Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Вороной Н.Л.,
судей: Данилова А.В., Степановой М.Г.,
при секретаре Щербина О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Фирсова В.И. к администрации г. Нефтеюганска, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска о признании незаконным решения об исключении из списка, как имеющего право на получение субсидии, обязании выплатить субсидию для приобретения жилого помещения,
по апелляционной жалобе Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Нефтеюганска на решение Нефтеюганского районного суда от 19 января 2015 года, которым постановлено:
"исковые требования Фирсова В.И. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам от 22.08.2014 года Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Нефтеюганска о снятии с учета и исключении Фирсова В.И. из списка ветеранов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, обязав восстановить его в указанном списке.
Признать право Фирсова В.И. на получение субсидии для приобретения жилого помещения в собственность на основании подп.3 п.1 ст.16 Федерального Закона РФ N5 от 12.01.1995 года "О ветеранах" как ветерана боевых действий, вставшего на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года.
Обязать Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Нефтеюганска выплатить Фирсову В.И. субсидию для приобретения жилого помещения в собственность в размере 735 876 (семьсот тридцать пять восемьсот семьдесят шесть) рублей.
Взыскать с Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Нефтеюганска в пользу Фирсова В.И. в возмещение расходов по оплате услуг представителя 10000 рублей; в возмещение расходов по оплате услуг нотариуса 1 400 рублей, всего 11400 (одиннадцать тысяч четыреста) рублей.
В удовлетворении требований к администрации города Нефтеюганска Фирсову В.И. отказать".
Заслушав доклад судьи Вороной Н.Л., объяснения представителя истца Даршта С.А., возражающего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фирсов В.И. обратился в суд с иском к администрации г. Нефтеюганска, департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Нефтеюганска, (далее - Департамент ЖКХ) в котором просил:
-признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам от 22 августа 2014 года Департамента ЖКХ о снятии с учета и исключении Фирсова В.И. из списка ветеранов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, обязать восстановить в указанном списке.
-признать право на получение субсидии для приобретения жилого помещения в собственность на основании подп.3 п.1 ст. 16 Федерального закона РФ от 12 января 1995 года N5 "О ветеранах" как ветерана боевых действий, вставшего на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.
- обязать администрацию г. Нефтеюганска и Департамент ЖКХ выплатить субсидию для приобретения жилого помещения в собственность в размере, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
-взыскать с ответчика в пользу него стоимость юридических услуг 60 000 рублей и судебные издержки в сумме 1 400 рублей.
В обоснование требований указал, что является участником боевых действий на территории Северного Кавказа РФ, в связи с чем имеет право на получение жилищной субсидии из федерального бюджета. Постановлением от 11 апреля 2003 года N105 включен в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, после чего был включен в сводный список отдельных категорий граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях и как лицо имеющее право на получение субсидии за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории ХМАО-Югры. У него в долевой собственности находятся жилые помещения, расположенные по адресам: г. Нефтеюганск, 16 мкр., дом 2, кв. 102, и г. Нефтеюганск, 15 мкр., дом 3, кв.21, которые приобретены за счет кредитных средств. 22 августа 2014 года ему отказано в предоставлении субсидии на основании подп.3 п.3.9 Положения о порядке и условиях предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории ХМАО-Югры для приобретения жилых помещений в собственность, утв. Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 10 октября 2006 года N237, в соответствии с которым отказ в предоставлении субсидии допускается в случаях не подтверждения нуждаемости гражданина в улучшении жилищных условий.
Фирсов В.И. в судебное заседание не явился, обеспечив явку своего представителя, Даршт С.А.., который иск поддержал.
Представитель ответчиков Зебницкая Е.А. заявленные требования не признала.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого и принятии нового об отказе в иске просит в апелляционной жалобе Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Нефтеюганска.
В обоснование жалобы указывает на то, что на момент рассмотрения вопроса о предоставлении гарантийного письма Фирсову В.И. его семья не являлась нуждающейся в жилом помещении. Обоснованно, на основании ст.21 Закона ХМАО-Югры от 06.07.2005 N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре" комиссия по жилищным вопросам Департамента сняла Фирсова В.И. с учёта нуждающихся в жилом помещении. Указанное обстоятельство в силу п.п.3 п.3.9 ч.3 Положения о порядке и условиях предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории ХМАО-Югры для приобретения жилых помещений в собственность, утв. Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 10 октября 2006 года N237, является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, представители ответчиков не явились. Руководствуясь ст.ст. 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Выслушав представителя истца, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из дела, спор возник о наличии оснований для предоставления истцу субсидии на улучшение жилищных условий, предусмотренной ст.16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон О ветеранах).
