Апелляционное определение СК по административным делам Пензенского областного суда от 28 мая 2015 г. по делу N 33-1395/2015
судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Овчаренко А.Н.,
судей Ирышковой Т.В., Попова П.Г.,
при секретаре Аблязове Н.И.,
с участием прокурора Бычковой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по апелляционной жалобе Симонова Е.В. и апелляционному представлению прокурора Городищенского района Пензенской области на решение Городищенского районного суда Пензенской области от 18 марта 2015 года, которым постановлено:
"Заявление УФМС России по Пензенской области удовлетворить.
Поместить Симонова Е.В., "данные изъяты" года рождения, в специальное учреждение для временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, УФМС России по Пензенской области, расположенное по адресу: "адрес", до исполнения решения УФМС России по Пензенской области от 16.03.2015г. о его депортации за пределы Российской Федерации",
заслушав доклад судьи Овчаренко А.Н., объяснения заинтересованного лица - Симонова Е.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, просившего решение суда отменить, объяснения представителя УФМС России по Пензенской области - Желонкиной Н.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, просившей решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Бычковой Н.Н., полагавшей решение суда подлежащим изменению в части установления срока помещения Симонова Е.В. в специальное учреждение,
УСТАНОВИЛА:
УФМС России по Пензенской области обратилось в суд с заявлением о помещении гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение, указав, что лицо без гражданства - Симонов Е.В., "данные изъяты" года рождения, отбывал наказание по приговору Подольского городского суда Московской области от 25.07.2008 года, которым был осужден по ч.4 ст.111 УК РФ к 7 годам. Освободился по отбытии наказания 18.03.2015г. При этом действительных документов, удостоверяющих личность, не имеет, въехал на территорию Российской Федерации из Республики Узбекистан в июне 1992 года. До осуждения судом за совершение преступления к лишению свободы, пребывание Симонова Е.В. создавало реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации, в связи с чем, на основании ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении него Министерством юстиции Российской Федерации 07.04.2014 года вынесено распоряжение N 1077-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации сроком до 18.03.2023 года. В связи с тем, что Симонов Е.В. законных оснований для пребывания (проживания) на территории Российской Федерации не имеет, 16.03.2015 года Управлением Федеральной миграционной службы по Пензенской области в соответствии с п.11 ст.31 указанного Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" было принято решение о его депортации за пределы Российской Федерации.
По указанным основаниям, УФМС России по Пензенской области просило суд вынести решение о помещении Симонова Е.В. в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФМС России по Пензенской области, до исполнения решения о его депортации за пределы Российской Федерации.
Городищенский районный суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо - Симонов Е.В. просил отменить данное решение как незаконное, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для его помещения в специальное учреждение, т.к. он является лицом без гражданства, с 1992 года проживал и был зарегистрирован на территории Российской Федерации в Саратовской области вместе со своей матерью, имеющей российское гражданство. Считал, что указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности его депортации в Республику Узбекистан. Кроме того, полагал, что суд необоснованно поместил его в специальное учреждение УФМС России по Пензенской области без установления предельного срока его содержания в данном учреждении.
В апелляционном представлении прокурор Городищенского района Пензенской области также просил отменить указанное решение, как постановленное с нарушением норм материального права и неправильным определением юридически значимых обстоятельств.
С учетом публичного характера рассматриваемых правоотношений проверка законности обжалуемого решения суда в соответствии с ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ осуществляется судом апелляционной инстанции в полном объеме.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установил суд, Симонов Е.В., "данные изъяты" года рождения, уроженец "данные изъяты" Узбекской ССР, прибыл на территорию Российской Федерации в июне 1992 года из Республики Узбекистан.
Данные о личности заинтересованного лица подтверждаются сведениями паспорта гражданина СССР образца 1974 года.
25 июля 2008 года за совершение преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ , Подольским городским судом Московской области Симонов Е.В. осужден к 7 (семи) годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
Постановлением Сердобского городского суда Пензенской области от 30 января 2012 года приговор Подольского городского суда Московской области от 25 июля 2008 года был пересмотрен. Действия Симонова Е.В. квалифицированы по ч. 4 ст. 111 УК РФ (в редакции Федерального закона от 07 марта 2011 года N 26-ФЗ) и назначено наказание в виде лишения свободы на срок 7 (семь) лет.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Пензенского областного суда от 21 марта 2012 года наказание, назначенное Симонову Е.В., смягчено до 6 (шести) лет 11 (одиннадцати) месяцев лишения свободы.
