Определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 09 июня 2015 г. по делу N 33-253/2015
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председательствующего - Юркова В.В.
и судей: Войтко С.Н.
Таранова В.А.
при секретаре Смельчаковой В.В.
с участием заявителя Ревнивцева В.В., представителя командующего РВСН и командира войсковой части ... по доверенности Козловой Н.А., прокурора - заместителя начальника отдела - помощника военного прокурора отдела военной прокуратуры Центрального военного округа подполковника юстиции Баранова С.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании частную жалобу представителя руководителя Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФКУ "ЕРЦ МО РФ") по доверенности Бирюковой О.В. на определение судьи Новосибирского гарнизонного военного суда от 19 марта 2015 года об оставлении без движения апелляционной жалобы представителя ФКУ "ЕРЦ МО РФ" по доверенности Канунниковой Е.Ф. на решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 16 февраля 2015 г. по гражданскому делу по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части ... капитана запаса Ревнивцева В.В. об оспаривании действий командующего Ракетными войсками стратегического назначения, связанных с исключением из списков личного состава воинской части без обеспечения положенными видами довольствия, бездействия командира воинской части ... , повлекшего ненаправление по команде проекта приказа о выплате денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отпуска, а также непредоставление дополнительных суток отдыха, действий руководителя федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации", связанных с удержанием из денежного довольствия за октябрь 2014 г. части денежных средств.
Заслушав доклад судьи Таранова В.А., изложившего содержание судебного постановления и доводы частной жалобы, выступление сторон, заключение прокурора, который полагал необходимым, определение судьи гарнизонного военного суда оставить без изменения, а частную жалобу - без удовлетворения, окружной военный суд,
УСТАНОВИЛ:
13 марта 2015 г. представителем ФКУ "ЕРЦ МО РФ" по доверенности Канунниковой Е.Ф. была подана апелляционная жалоба на решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 16 февраля 2015 г. и одновременно заявлено ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины со ссылкой на подпункт 19 п.1 ст.33.36 НК РФ, поскольку ФКУ "ЕРЦ МО РФ", являясь центральным органом военного управления, создано в целях реализации государственной социальной, финансовой и налоговой политики в сфере деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, находится в ведомственном подчинении федерального органа исполнительной власти, т.е. Министерства обороны Российской Федерации.
Судья Новосибирского гарнизонного военного суда определением от 19 марта 2015 г. отказал в удовлетворении данного ходатайства и оставил апелляционную жалобу без движения в связи с тем, что она не соответствует требованиям ст. 322 ГПК РФ, а именно ввиду отсутствия документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, предложив устранить указанный в определении недостаток в срок до 13 апреля 2015 г.
В частной жалобе представитель ФКУ "ЕРЦ МО РФ" по доверенности Бирюкова О.В. просит указанное определение отменить.
В обоснование своей позиции, ссылаясь на нормы статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082 и Положения о федеральном казенном учреждении "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Министром обороны РФ от 21 октября 2011 года, полагает, что ФКУ "ЕРЦ МО РФ", как центральный орган военного управления обладает признаками государственного органа, а поэтому на него распространяется льгота по уплате государственной пошлины, предусмотренная п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.
Проверив законность и обоснованность определения судьи, изучив материалы дела в пределах доводов частной жалобы, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ст. 10 Конституции Российской Федерации, органы законодательной, исполнительной и судебной власти являются органами государственной власти Российской Федерации.
При этом органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, в силу п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" отнесены к государственным органам.Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании п. 1 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 (далее - Положение), данное Министерство отнесено к федеральным органам исполнительной власти, в структуру которого входят центральные органы военного управления и иные подразделения. Минобороны России, являясь органом управления Вооруженными Силами РФ, осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств и Федерального агентства специального строительства (далее - подведомственные Минобороны России федеральные органы исполнительной власти). Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные (военные комиссариаты) органы (пункты 1, 2, 5 Положения).
В силу приведенных правовых норм Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, то есть государственным органом, обладает налоговыми льготами, предусмотренными пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, и координирует деятельность подведомственных ему других, перечисленных в Положении, федеральных органов исполнительной власти - федеральных служб и агентств, перечень которых является исчерпывающим.
В соответствии с Положением о Федеральном казенном учреждении "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации", утвержденным Министром обороны Российской Федерации 21 октября 2011 года, оно создано в целях реализации государственной, финансовой, налоговой и социальной политики в сфере деятельности Вооруженных Сил в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данное учреждение является некоммерческой организацией.
Согласно ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ казенными учреждениями признаются государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Исходя из положений ст. 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
С учетом изложенного, судья гарнизонного военного суда обоснованно пришел к выводу о том, что ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации", будучи государственным учреждением, не является государственным органом и поэтому не может обладать соответствующими налоговыми льготами, а поэтому обязано уплатить, предусмотренную пп. 9 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, государственную пошлину при подаче апелляционной жалобы.
Частная жалоба не содержит доводов, которые могли бы послужить основаниями к отмене состоявшегося определения, а позиция должностного лица основана на неверном толковании действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 199, 329, 333 и 334 ГПК РФ, окружной военный суд,
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение судьи Новосибирского гарнизонного военного суда от 19 марта 2015 года оставить без изменения, а частную жалобу представителя ФКУ "ЕРЦ МО РФ" по доверенности Бирюковой О.В. - без удовлетворения.
Апелляционную жалобу представителя Канунниковой Е.Ф. вместе с настоящим гражданским делом возвратить в Новосибирский гарнизонный военный суд для совершения процессуальных действий, предусмотренных ст.ст. 324, 325 ГПК РФ.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда В.А. Таранов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.