Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 05 июня 2015 г. по делу N 33-236/2015
Западно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего - председателя судебного состава Актаева Г.В., судей Двойцева Ю.В. и Тарабакина А. В., при секретаре судебного заседания Лапатиной В.Н., с участием заявителя Аксенова П.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 10 марта 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащему военного комиссариата Н ... области подполковнику Аксенову П.В. об оспаривании действий начальника 2 отдела Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - ФГКУ), связанных со снятием заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад председателя судебного состава Актаева Г.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения и доводы жалобы, выступление заявителя в поддержание этих доводов, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
подполковник Аксенов, проходящий военную службу по контракту, имеющий выслугу более 20 лет, подлежащий увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями ), состоит в распоряжении военного комиссара Н ... области по причине не обеспечения жильем.
Решением коллегиального жилищного органа военного комиссариата от 27 марта 2009 года (выписка из протокола N ... ) заявитель принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на состав семьи в количестве 3 человек: сам Аксенов, его супруга и дочь, в избранном месте жительства в городе Н ...
В связи с расторжением брака в 2010 году, по заявлению Аксенова от 09 июля 2012 года из Единого реестра военнослужащих, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма, в качестве членов его семьи исключены супруга и дочь.
07 октября 2014 года Аксенов обратился в ФГКУ с заявлением, в котором просил реализовать его жилищное право путем предоставления жилищной субсидии ), не указав при этом избранное место жительства.
Решением ФГКУ N ... от 08 декабря 2014 года Аксенов снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма на основании пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ.
Основанием для принятия указанного решения ФГКУ явилось то, что Аксенов ранее обеспечивался жилым помещением на безвозмездной основе как член семьи военнослужащего по установленным нормам.
Посчитав свои права нарушенными, Аксенов оспорил упомянутое решение должностного лица о его снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях в суде по правилам главы 25 ГПК РФ.
Решением Новосибирского гарнизонного военного суда заявителю отказано в удовлетворении его требований.
В жалобе заявитель настаивает на отмене судебного постановления по основаниям, предусмотренным пунктами 3, 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ, и удовлетворении его требований. Кроме того, Аксенов просит обязать должностное лицо восстановить его в списках нуждающихся в жилых помещениях в г. Н ... с составом семьи 1 человек.
В обоснование этого, ссылаясь на обстоятельства спора, отдельные положения федерального законодательства, практику Верховного Суда Российской Федерации, заявитель приводит доводы, совокупность которых образует вывод о том, что в момент получения его отцом квартиры он проходил военную службу по контракту в г. К ... , каких-либо прав на эту квартиру не приобрел, в ее приватизации не участвовал, с момента снятия с регистрационного учета прошло более 5 лет, а сам он, как военнослужащий, в период военной службы жилым помещением для постоянного проживания не обеспечивался и в настоящее время желает реализовать свое право на жилье путем предоставления жилищной субсидии для приобретения жилья в другом регионе Российской Федерации.
Рассмотрев дело в предусмотренных частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ пределах, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
По смыслу статьи 59 и пункта "т" статьи 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 49 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Приведенные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права, так и дополнительные обязанности по сдаче ранее полученного жилья.
Из анализа положений статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны РФ жилья для постоянного проживания в период военной службы с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны РФ обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны Российской Федерации по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления социального жилья в порядке, определенном статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного статьей 53 ЖК РФ.
Исходя из содержания части 1 статьи 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы, либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
По делу установлено, что отцу заявителя - А.В.П ... в декабре 1998 года на состав семьи из четырех человек: А.В.П.., жена А.В.И.., сыновья Аксенов П.В. (заявитель) и А.А.В.., предоставлена квартира жилой площадью 75,5 кв.м., общей площадью 117,8 кв.м., расположенная по адресу: г. Н ... , улица М ... , дом ... , квартира ... , то есть более 18 кв.м. жилой площади на каждого члена семьи, что соответствовало установленным нормам обеспечения в г. Н ... как на момент предоставления жилья, так и превышает учетно-постановочную норму в этом населенном пункте на момент разрешения настоящего спора.
Согласно договору N ... от 07 марта 2002 года, зарегистрированному мэрией города Н ... 22 апреля того же года, указанное жилое помещение передано бесплатно в собственность отцу заявителя - А.В.П ... При этом сам заявитель добровольно письменно отказался от участия в приватизации этой квартиры.
Таким образом, Аксенов, проходя военную службу по контракту, будучи офицером, был обеспечен жильем для постоянного проживания в г. Н ... по установленным нормам от Министерства обороны РФ, добровольно им распорядился, отказавшись от участия в приватизации жилого помещения, не приняв должных мер к выделению причитающейся ему доли, обмену либо разделу жилья, в том числе в принудительном порядке, а также не предпринял каких-либо действий к сдаче его Министерству обороны Российской Федерации, что могло бы дать ему право поставить вопрос о постановке в очередь нуждающихся в жилом помещении.
Исходя из изложенного, заявитель, ранее обеспеченный за счет Министерства обороны Российской Федерации жилым помещением по установленным нормам, претендовал на предоставление ему еще одного жилого помещения из государственного жилищного фонда, что не основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости, направленном на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления жилья от государства и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права военнослужащего.
В связи с этим, оспоренное заявителем решение жилищного органа является правомерным.
То обстоятельство, что жилое помещение было предоставлено заявителю как члену семьи его отца-военнослужащего, как и последующие действия, связанные с отказом заявителя в приватизации этого жилья, не являются основанием для повторного обеспечения его жильем в другом населенном пункте за счет государства.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что к моменту получения жилого помещения отцом Аксенова, в том числе на заявителя, у последнего, проходящего в тот момент военную службу по контракту более 5 лет после окончания военно-учебного заведения, отсутствовали льготные основания, предусмотренные ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" для обеспечения таким жильем в качестве члена семьи военнослужащего (своего отца), т.е. при получении спорного жилья заявитель был им обеспечен фактически как военнослужащий, проходящий военную службу по контракту.
С учетом изложенного и положений ч. 6 ст. 330 ГПК РФ, приведенные в апелляционной жалобе доводы, не могут служить основанием для отмены или изменения по существу правильного решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 199, 327-329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 10 марта 2015 года по заявлению Аксенова П.В. оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Г.В. Актаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.