Назначенное судом наказание Симонов Е.В. отбыл в Федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N 4" Управления ФСИН России по Пензенской области, освободился по отбытии срока наказания 18 марта 2015 года.
Удовлетворяя заявление УФМС России по Пензенской области, суд исходил из наличия правовых оснований для временного помещения Симонова Е.В. в специальное учреждение, как лица подлежащего депортации с территории Российской Федерации.
Данный вывод суда, по мнению судебной коллегии, является правильным, соответствует закону и установленным по делу обстоятельствам.
Так, в соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Согласно п. 11 ст. 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
В соответствии с положениями п.п. 9, 9.3 ст. 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", а также ст. 261.4 ГПК РФ, иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации, при этом их помещение в данные учреждения на срок свыше 48 часов осуществляется на основании решения суда.
В силу п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" указанные правила распространяются и на лиц, без гражданства.
Как следует из материалов дела, на основании ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении Симонова Е.В. Министерством юстиции Российской Федерации 07 апреля 2014 года вынесено распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы N 1077-рн сроком до 18 марта 2023 года.
16 марта 2015 года Управлением Федеральной миграционной службы по Пензенской области в соответствии с п. 11 ст. 31 указанного Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" принято решение о депортации Симонова Е.В. за пределы Российской Федерации.
С учетом данных обстоятельств, а также тех, что Симонов Е.В. не имеет документов, удостоверяющих личность, необходимых для перемещения за пределы Российской Федерации, его принадлежность к гражданству Республики Узбекистан не установлена на момент рассмотрения дела, суд в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами обосновано принял решение о временном помещении Симонова Е.В. в специальное учреждениедля временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, УФМС России по Пензенской области.
Доводы апелляционной жалобы Симонова Е.В. о невозможности его депортации, в связи с проживанием на территории Российской Федерации его близких родственников, не опровергают правильность указанных выводов суда, поскольку вышеуказанные распоряжение Минюста России о нежелательности пребывания Симонова Е.В. в Российской Федерации и решение территориального органа ФМС России о его депортации в установленном законом порядке не оспорены, не отменены и не утратили юридическую силу, а проверка законности данных актов не входит в предмет рассмотрения данного дела.
Вместе с тем, исходя из содержания положений ст. ст. 3, 8, 9 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., п. "а" ч. 1 ст. 5 Декларации о правах человека от 13 декабря 1985 г. в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г., право человека, независимо от наличия у него гражданства, на свободу и личную неприкосновенность, а также на судебную защиту в случае задержания относятся к общепризнанным принципам и нормам международного права, которые в соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 1998 года N 6-П, из ст. 22 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. 55 (ч. ч. 2 и 3) следует, что задержание на неопределенный срок не может рассматриваться как допустимое ограничение права каждого на свободу и личную неприкосновенность и, по сути, является умалением данного права, в том числе тогда, когда решение вопроса о выдворении лица без гражданства может затянуться. В противном случае задержание как необходимая мера по обеспечению выполнения решения о выдворении превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий указанным нормам Конституции Российской Федерации.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской федерации от 25 сентября 2014 года N 1830-О, действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специализированном учреждении.
В данном случае, суд, поместив Симонова Е.В. в специализированное учреждение до исполнения решения о его депортации за пределы Российской Федерации, не определил временные пределы данного ограничения прав и свобод указанного лица, что входит в противоречие с вышеприведенными нормами материального права и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации.
В связи с этим, судебная коллегия в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ считает необходимым изменить решение суда и с учетом обстоятельств дела, продолжительности нахождения Симонова Е.В. в специальном учреждении, а также объяснений представителя заявителя о необходимости совершения дополнительных действий, связанных с депортацией заинтересованного лица и получения ответа из консульского учреждения Республики Узбекистан, полагает возможным установить срок помещения Симонова Е.В. в специальное учреждение на 2 месяца, т.е. до 28 июля 2015 года включительно.
При этом, судебная коллегия исходит из того, что УФМС России по Пензенской области не лишено возможности впоследствии в связи с истечением указанного срока обратиться в суд с заявлением о продлении срока пребывания гражданина в специальном учреждении. Рассмотрение такого заявления обеспечивает периодичность судебного контроля при длительном ограничении права гражданина на свободу и личную неприкосновенность, что предусмотрено нормами главы 26.1 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Городищенского районного суда Пензенской области от 18 марта 2015 года изменить.
Установить срок помещения Симонова Е.В. в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства УФМС России по Пензенской области на 2 месяца (до 28 июля 2015 года включительно).
В оставшейся части решение Городищенского районного суда Пензенской области от 18 марта 2015 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.