Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего: Петровой О.А.,
судей: Братухина В.В. и Салиховой Э.И.,
при секретаре Ериной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Буденкова Д.Г. Кутюковой А.И. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 01 апреля 2015 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления Буденкова Д.Г. к КУМИ Администрации ГО "Город Йошкар-Ола" о признании незаконным возврата заявления о предоставлении земельного участка в аренду без торгов, обязании рассмотреть заявление по существу отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Братухина В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Буденков Д.Г. обратился в Йошкар-Олинский городской суд с заявлением о признании незаконными действий Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - по тексту КУМИ ГО "Город Йошкар-Ола") по возвращению письмом от "дата" N ... его заявления от "дата" о предоставлении в аренду земельного участка площадью " ... " кв.м. с кадастровым N ... , расположенного по адресу: "адрес", просил обязать КУМИ ГО "Город Йошкар-Ола" рассмотреть его заявление от "дата" о предоставлении земельного участка площадью " ... " кв.м. с кадастровым N ... , расположенного по адресу: "адрес" и заключить с ним договор аренды данного земельного участка.
В обоснование требований заявитель сослался на то, что ему принадлежит на праве собственности объект незавершенного строительства - пристроенная аптека площадью " ... " кв.м., степень готовности 5%, адрес местонахождения: "адрес", кадастровый (условный) N ... , приобретенный им на основании договора купли-продажи от "дата".
"дата" Буденков Д.Г. обратился в КУМИ ГО "Город Йошкар-Ола" с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка N ... , на котором расположен указанный выше объект незавершенного строительства, представил копию свидетельства о праве собственности на объект незавершенного строительства, а также копию кадастровой выписки на земельный участок.
Письмом от "дата" КУМИ ГО "Город Йошкар-Ола" ему было сообщено о возврате заявления ввиду непредоставления документов, предусмотренных ст. 39.17 и п.п.1 п.2 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, Перечнем документов, предусмотренном Приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 года N 475, Приказом Минэкономразвития России от 12 января 2015 года N 1, вступающим в силу с 11 марта 2015 года, а именно - копии документа, удостоверяющего личность, копий документов устанавливающих (удостоверяющих) права на приобретаемый земельный участок, если право признается возникшим вне зависимости от его регистрации в ЕГРП.
Не согласившись с данными действиями и полагая их неправомерными, Буденков Д.Г. обратился в суд.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней представитель Буденкова Д.Г. Кутюкова А.И. просит решение отменить, указав, что суд не установил, является ли КУМИ ГО "Город Йошкар-Ола" лицом, имеющим право по распоряжению испрашиваемым земельным участком. Судом не дана оценка доводам заявителя об отсутствии административного регламента в отношении процедуры предоставления земельных участков под объектом незавершенного строительства. Пункт 7 Приложения N 1 к Приказу Минэкономразвития РФ от 13 сентября 2011 года N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" не распространяет действие данного нормативного правового акта на отношения по предоставлению в аренду земельного участка под объектом незавершенного строительства. Суд не дал оценку тому, что КУМИ ГО "Город Йошкар-Ола" не указал, какие именно документы не представлены Буденковым Д.Г. и какие правоустанавливающие документы на земельный участок должны быть представлены. Из формулировки п. 1 Приказа Минэкономразвития РФ от 12 января 2015 года N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" не следует, что содержащиеся в Перечне документы являются обязательными для предоставления земельного участка в аренду. Объект незавершенного строительства приобретен заявителем "дата", соответственно договоров в отношении земельного участка, на котором он расположен, не заключалось, органами местного самоуправления акты о предоставлении земельного участка Буденкову Д.Г. не принимались. В связи с чем правоустанавливающие документы на земельный участок, установленные ст. 26 Земельного кодекса РФ, у заявителя отсутствуют по объективным причинам, однако указанное обстоятельство не является препятствием для приобретения земельного участка в аренду. Исчерпывающий перечень для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен в ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, к которым настоящий случай не относится. Нарушения требований п. 3 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ со стороны заявителя не имеется. Кроме того, в соответствие с письмом Минэкономразвития РФ от 23 апреля 2015 года N ОГ-Д23-5575 документы, удостоверяющие права заявителя на земельный участок без проведения торгов, указанные в п. 33 Перечня, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 12 января 2015 года N1, в случае их отсутствия не предоставляются. Оспариваемый акт противоречит ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В возражениях на апелляционную жалобу КУМИ ГО "Город Йошкар-Ола" приводит доводы в пользу решения суда и просит жалобу оставить без удовлетворения.
Буденков Д.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил, поэтому судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав объяснения представителя Буденкова Д.Г. Кутюковой А.И., просившей решение суда отменить, представителя администрации ГО "Город Йошкар-Ола" и КУМИ ГО "Город Йошкар-Ола" Лобко О.Н., просившей решение оставить без изменения, обсудив доводы жалобы и возражений, исследовав материалы дела, судебная коллегия предусмотренных законом оснований для отмены решения не находит.
Рассмотревший дело суд правильно указал, что для признания судом незаконными решения, действий (бездействия) государственного органа (должностного лица) необходимо наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно п.п. 10 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных п. 5 настоящей статьи.
