Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 14 мая 2015 г. по делу N 33А-860/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО7,
судей: ФИО3,
ФИО6,
при секретаре ФИО5,
с участием заявителя ФИО1, представителя командира войсковой части N - ФИО4, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части N капитана запаса ФИО1 об оспаривании действий командира и жилищной комиссии указанной воинской части, связанных со снятием с жилищного учета.
Заслушав доклад судьи ФИО6, объяснения заявителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, представителя должностного лица, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1, состоявший на учете нуждающихся в жилых помещениях с декабря 2011 года, на основании приказов командира войсковой части 5129 от ДД.ММ.ГГГГ N л/с и от ДД.ММ.ГГГГ N с/ч, соответственно, уволен с военной службы в запас на основании подп. "в" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", то есть по состоянию здоровья, и исключен из списков личного состава воинской части с ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с решением жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным протоколом N, ФИО1 снят с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, в связи с тем, что до 25 февраля 2011 г. в его собственности находилось жилое помещение, общей площадью 41,8 кв.м.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным в части его касающейся вышеуказанное решение жилищной комиссии и обязать этот жилищный орган и командира войсковой части N отменить его, и восстановить его, ФИО1, и его дочь, 2004 года рождения, на жилищном учете.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование этого, ссылаясь на ст. 115 Конституции Российской Федерации, ст. 34, 35, 38, 39 Семейного кодекса Российской Федерации, п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждает, что продажа жилого помещения, приобретенного им в период брака на собственные денежные средства, не может быть признано намеренным ухудшением жилищных условий.
По мнению автора жалобы, достижение им установленной законом общей продолжительности военной службы, а также увольнение с нее по состоянию здоровья, являются основанием для обеспечения его и членов его семьи жильем.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных анализируемым Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 поступил на военную службу по контракту 17 августа 1999 г. и согласно с п. 1 ст. 15 Закона подлежал обеспечению служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы.
В силу этой же нормы закона военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
На основании п. 1 ст. 23 Закона военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 этого Закона.
Таким образом, Закон, устанавливая гарантии обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, как по месту прохождения ими военной службы, так и по избранному месту жительства, в том числе и не совпадающему с последним перед увольнением местом их военной службы, ставит реализацию этого права в зависимость от признания военнослужащего нуждающимся в получении жилья в соответствии со ст. 51 ЖК РФ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, применительно к настоящему делу, признаются граждане, являющиеся собственниками или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ниже учетной нормы.
По смыслу ст. 51 ЖК РФ принятие на жилищный учет и предоставление военнослужащему жилого помещения зависит не только от нуждаемости в жилье в тех населенных пунктах, где он жильем не обеспечен, но и должно быть произведено с учетом его прав на жилые помещения, находящиеся либо находившиеся в пользовании или в собственности при принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений или за определенный законом период времени до момента принятия на жилищный учет.
Этим, в частности, обусловлены требования ст. 53 ЖК РФ, предусматривающие запрет на принятие в качестве нуждающихся в жилых помещениях до истечения пяти лет с момента совершения действий, в результате которых гражданин приобрел право состоять на жилищном учете.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления и ее размер не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
По делу установлено, что семья ФИО1 состоит из двух человек: он и дочь 2004 года рождения.
В соответствии с Решением Саранского городского Совета депутатов от 12 октября 2005 г. N 162 "Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в г. Саранске" учетная норма общей площади жилого помещения на одного человека в городе Саранске установлена в размере 12,5 квадратных метров.
В силу ст. 9 Закона г. Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" от 14 июня 2006 г. N 29 учетная норма по месту прохождения заявителем военной службы в г. Москве установлена в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.
На основании решения жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с составом семьи 2 человека принят на жилищный учет в г. Москве с 1 декабря того же года.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником жилого помещения в г. Саранске, общей площадью 41,8 кв.м.
Таким образом, принимая во внимание приведенные обстоятельства, в том числе состав семьи заявителя, следует признать, что ФИО1, на момент отчуждения жилого помещения был обеспечен жильем выше учетной нормы, как по месту нахождения этого жилья, так и по месту принятия его на жилищный учет.
Поскольку впоследствии указанное жилое помещение было ФИО1 продано, следует прийти к выводу о том, что он, распорядившись принадлежавшим ему на праве собственности жильем, совершил действия, в результате которых он мог быть принят на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, заявитель при принятии на жилищный учет не обладал таким правом, поскольку на этот момент не истек установленный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок со дня совершения таких действий.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.
Учитывая приведенные правовые нормы в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что законных оснований для принятия заявителя на жилищный учет до 26 февраля 2016 г. не имелось, в связи с чем суд обоснованно отказал ФИО1 в удовлетворении заявления.
Обоснование заявителем своего права на обеспечение жильем положениями Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 (далее - Правила), является несостоятельным, поскольку подп. "д" п. 10 Правил содержит запрет на признание нуждающимися военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья, в то время как ст. 53 ЖК РФ устанавливает лишь временное ограничение для постановки на жилищный учет указанных лиц, совершивших действия по намеренному ухудшению жилищных условий.
Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 3271, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Верно.
Судья Московского окружного военного суда
ФИО6
Секретарь судебного заседания
ФИО5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.