Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Братухин В.В.,
при секретаре Ериной С.Ю.,
рассмотрев жалобу заместителя руководителя Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл Комаровой И.Г. на решение судьи Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 16 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Никитина В.Н., " ... ",
УСТАНОВИЛ:
постановлениями о назначении административного наказания N " ... ", вынесенными "дата" заместителем руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл Комаровой И.Г., начальник Межмуниципального отдела " ... " Никитин В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере " ... " рублей по каждому из постановлений.
Не согласившись с данными постановлениями, Никитин В.Н. подал на них жалобы в Сернурский районный суд.
Определением судьи Сернурского районного суда от 23 марта 2015 года дела по жалобам начальника МО " ... " Никитина В.Н. на постановления о назначении административного наказания N " ... " объединены в одно производство.
Решением судьи Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 16 апреля 2015 года постановлено:
жалобу начальника МО " ... " Никитина В.Н. оставить без удовлетворения.
Постановления заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл Комаровой И.Г. N " ... " от 12 марта 2015 года, вынесенные в отношении начальника МО " ... " Никитина В.Н., по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.7 КоАП РФ изменить: назначить Никитину В.Н. административное наказание в виде административного штрафа в размере " ... " рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ.
Заместитель руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл Комарова И.Г. подала жалобу на данное решение в Верховный Суд Республики Марий Эл, в которой просит отменить решение, полагая, что судьей были неправильно применены нормы КоАП РФ, бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ дело по жалобе проверяется в полном объеме, судья вышестоящего суда не связан доводами жалобы.
Проверив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл Боева О.Л., поддержавшего жалобу, объяснения Никитина В.Н., просившего оставить решение судьи без изменения, изучив материалы настоящего дела и дел об административных правонарушениях, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 15.15.7 КоАП РФ нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Положениями ст. 24.1 КоАП РФ установлено, что к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19 сентября 2008 года N 98н утвержден Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, п. 2.1 которого установлено, что основанием для постановки на учет органом Федерального казначейства бюджетного обязательства являются сведения о принятом бюджетном обязательстве, оформленные согласно приложению N 1 к настоящему Порядку (код формы по КФД 0531702), представленные получателем средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства, в котором открыт соответствующий лицевой счет получателя бюджетных средств, в случае, если бюджетное обязательство возникло из государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, сведения о котором не подлежат включению в реестр контрактов; сведения об обязательстве, возникшем на основании государственного контракта, представляются в орган Федерального казначейства не позднее шести рабочих дней со дня заключения государственного контракта.
Как следует из материалов дела, начальник МО " ... " Никитин В.Н. привлечен к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 15.15.7 КоАП РФ, в связи с тем, что МО " ... " в нарушение ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, п. 2.1 Порядка учета бюджетных обязательств, утвержденного приказом Минфина РФ от 19 сентября 2008 года N 98н сведения о принятых бюджетных обязательствах направил в УФК по Республике Марий Эл позднее установленного срока:
по обязательству N " ... " - на 6 рабочих дней;
по обязательству N " ... " - на 18 рабочих дней;
по обязательству N " ... " - на 83 рабочих дня;
по обязательству N " ... " - на 5 рабочих дней;
по обязательству N " ... " - на 17 рабочих дней;
по обязательству N " ... " - на 19 рабочих дней;
по обязательству N " ... " - на 5 рабочих дней;
по обязательству N " ... " - на 18 рабочих дней;
по обязательству N " ... " - на 9 рабочих дней;
по обязательству N " ... " - на 37 рабочих дней;
по обязательству N " ... " - на 4 рабочих дня;
по обязательству N " ... " - на 9 рабочих дней;
по обязательству N " ... " - на 22 рабочих дня.
Вывод судьи Сернурского районного суда об объединении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.7 КоАП РФ, возбужденных по результатам одной выездной ревизии в отношении начальника Межмуниципального отдела " ... " Никитина В.Н., не противоречит нормам КоАП РФ, в том числе ст. 4.4 КоАП РФ.