Ответчик не оспаривает, что истец, являясь ветераном боевых действий, с 26 февраля 2003 года поставлен по месту жительства на учёте лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 77-82).
29 июля 2014 года он получил уведомление о включении в Сводный список граждан, изъявивших желание получить субсидию в 2014 году в соответствии с постановлением Правительства ХМАО-Югры от 10 октября 2006 года N 237-п.
Решением комиссии по жилищным вопросам Департамента ЖКХ от 22 августа 2014 года ему отказано в предоставлении субсидии, как ветерану боевых действий. Этим же решением комиссии постановлено снять семью Фирсовых с учёта нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 18).
Указанное решение комиссии послужило основанием для отказа Фирсову В.И. в предоставлении субсидии.
В соответствии с ч.2 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет.
Фирсов В.И. в 2003 году был поставлен на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий постановлением Главы города; снят с учёта - решением комиссии по жилищным вопросам Департамента ЖКХ.
Как усматривается из Положения о Департаменте ЖКХ, учёт граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении входит в полномочия Департамента, как органа Администрации. Решения по вопросам, отнесённым к компетенции Департамента, оформляются приказом (л.д.130-138).
Стороной ответчика не представлено доказательств принятия Департаментом решения о снятии Фирсова В.И. с учёта нуждающихся в жилом помещении. Представленную выписку из протокола заседания жилищной комиссии, которая не входит в структуру Департамента, нельзя отнести к таким доказательствам.
Далее, как следует из протокола заседания комиссии, истец снят с учёта на основании п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д.18).
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., установлены ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон).
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3 -6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Как видно, возможность снятия с учёта граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., по п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрена.
Настаивая на законности принятого решения о снятии с учёта, Департамент в апелляционной жалобе ссылается на ст. 21 Закона ХМАО-Югры от 6 июля 2005 года N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре". Согласно названной норме, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим принятие на учет, по основаниям, установленным ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Данная норма не подлежит применению по отношению к Фирсову В.И., поскольку он был поставлен на учёт до 1 марта 2005 года, в отношении названных лиц действуют правила ч.2 ст.6 Вводного закона.
Исходя из изложенного, принятое на заседании комиссии решение о снятии Фирсова В.И. с членами семьи с учёта и исключения из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, нельзя признать законным.
Согласно п.п.3 п.1 ст.16 Закона О ветеранах жильём за счёт средств федерального бюджета обеспечиваются ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01 января 2005 года, в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона.
Пунктом 11 названной статьи предусмотрено, что определение порядка единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения ветеранам боевых действия, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре такой порядок установлен постановлением Правительства ХМАО-Югры от 10 октября 2006 N237-п, утвердившим Положение "О порядке и условиях предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для приобретения жилых помещений в собственность" (далее - Положение).
В соответствии с п.3.3 Положения субсидия может быть использована на погашение ссудной задолженности по полученным банковским (иным) кредитам, направленным на приобретение (строительство) жилого помещения по заключенным договорам при наличии доли собственности гражданина в приобретаемом (строящемся) жилом помещении.
Согласно п/п.2 п.3.12 Положения, перечисление субсидий осуществляется на основании распоряжения уполномоченного органа местного самоуправления на погашение ссудной задолженности по полученным банковским (иным) кредитам, направленным на приобретение (строительство) жилого помещения, на счет банка, кредитной организации или иной организации, предоставившей банковский (иной) кредит, в соответствии с реквизитами, указанными в договоре, заключенном при наличии доли собственности гражданина в приобретаемом (строящемся) жилом помещении.
В силу п.3.13 Положения для перечисления субсидии гражданин представляет в уполномоченный орган местного самоуправления оригиналы и копии договора на приобретение (строительство) жилья, кредитного договора, договора займа, заключенных получателями субсидий. Договоры на приобретение (строительство) жилья, подлежащие в соответствии с действующим законодательством государственной регистрации, должны быть зарегистрированы в установленном порядке, кредитный договор, договор займа должны быть оформлены в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Копии документов заверяются лицом, принимающим документы, после чего оригиналы возвращаются гражданам.
Из буквального толкования приведённых норм следует, что субсидия может быть предоставлена ветерану, приобретшему самостоятельно жилое помещение с помощью заёмных средств, и на момент предоставления субсидии имеющему долговые обязательства по кредитному договору, заключённому для приобретения этого жилого помещения.
