СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Белова Н.Е.,
судей Машкиной И.М. и Соболева В.М.,
при секретаре Глобу Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании 18 июня 2015 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 октября 2014 года, которым
в удовлетворении заявления администрации МО ГО "Сыктывкар" об оспаривании предписания УГИБДД МВД по Республике Коми от 23.05.2014 "Номер обезличен" отказано.
Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., объяснения представителя УГИБДД МВД по Республике Коми Синьчуговой О.С., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Администрация МО ГО "Сыктывкар" обратилась в суд с заявлением об оспаривании и отмене предписания УГИБДД МВД по Республике Коми от 23.05.2014 "Номер обезличен" в котором администрации МО ГО "Сыктывкар" предложено устранить выявленные нарушения пунктов 3.1.1., 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93, пункта 13 ОП ПДД РФ на проезжей части дороги при заезде в дворовую территорию между "Номер обезличен" и "Номер обезличен" по "Адрес обезличен", на проезжей части в дворовых территориях дома "Номер обезличен" по "Адрес обезличен"; домов "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен" по "Адрес обезличен"; домов "Номер обезличен" по "Адрес обезличен" и домов "Номер обезличен" по "Адрес обезличен"; дома "Номер обезличен" по ул. "Адрес обезличен"; дома "Номер обезличен" по "Адрес обезличен"; домов "Номер обезличен" по "Адрес обезличен"; домов "Номер обезличен" по "Адрес обезличен" в срок до "Дата обезличена", указав, что обязанность по ремонту дороги возложена на собственников помещений в многоквартирном доме.
В судебном заседании представитель администрации МО ГО "Сыктывкар" поддержала заявленные требования, представитель УГИБДД МВД по РК с заявлением не согласился.
В апелляционной жалобе представитель администрации МО ГО "Сыктывкар" просит решение суда отменить в связи с неверным применением судом норм материального и процессуального права.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации МО ГО "Сыктывкар участия не принял. Администрация МО ГО "Сыктывкар" извещена о времени и месте судебного заседания путем заблаговременного направления адресату по почте судебного извещения с уведомлением о вручении.
Судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
Проверив материалы дела в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, предписанием УГИБДД МВД по Республике Коми "Номер обезличен" от 23.05.2014 администрации МО ГО "Сыктывкар" предложено в срок до "Дата обезличена" устранить образовавшиеся выбоины на проезжей части дороги при заезде в дворовую территорию между домами "Номер обезличен" и "Номер обезличен" по "Адрес обезличен"; на проезжей части дорог в дворовых территориях дома "Номер обезличен" по ул. "Адрес обезличен", домов "Номер обезличен" по "Адрес обезличен", домов "Номер обезличен" по "Адрес обезличен" домов 8 "Номер обезличен" по "Адрес обезличен" "Адрес обезличен", дома "Номер обезличен" по ул. "Адрес обезличен" дома "Номер обезличен" по "Адрес обезличен", домов "Номер обезличен" по "Адрес обезличен" "Адрес обезличен", домов "Номер обезличен" по "Адрес обезличен" геометрические параметры которых превышают предельно допустимые размеры (15/60/5).
Предписание вынесено на основании составленного акта обследования улично-дорожной сети г. Сыктывкара от 23.05.2014.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия у администрации МО ГО "Сыктывкар" обязанности по содержанию и ремонту проезда общего пользования дворовых территорий домов указанных в предписании УГИБДД МВД по Республике Коми "Номер обезличен" от "Дата обезличена".
У судебной коллегии не имеется оснований не согласиться с данным выводом, основанным на материалах дела и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что указанные в предписании дворовые территории в перечне автомобильных дорог не значатся, участки земли, выделенные для обслуживания указанных в предписании многоквартирных домов не являются автомобильными дорогами, спорные земельные участки не поставлены на технический учет, паспортизация в отношении них не проводилась, в реестре муниципальной собственности спорные дворовые территории (дороги) не числятся, доказательств, что земельные участки, на которых расположены вышеуказанные дома являются муниципальной собственностью ответчиком не представлено, в связи с чем, обязанность по устранению выбоин лежит на собственниках жилых помещений многоквартирных домов, не принимаются во внимание в качестве основания к отмене судебного решения в силу следующего.
В силу положений части 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно статье 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
При этом под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (ст. 2 Закона).
Правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221 утвержден ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, который устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Стандарт распространяется на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.
В силу пунктов 3.1.1., 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
В соответствии с пунктами 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ автомобильные дороги являются линейными объектами; под территорией общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
СНиП 2.07.01-89* (свод правил Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений) к улицам и дорогам местного назначения относит проезды - подъезды транспортных средств к жилым и общественным зданиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов.
Из представленных в материалы дела документов следует, что спорные участки представляют собой внутриквартальные дороги, требующие ремонта, служат подъездом к другим домам и фактически являются объектом транспортной инфраструктуры города Сыктывкара. Следовательно, спорные проезжие части дороги, расположенные в непосредственной близости с многоквартирными жилыми домами, предназначены для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов.
Поскольку проезжие части, имеющие асфальтовое покрытие, хотя и расположены в непосредственной близости к многоквартирным жилым домам, указанным в оспариваемом предписании, но предназначены для общего пользования неопределенного круга лиц, не отвечают требованиям ГОСТа и выявленные нарушения создают реальную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, то суд обоснованно, пришел к выводу о том, что обязанность по их содержанию и ремонту лежит на администрации МО ГО "Сыктывкар" и об отказе в удовлетворении заявленных требований об отмене предписания УГИБДД МВД по Республике Коми от 23.05.2014 "Номер обезличен".
При этом отсутствие дворовой территории в Реестре муниципальной собственности не имеет в данном случае правового значения. В силу пункта 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Кроме того в силу вышеизложенных обстоятельств, наличие кадастрового учета земельных участков, в которые входят спорные участки внутриквартальных дорог, не снимает с администрации МО ГО "Сыктывкар" обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе принятием мер к надлежащему содержанию и ремонту проезжей части дворовой территории в состоянии, обеспечивающим безопасность дорожного движения.
Доказательств принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирных домах, указанных в предписании, у которых земельный участок для обслуживания жилого дома поставлен на кадастровый учет в соответствии с действующим законодательством, решения о проведении капитального или текущего ремонта дворовых территорий, суду не представлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ не допущено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.