СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Архаровой Л.В.,
судей Сироткиной Е.М., Костенко Е.Л.,
при секретаре Буткиной А.В.,
рассмотрела в судебном заседании 11 июня 2015 года дело по апелляционной жалобе Камбалиной Н.Е. на решение Интинского городского суда Республики Коми от 03 апреля 2015 года, которым
Камбалиной Н.Е. отказано в иске к Администрации МОГО "Инта" о признании незаконным заключения МВК МОГО "Инта" "Номер обезличен" от "Дата обезличена" о необходимости и возможности проведения капитального ремонта "Адрес обезличен"; возложении обязанности выдать заключение МВК о непригодности для проживания "Адрес обезличен"; взыскании компенсации морального вреда в размере ... рублей.
Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Камбалина Н.Е. обратилась в суд с иском к администрации МОГО "Инта" о признании незаконным заключения МВК МОГО "Инта" "Номер обезличен" от "Дата обезличена" о необходимости и возможности проведения капитального ремонта "Адрес обезличен"; возложении обязанности выдать заключение МВК о непригодности для проживания "Адрес обезличен"; взыскании компенсации морального вреда в размере ... рублей.
Ответчиком исковые требования не признаны.
Суд постановил приведённое выше решение.
Решение суда в апелляционном порядке обжаловано истцом. Камбалина Н.Е. полагает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку в оспариваемом заключении Межведомственной комиссии не указаны основания принятия решения о проведении капитального ремонта отдельно взятой квартиры при выявленных несоответствиях установленным требованиям жилого дома в целом, не приложены соответствующие документы, а также не указаны сроки его реализации. По мнению истца, решение суда является незаконным при наличии заключения в рамках проведенной по делу "Номер обезличен" судебно - строительной экспертизы, согласно которой износ дома составляет более ... %, имеет признаки внезапного обрушения конструкций, что ставит под угрозу жизнь и здоровье людей. Ссылается на то, что отсутствие надлежащего заключения МВК о признании жилого помещения непригодным для проживания не позволяет истцу встать на учет граждан нуждающихся в жилом помещении.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Установлено следующее.
Камбалина Н.Е. является нанимателем муниципальной "Адрес обезличен", расположенной в "Адрес обезличен". Совместно с истцом в вышеуказанное жилое помещение был вселен ее ... ФИО7, "Дата обезличена" года рождения.
Решением Интинского городского суда РК от 06.02.2013 по делу N 2-16/2013 признано незаконным заключение Межведомственной комиссии МОГО "Инта" "Номер обезличен" от "Дата обезличена" о признании пригодным для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: "Адрес обезличен". Указанное жилое помещение признано непригодным для проживания, на администрацию МОГО "Инта" возложена обязанность предоставить Камбалиной Н.Е. жилое помещение взамен признанного непригодным для проживания.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 15.04.2013 данное решение суда первой инстанции в части возложения на муниципальный орган обязанности предоставить истцу жилое помещение отменено. Принято новое решение, которым на администрацию МОГО "Инта" возложена обязанность организовать работы по составлению МВК заключения о признании жилого помещения "Адрес обезличен" Республики Коми соответствующим (не соответствующим) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, и пригодным (непригодным) для проживания, и признании многоквартирного "Адрес обезличен" аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Во исполнение указанного решения Межведомственной комиссией при администрации МОГО "Инта" "Номер обезличен" от "Дата обезличена" спорное жилое помещение признано пригодным для проживания.
Вступившим в законную силу решением Интинского городского суда от 04.02.2014 по делу N 2-402/2014 данное заключение Межведомственной комиссии признано незаконным. На администрацию МОГО "Инта" возложена обязанность организовать работы по составлению межведомственной комиссией заключения о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки квартиры по адресу: "Адрес обезличен", с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик указанного жилого помещения в соответствие с требованиями, установленными в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47; о признании многоквартирного "Адрес обезличен" в "Адрес обезличен" аварийным и подлежащим сносу либо о признании указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции с последующим принятием администрацией МОГО "Инта" решения о дальнейшем использовании квартиры по адресу: "Адрес обезличен", решением вопроса о предоставлении Камбалиной Н.Е. другого жилого помещения по договору социального найма либо о проведении капитального ремонта или реконструкции "Адрес обезличен" в "Адрес обезличен". Камбалиной Н.Е. отказано в иске к администрации МОГО "Инта" о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, состоящее из ... комнат, не менее ранее занимаемой площади, в черте "Адрес обезличен", отвечающее установленным санитарным и техническим нормам.
Заключением Межведомственной комиссии МОГО "Инта" "Номер обезличен" от "Дата обезличена" принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта по адресу: "Адрес обезличен".
Судебная коллегия соглашается выводами городского суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду следующего.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно п. п. 6 и 8 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу п. п. 8 и 9 ст. 14 Жилищного кодекса РФ относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Из п. 7 данного Положения следует, что решение вопроса о признании жилых помещений не пригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также подлежащими капитальному ремонту действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности дома к соответствующему жилищному фонду, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
В силу п. 42 указанного выше Положения, комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние.
Абзацем 2 п.49 Положения, предусмотрено, что на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В силу указанных норм определение срока исполнения указанных действий является компетенцией органов местного самоуправления.
При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое заключение Комиссии вынесено в пределах полномочий, с соблюдением порядка принятия, во исполнение соблюдения процедуры и порядка решения вопросов, связанных с признанием жилых помещений непригодными для проживания, их соответствием требованиям закона, является правильным.
Вынесением указанного заключения права и законные интересы истца не нарушены, в связи с чем правовых оснований для признания его незаконным не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов, изложенных в решении суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Так, суд первой инстанции верно указал, что решением Интинского городского суда от 06.02.2013 по делу N 2-16/2013, имеющим для настоящего дела преюдициальное значение, спорная квартира признана непригодной для проживания. Решение в указанной части не отменено, вступило в законную силу.
В настоящее время Межведомственной комиссией принято решение о необходимости ремонта жилого помещения, что соответствует абз.3 п.47 Положения N 47, согласно которому по результатам работы комиссия может принять решение о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями.
Доводы Камбалиной Н.Е. об экономической нецелесообразности ремонта при износе здания более ... % основанием для отмены заключения МВК не являются, поскольку решение этого вопроса относится к исключительной компетенции собственника жилья.
Вопросы о сроке ремонтных работ, дальнейшем использовании помещения, отселения жильцов на период ремонта разрешаются согласно п.49 Положения на основании принятого "Дата обезличена" заключения МВК.
В силу ст. 12, ст.35, ст.39, ст.56, ч. 1 ст. 68, ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности и диспозитивности гражданского процесса, заинтересованное лицо, обращающееся в суд, самостоятельно избирает способ защиты нарушенного права, определяет конкретное материально-правовое требование, наделено правом изменить его предмет и основание.
В данной правовой ситуации, исходя из заявленных истцом требований, правовых оснований для понуждения ответчика установить сроки проведения капитального ремонта жилого помещения у суда не имелось, такого требования не заявлено.
Доводы жалобы о том, что помещение представляет опасность для жизни и здоровья, основанием для отмены решения не являются. Администрацией города принято постановление от "Дата обезличена" о предоставлении Камбалиной Н.Е. с ... жилого помещения маневренного фонда.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Интинского городского суда Республики Коми от 03 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Камбалиной Н.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.