Согласно п. 21 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса РФ. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно свидетельству о регистрации права собственности N ... Буденкову Д.Г. принадлежит на праве собственности объект незавершенного строительства - пристроенная аптека площадью " ... " кв.м., степень готовности 5%, адрес местонахождения: "адрес", кадастровый (условный) N ... , приобретенный на основании договора купли-продажи от "дата". Сведения об установленном окончательно адресе объекта в свидетельстве отсутствуют.
"дата" Буденков Д.Г. обратился в КУМИ ГО "Город Йошкар-Ола" с заялением о предоставлении в аренду без проведения торгов на основании п.п. 10 п. 2 ст. 31.6 Земельного кодекса РФ земельного участка N ... на котором расположен принадлежащий ему указанный выше объект незавершенного строительства, представил копию свидетельства о праве собственности на объект незавершенного строительства, а также копию кадастровой выписки на земельный участок N ... площадью " ... " кв.м., который согласно выписки расположен примерно в 1 метpe от ориентира (жилого здания по адресу: "адрес" Из данной выписки следует, что сведения о регистрации прав отсутствуют, фактическое использование - для размещения административного здания. Сведения о расположении на этом земельном участке вышеуказанного объекта незавершенного строительства N ... в выписке отсутствуют.
Какие-либо иные документы Буденков Д.Г. при подаче заявления 2 марта 2015 года не предоставлял, копии представленных документов заверены самим Буденковым Д.Г.
Письмом от "дата" N ... КУМИ ГО "Город Йошкар-Ола" ему было сообщено о возврате заявления ввиду непредоставления документов, предусмотренных ст. 39.17 и п.п. 1 п. 2 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, перечнем документов, предусмотренном Приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 года N 475, Приказом Минэкономразвития России от 12 января 2015 года N 1, вступившим в силу с 11 марта 2015 года, а именно - копии документа удостоверяющего личность, копии документов устанавливающих (удостоверяющих) права на приобретаемый земельный участок, если право признается возникшим вне зависимости от его регистрации в ЕГРП.
Признавая законными действия КУМИ ГО "Город Йошкар-Ола", суд обоснованно сослался на положения п. 2 ст. 39.17, п.п. 1 и 4 - 6 п. 2, п. 3 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, Приказа Минэкономразвития России от 12 января 2015 года N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов", Приказа Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 года N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" и правильно установил, что при подаче заявления Буденковым Д.Г. должна была быть предоставлена для приобщение к заявлению копия документа, удостоверяющего личность заявителя (паспорта).
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе о неправомерности требования от Буденковым Д.Г. при подаче заявления о предоставлении земельного участка копии документов устанавливающих (удостоверяющих) права на приобретаемый земельный участок, если право признается возникшим вне зависимости от его регистрации в ЕГРП, были проверены судом первой инстанции при разбирательстве дела и обоснованно, по мотивам, изложенным в решении, отвергнуты как не основанные на законе и не соответствующие обстоятельствам настоящего дела. При этом из содержания законодательства, регулирующего спорные отношения, не следует, что при возвращении заявления о предоставлении земельного участка следует сообщать наименование правоустанавливающих документов на земельный участок, поскольку в каждом конкретном случае данный вопрос разрешается самостоятельно.
Ссылка в апелляционной жалобе на письмо Минэкономразвития РФ от "дата" N ... подлежит отклонению, поскольку данное письмо направлено представителю заявителя Кутюковой А.И. в порядке ответа на её обращение, в связи с чем не может считаться официальным разъяснением нормативно-правового акта.
В силу изложенного выше суд правильно указал, что, при подаче заявления о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов и на момент его рассмотрения Буденковым Д.Г. не были представлены обязательные для предоставления документы, что является основанием для возврата заявления согласно ст. 39.17 Земельного кодекса РФ.
Полномочия КУМИ ГО "Город Йошкар-Ола" на рассмотрение заявления Буденкова Д.Г. вытекают из п. 2.3.4 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", утвержденного решением XIII сессии Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 20 апреля 2006 года N 243-IV, согласно которому Комитет управляет и распоряжается земельными участками, находящимися в собственности или ведении городского округа "Город Йошкар-Ола", в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Марий Эл, муниципальными нормативными правовыми актами; выступает арендодателем земельных участков, заключает и расторгает договоры аренды земельных участков.
В соответствии с п. 3.1 Положения о порядке предоставления земельных участков, находящихся в собственности или ведении муниципального образования "Город Йошкар-Ола", утвержденного Решением III сессии Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 24 декабря 2009 года N 31-V заинтересованное в предоставлении земельного участка лицо обращается с заявлением в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (в редакции, действовавшей на момент совершения оспариваемого действия).
В связи с тем, что заявление Буденкова Д.Г. о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов по существу не было рассмотрено, то содержащиеся в апелляционной жалобе доводы о нарушении права заявителя на предоставление земельного участка подлежат отклонению, как не имеющие отношение к предмету судебного разбирательства по данному делу.
Доводы апелляционной жалобы представителя заявителя повторяют позицию, высказанную им в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними. По своей сути они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, основаны на неправильном понимании норм материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на неё.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 01 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Буденкова Д.Г. Кутюковой А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Петрова О.А.
Судьи Братухин В.В.
Салихова Э.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.