Из дела следует, что Фирсов В.И. с супругой приобрели в долевую собственность две квартиры с использованием кредитных средств "Сбербанк России" по договорам от 26 марта 2012 года (под 13,7%) и 17 декабря 2012 года (под 13,25%). Приобретённые квартиры оформлены в долевую собственность супругов (л.д.21-43).
Учитывая, что квартира по адресу: Нефтеюганск, 16 микрорайон, дом 2, квартира 102 приобретена Фирсовыми в марте 2012 года в целях улучшения жилищных условий после того, как истец был включён в Единый список; на момент рассмотрения дела в суде у него имеется ссудная задолженность по полученному банковскому кредиту, направленному на приобретение указанной квартиры, судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии у Фирсова В.И. права на получение жилищной субсидии в рамках Закона О ветеранах.
По мнению коллегии, истец имеет право на получение субсидии для направления в Акционерный Западно-Сибирский коммерческий банк на погашение его основной ссудной задолженности по договору ипотечного кредитования N 1512661/12 ИХ от 26 марта 2012 года, полученному на приобретение квартиры.
На основании изложенного, учитывая также отсутствие приятого в установленном порядке решения органа местного самоуправления о снятии Фирсова В.И. с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда в части признания за Фирсовым В.И. права на получение субсидии.
Вместе с тем, коллегия не может согласиться с решением суда в части обязания Департамента ЖКХ выплатить истцу субсидию для приобретения жилого помещения в собственность в размере 735 876 рублей, исходя из следующего.
Как было установлено выше, Фирсов В.И. уже приобрёл жилое помещение; субсидия может быть предоставлена на погашение ссудной задолженности, имеющейся на момент предоставления субсидии. При таком положении размер субсидии может быть меньшим по сравнению с установленным, поскольку будет зависеть о размера ссудной задолженности истца на момент предоставления субсидии.
Кроме того, согласно п/п.2 п.3.12 Положения перечисление субсидий осуществляется на основании распоряжения уполномоченного органа местного самоуправления на счет банка, предоставившего банковский (иной) кредит.
На основании изложенного решение суда в части взыскания в пользу истца субсидии в размере 735 876 рублей подлежит отмене, в связи с неправильным применением норм материального права.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нефтеюганского районного суда 19 января 2015 года отменить в части возложения на Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Нефтеюганска обязанности по выплате Фирсову Виктору Ивановичу субсидию для приобретения жилого помещения в собственность в размере 735 876 (семьсот тридцать пять тысяч восемьсот семьдесят шесть) рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий: Вороная Н.Л.
Судьи: Данилов А.В.
Степанова М.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
(дата) г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Вороной Н.Л.,
судей: Данилова А.В., Степановой М.Г.,
при секретаре Щербина О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Фирсова В.И. к администрации г. Нефтеюганска, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска о признании незаконным решения об исключении из списка, как имеющего право на получение субсидии, обязании выплатить субсидию для приобретения жилого помещения,
по апелляционной жалобе Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Нефтеюганска на решение Нефтеюганского районного суда от 19 января 2015 года, которым постановлено:
"исковые требования Фирсова В.И. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам от 22.08.2014 года Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Нефтеюганска о снятии с учета и исключении Фирсова В.И. из списка ветеранов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, обязав восстановить его в указанном списке.
Признать право Фирсова В.И. на получение субсидии для приобретения жилого помещения в собственность на основании подп.3 п.1 ст.16 Федерального Закона РФ N5 от 12.01.1995 года "О ветеранах" как ветерана боевых действий, вставшего на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года.
Обязать Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Нефтеюганска выплатить Фирсову В.И. субсидию для приобретения жилого помещения в собственность в размере 735 876 (семьсот тридцать пять восемьсот семьдесят шесть) рублей.
Взыскать с Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Нефтеюганска в пользу Фирсова В.И. в возмещение расходов по оплате услуг представителя 10000 рублей; в возмещение расходов по оплате услуг нотариуса 1 400 рублей, всего 11400 (одиннадцать тысяч четыреста) рублей.
В удовлетворении требований к администрации города Нефтеюганска Фирсову В.И. отказать".
Заслушав доклад судьи Вороной Н.Л., объяснения представителя истца Даршта С.А., возражающего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нефтеюганского районного суда 19 января 2015 года отменить в части возложения на Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Нефтеюганска обязанности по выплате Фирсову В.И. субсидию для приобретения жилого помещения в собственность в размере 735 876 (семьсот тридцать пять тысяч восемьсот семьдесят шесть) рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий: Вороная Н.Л.
Судьи: Данилов А.В.
Степанова М.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.