Также правильно судья установил нарушение бюджетного законодательства со стороны начальника МО " ... " Никитина В.Н., поскольку государственный контракт, договоры и сведения о принятых бюджетных обязательствах подписаны им.
Вместе с тем, нельзя признать правильным вывод судьи о том, что Межмуниципальный отдел " ... " является казенным учреждением.
Так, в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 01 марта 2011 года N 248, Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Согласно п. 6 настоящего Положения МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел и органы управления внутренними войсками. В п. 15 данного Положения установлено, что в состав органов внутренних дел входят, в том числе, территориальные органы МВД России.
Пунктом 2 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне (утв. Приказом МВД России от 21 апреля 2011 года N 222) установлено, что территориальными органами МВД России на районном уровне, на которые распространяется действие настоящего Типового положения, являются управления, отделы, отделения МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям. Правовая норма о том, что МО МВД России "Сернурский, является территориальным органом МВД России на районном уровне, закреплена в п. 2 Положения о Межмуниципальном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации "Сернурский", утвержденного приказом МВД по Республике Марий Эл от 01 июля 2011 года N 255.
В силу норм п.п. 20, 21 Типового положения территориальный орган является юридическим лицом; имеет печать с воспроизведением изображения Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, самостоятельный баланс, лицевые счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также необходимые для осуществления своей деятельности бланки, печати и штампы; выступает истцом и ответчиком в суде. Полное и сокращенное наименования территориального органа, а также его местонахождение (юридический адрес) указываются в положении о территориальном органе.
Территориальный орган является получателем и распорядителем бюджетных ассигнований, осуществляет полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведение бюджетного учета и предоставление бюджетной отчетности в соответствующие инстанции, иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Следовательно, Межмуниципальный отдел " ... " по организационно-правовой форме является территориальным органом МВД России - федерального органа исполнительной власти, а не казенным учреждением, образованным в соответствие с требованиями ст. ст. 123.21, 123.22 Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 года N 539 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений".
Между тем, по ст. 15.15.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц в случае нарушения казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.1. КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нормы КоАП РФ не содержат положений, приравнивающих территориальные органы МВД России на районном уровне к казенным учреждениям по привлечению к административной ответственности по ст. 15.15.7 КоАП РФ.
Факт того, что в соответствии с п. 11 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ положения, установленные настоящей статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, не имеет юридического значения при разрешении вопроса о субъекте административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ, поскольку Бюджетный кодекс РФ в силу положений ч. 1 ст. 1.1.КоАП РФ не относится к законодательству об административных правонарушениях. Также не имеет юридического значения для рассмотрения настоящего дела отнесение территориального органа МВД России на районном уровне к казенным учреждениям в других правоотношениях (учета, статистики и др).
Подлежит отклонению содержащаяся в дополнении к жалобе ссылка на положения п.п. "г" п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Данной правовой нормой предписано создать в соответствии с настоящим Федеральным законом федеральные казенные учреждения, изменив тип федеральных государственных учреждений, действующих на день официального опубликования настоящего Федерального закона, в том числе, учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации. В отношении территориального органа МВД России на районном уровне такого предписания в законе не имеется.
В силу изложенного выше полагаю, что в действиях начальника Межмуниципального отдела " ... " Никитина В.Н. не имеется состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ, поскольку он не является субъектом данного административного правонарушения.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения
При таких обстоятельствах, принятые по делу постановления заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл Комаровой И.Г. от 12 марта 2015 года о назначении административного наказания N " ... " и решение судьи Сернурского районного суда от 16 апреля 2015 года в отношении начальника Межмуниципального отдела " ... " Никитина В.Н. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.7 КоАП РФ, подлежат отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановления заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл Комаровой И.Г. от 12 марта 2015 года о назначении административного наказания N " ... " и решение судьи Сернурского районного суда от 16 апреля 2015 года в отношении начальника Межмуниципального отдела " ... " Никитина В.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.7 КоАП РФ, отменить.
Производство по объединенному делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.7 КоАП РФ (дела об административных правонарушениях N " ... "), в отношении начальника Межмуниципального отдела " ... " Никитина В.Н. прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья Братухин В.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.