Воркутинского теркома профсоюза рабочих угольной промышленности от "Дата обезличена"., согласованным "Дата обезличена". Исполкомом Воркутинского городского Совета народа депутатов, предусмотрено, что работники предприятий и учреждений производственного объединения "Воркутауголь", получившие инвалидность или профессиональное заболевание в период работы, принимаются на учет нуждающихся в предоставлении жилой площади в других районах страны независимо от срока их работы.
Аналогичные нормы содержались в Положении о порядке предоставления жилья за пределами г. ... ветеранам и другим категориям работников ОАО "Воркутауголь" в обмен на жилье, сдаваемое в г. ... , при переселении в другие регионы Российской Федерации, утвержденном "Дата обезличена". ОАО "Воркутауголь", Воркутинским Советом федерации профсоюза работников угольной промышленности, профсоюзом горных инженеров и техников, независимым профсоюзом горняков.
"Дата обезличена" г. истец обратился в ОАО "Воркутауголь" с заявлением о предоставлении жилого помещения за пределами г. ... и на основании вышеуказанных Положений был принят на учет в качестве нуждающегося в получении жилья за пределами г. ...
В соответствии с Постановлением администрации МО "Город Воркута" от "Дата обезличена". N "Номер обезличен" был создан единый общегородской список граждан - инвалидов I, II групп и инвалидов с детства, имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения, строительства жилья. Граждане, состоявшие на учете в ОАО "Воркутауголь" включены в единый список с датами постановки на учет по дате подачи заявления в ОАО "Воркутауголь".
"Дата обезличена" г. Шкуро А.А., как житель г. ... , был включен в общереспубликанские списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат (субсидий) для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой постановки на учет "Дата обезличена".
"Дата обезличена" г. Шкуро А.А. обратился в администрацию МО ГО "Воркута" с заявлением (рапортом) о предоставлении государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Воронежской области на состав семьи из пяти человек, включая Шкуро Г.А., Шкуро Я.А., Шкуро А.А., н/с Шкуро Г.Я.
Письмом N "Номер обезличен" от "Дата обезличена" Минархстрой РК уведомило администрацию МО ГО "Воркута" и Шкуро А.А. об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата выпуска "Дата обезличена" года, поскольку Шкуро А.А. прибыл в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности после "Дата обезличена"., в связи с чем, не имеет прав на получение заявленной жилищной субсидии.
При разрешении спора суд руководствовался положениями Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", положениями законодательства, регулирующего спорные правоотношения на момент постановки на учет истца, и пришел к выводу об удовлетворении требований истца.
Судебная коллегия считает вывод суда обоснованным и не находит правовых оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы об отмене решения суда.
Условия и порядок предоставления жилищных субсидий (сертификатов) гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получавшим субсидии на эти цели. Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет (вступили в действие с 01.01.2003г.).
На дату постановки на учет Шкуро А.А. "Дата обезличена" года правовое регулирование предоставления субсидий (сертификатов) гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществлялось Федеральным законом N 116-ФЗ от 17.08.1996 "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями", Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 N 937 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья", а также Положением о порядке предоставления безвозмездных жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", утвержденным Указом Главы Республики Коми от 17.12.1996 N 329, в соответствии с которыми право граждан на получение жилищной субсидии не ограничивалось временными рамками, а именно прибытием в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что истец прибыл в районы Крайнего Севера после 1 января 1992 года в связи, с чем не имеет права на получение государственной жилищной субсидии, не могут быть приняты во внимание.
Доводы жалобы о необходимости по ранее действовавшему законодательству стажа работы либо проживания в районах Крайнего Севера не менее 10 лет, который у истца отсутствует на дату постановки на учет, как и доводы о том, что Положение о порядке учета и предоставления жилой площади работникам объединения "Воркутауголь", на которое сослался суд первой инстанции, не является нормативно-правовым актом, также не могут повлечь отмену решения суда в силу следующего.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 "О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 года "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" Совету Министров Бурятской АССР, Совету Министров Коми АССР, исполкомам Красноярского краевого Совета депутатов трудящихся, Иркутского, Томского, Тюменского, Мурманского и Архангельского областных Советов депутатов трудящихся разрешено организовывать из рабочих и служащих, проработавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 15 лет, жилищно - строительные кооперативы для строительства жилых домов в городах и рабочих поселках других республик, краев и областей, кроме административных центров союзных республик, г. г. Москвы и Ленинграда, Московской области, а также курортных местностей. Рабочие и служащие, получившие инвалидность в период работы на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, могут вступать в эти кооперативы и до истечения указанного срока.
Аналогичная норма содержалась в приказе Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2 "Об утверждении инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии действующими нормативными актами".
Законом Российской Федерации N 4520-1 от 19.02.1993 года "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях гражданам, в том числе коренным жителям, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 календарных лет, а работникам, получившим инвалидность (в том числе и по общему заболеванию) или профессиональное заболевание, - до истечения указанного срока предоставлено право по вновь избранному месту жительства на приобретение квартиры или приоритетное вступление в жилищно - строительный кооператив либо на выделение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Впоследствии предоставление социальных выплат регламентировалось Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 года N 937, Федеральным законом от 17.08.1996 года N 116-ФЗ "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году", Федеральным законом от 25.07.1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Учитывая, что на момент постановки истца на учет действовавшее правовое регулирование предусматривало жилищное обеспечение граждан, выезжающих за пределы РКС, в том числе граждан, получивших инвалидность и не имеющих необходимого стажа работы, впоследствии изменился только механизм обеспечения жильем указанной категории граждан, до "Дата обезличена" года не оспаривалось право истца на получение субсидии ввиду отсутствия стажа, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства архитектуры и строительства Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.