Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 14 мая 2015 г. по делу N 33А-853/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - ФИО9,
судей: ФИО10 и ФИО8,
при секретаре ФИО7 с участием заявителя ФИО1, его представителя ФИО6 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя и его представителя на решение "адрес" гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части N капитана 1 ранга запаса ФИО1 об оспаривании решения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО МО РФ), связанного с отказом в предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи ФИО8, объяснения заявителя и его представителя ФИО6 в обоснование жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 проходил военную службу по контракту, а первый контракт был им заключен до января 1998 года.
Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N капитан первого ранга ФИО1 уволен с военной службы в запас по подп. "в" п. 3 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (по семейным обстоятельствам).
В ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 на состав семьи три человека (он, супруга и дочь) распределено жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры общей площадью 66, 20 кв. м. по адресу: "адрес". Однако заместитель директора ДЖО МО РФ принял решение от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе ФИО1 в предоставлении распределенного жилого помещения, в связи с утратой права на дополнительную жилую площадь.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение ДЖО МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ и обязать повторно рассмотреть вопрос о предоставлении жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Судом первой инстанции в удовлетворении заявления ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе заявитель и его представитель просят решение гарнизонного военного суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование жалобы, ссылаясь на п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обращают внимание на то, что указанный закон не содержит запрета на реализацию права полковникам запаса и им равным на дополнительную площадь жилого помещения и предусматривает обеспечение уволенных с военной службы граждан, состоящих на жилищном учете, в порядке, предусмотренном настоящим законом.
Полагают, что указанный в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" перечень не является исчерпывающим.
Указывают на то, что суд не применил нормы ч. 2 ст. 5 ЖК РФ, п. 31 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, п. 1 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 28 февраля 1930 года, согласно которым уволенным с военной службы офицерам в воинском звании полковник им равным и выше предоставляется дополнительная общая площадь жилого помещения размером не менее 15 кв. м и не более 25 кв. м.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1-3 ст. 15.1 Закона норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при предоставлении жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.
С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности.
Как видно из материалов дела, капитан 1 ранга ФИО1 проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ года. Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N он уволен с военной службы по подп. "в" п. 3 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", то есть по семейным обстоятельствам, при этом заявитель состоит на жилищном учете с ДД.ММ.ГГГГ без права на дополнительную площадь.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что ФИО1, уволенный с военной службы по семейным обстоятельствам, не имеет права на дополнительную общую площадь жилого помещения, является верным.
Довод, изложенный в жалобе, со ссылкой на п. 13 ст. 15 Закона, постановление Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054 о том, что ФИО1 подлежит обеспечению жилым помещением с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения, является несостоятельным.
Так, нормами п. 13 ст. 15 Закона предусмотрено обеспечение жилыми помещениями граждан уволенных с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более и при увольнении граждан при общей продолжительности военной службы 10 лет и более по льготным основаниям, то есть по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями в порядке, предусмотренном Законом.
При этом с учетом положений п. 2 ст. 15.1 Закона заявитель, уволенный по подп. "в" п. 3 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", право на дополнительную общую площадь жилого помещения не имеет.
Такие же основания и порядок обеспечения жилыми помещениями, предусматривались п. 8, 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в ред. от 11.11. 2003 г. N 141-ФЗ и от 4.05.2006 г. N 61-ФЗ), действовавшими на момент увольнения ФИО1 с военной службы.
В развитие положений ст. 15 Закона постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054 были утверждены "Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".
В соответствии с п. 6 указанного постановления нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении и уволенные с военной службы в запас или в отставку по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Из приведенной нормы постановления следует, что могут быть признанными нуждающимися в жилом помещении граждане, проходившие военную службу и уволенные с военной службы только по льготным основаниям.
В соответствии с п. 31 этого же постановления при определении размера предоставляемого жилья учитывается, что уволенным с военной службы офицерам в воинском звании полковника, ему равном и выше предоставляется дополнительная общая площадь жилого помещения размером не менее 15 кв. метров и не более 25 кв. метров.
Таким образом, военнослужащие в воинском звании полковника, уволенные с военной службы, могут рассчитывать на дополнительную общую площадь жилого помещения в случае их увольнения только по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья и в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Ссылку авторов жалобы на Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28 февраля 1930 года (в ред. Постановления Совмина РСФСР от 2.07.81 N 364) судебная коллегия признает необоснованной, поскольку указанный нормативный правовой акт подлежит применению лишь в части, непротиворечащей действующему жилищному законодательству, в силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Вместе с тем положениями ст. 15, 15.1 Закона, постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054 предоставление дополнительной жилой площади, как того требует заявитель, не предусматривается.
Иные доводы, изложенные в жалобе, не могут быть признаны существенными, влекущими отмену или изменение решения суда первой инстанции, в связи с чем она не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 327.1, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение "адрес" гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя и его представителя ФИО6 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Верно
Председательствующий ФИО9
Секретарь судебного заседания ФИО7
ДД.ММ.ГГГГ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.