СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н.Е.
судей Голикова А.А. и Машкиной И.М.,
при секретаре Глобу Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании 15 июня 2015 года
дело по апелляционной жалобе ОАО "Боксит Тиммана" на решение Княжпогостского районного суда республики Коми от 10 марта 2015 года, по которому иск прокурора Сосногорской транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО "Боксит Тимана" о возложении обязанности обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры удовлетворен.
Возложена обязанность на ОАО "Боксит Тимана" в срок до 01 июля 2015 года обеспечить проведение оценки уязвимости железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Боксит Тимана", примыкающего к станции Чиньяворык.
Взыскана с ОАО "Боксит Тимана" в пользу МР "Княжпогостский" государственная пошлина в размере ... рублей.
Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., заключение прокурора Ковригиной О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Сосногорской транспортной прокуратуры в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к ОАО "Боксит Тимана" о возложении обязанности обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры
В последующем прокурор уточнил требования, просил обязать ОАО "Боксит Тимана" обеспечить проведение оценки уязвимости железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Боксит Тимана", примыкающего к станции Чиньяворык, в срок до 01 июля 2015 года.
В обоснование иска указал, что Сосногорской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности, по итогам которой установлено, что в нарушение требований законодательства не проведена оценка уязвимости принадлежащего ОАО "Боксит Тимана" объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Боксит Тимана", примыкающего к станции Чиньяворык Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД", общая длина ... метров, согласно договора аренды сооружений "Номер обезличен" от "Дата обезличена".
Представитель прокуратуры - Федорова В.С. в судебном заседании поддержала заявленные требования и доводы, указанные в исковом заявлении.
Представитель ответчика - ОАО "Боксит Тимана" - Латкина Е.В. в судебном заседании иск не признала.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ОАО "Боксит Тиммана" с решением суда не согласно и просит его отменить, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и неверно применены нормы материального права.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьей 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия приходит к вывду об отмене решения суда и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований Сосногорскому транспортному прокурору.
Федеральным законом "О транспортной безопасности" закреплено, что транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" под объектом транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя: а) железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции; б) метрополитены; в) тоннели, эстакады, мосты; г) морские терминалы, акватории морских портов; д) порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения; е) расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения; ж) аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств; з) участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации;
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" к субъекту транспортной инфраструктуры относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В силу пунктов 2, 3 части 2 статьи 12 Федерального закона "О транспортной безопасности" субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона; оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, установлении причин и условий, способствующих их совершению.
Под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий (пункт 1 статьи 1 ФЗ "О транспортной безопасности").
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона "О транспортной безопасности" предусмотрено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Приказом Минтранса Российской Федерации от 08.02.2011 года N 43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, которые определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - ОТИ и ТС) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ).
Требования применяются в отношении ОТИ и ТС, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации.
Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС.
Согласно пунктам 5.7 и 5.8 указанных Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ; разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.
Из материалов дела следует, что
Сосногорской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности, по итогам которой установлено, что в нарушение требований законодательства не проведена оценка уязвимости принадлежащего ОАО "Боксит Тимана" объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Боксит Тимана", примыкающего к станции Чиньяворык Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД", общая длина ... метров, согласно договора аренды сооружений "Номер обезличен" от "Дата обезличена".
Указанному объекту транспортной инфраструктуры в соответствии с уведомлением Росжелдора "Номер обезличен" от "Дата обезличена" присвоена ... категория транспортной безопасности, уведомление ответчиком получено "Дата обезличена" г..
Проведенной проверкой установлено, что оценка уязвимости железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Боксит Тимана", примыкающего к станции Чиньяворык, до настоящего времени не проведена. Установленный законодательством трехмесячный срок с момента получения уведомления о включении ОТИ в реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоении категории ОТИ истек. Мер, направленных на проведение оценки уязвимости железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Боксит Тимана", примыкающего к станции Чиньяворык, до настоящего времени ОАО "Боксит Тимана" не принято.
Удовлетворяя требования суд исходил из того, что в нарушение действующего законодательства ответчиком не исполнена обязанность по обеспечению проведения оценки уязвимости железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Боксит Тимана", примыкающего к станции Чиньяворык, не разработан и не реализуется план обеспечения транспортной безопасности данного ОТИ, что представляет угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
Согласно подпункту "з" пункта 5 статьи 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" под объектом транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя, в том числе участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации.
Из приведенной нормы права следует, что действующее законодательство с 04.02.2014 предоставляет Правительству РФ определять участки железнодорожных путей, которые относятся к объектам транспортной инфраструктуры. Между тем на день рассмотрения дела судами Правительством РФ не принят нормативно-правовой акт об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений, устройств и оборудования, относящихся к объектам транспортной инфраструктуры.
Поскольку данный вопрос Постановлением Правительства РФ не урегулирован на день рассмотрения дела, не определен перечень участков железнодорожных путей относящихся к объектам транспортной инфраструктуры подлежащих категорированию. Нельзя сделать однозначный вывод, что принадлежащий ответчику участок железнодорожного пути необщего пользования, примыкающий к станции Чиньяворык общей протяженностью ... метров будет отнесен к ОТИ, поэтому оснований для удовлетворения заявленных требований по делу не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Княжпогостского районного суда от 10 марта 2015 года отменить.
Вынести по делу новое решение, которым отказать Сосногорскому транспортному прокурору в удовлетворении требований к ОАО "Боксит Тиммана" о возложении обязанности обеспечить проведение оценки уязвимости железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Чиньяворык общей протяженностью ... метров.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.