Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Гедыгушева М.И.
судей Калединой Е.Г. и Фоминова Р.Ю.
при секретаре Дугужевой Б.Х.-М.
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 июня 2015 года
дело по апелляционным жалобам главного врача ГБУЗ СК "Незлобненская ЦГБ" Мигунова С.И. и представителя министерства здравоохранения СК по доверенности Хвостовой С.В.
на решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 20 января 2015 года по гражданскому делу по иску Георгиевского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Ставропольского края и Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ставропольского края "Незлобненская районная больница" о понуждении к исполнению обязанности
заслушав доклад судьи Калединой Е.Г.
УСТАНОВИЛА:
Георгиевский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Ставропольского края и Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ставропольского края "Незлобненская районная больница", в котором просил обязать ГБУЗ СК "НРБ" в срок до 31 декабря 2015 года установить резервный источник энергоснабжения в целях обеспечения первой категории надежности электроснабжения зданий ГБУЗ СК "НРБ", расположенных по адресу: " ... ", обязать Минздрав СК профинансировать установку резервного источника энергоснабжения в целях обеспечения первой категории надежности электроснабжения зданий ГБУЗ СК "НРБ".
В обоснование заявленных требований Георгиевский межрайонный прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении объекта социального назначения - ГБУЗ СК "НРБ" резервными источниками электропитания, в ходе которой установлены нарушения требований Конституции РФ, Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 года N1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Прокурорской проверкой установлено, что в здании ГБУЗ СК "НРБ" установлен электроприемник 3 категории, в то время как в соответствии с законодательством должен быть установлен электроприемник первой категории, то есть резервные источники питания, обеспечивающие бесперебойное электроснабжение. Отсутствие резервного источника энергоснабжения учреждения здравоохранения ставит под угрозу жизнь и здоровье находящихся на лечении граждан, медицинского персонала, а также иных лиц, пребывающих в ГБУЗ СК "НРБ", в случае возникновения аварийных ситуаций на объектах электроснабжения и линиях электропередач. Указанные факты нарушают права неопределенного круга лиц и являются недопустимыми.
Учреждением здравоохранения совместно с Министерством здравоохранения СК, обеспечивающим надлежащее финансирование, должны быть своевременно приняты все необходимые меры по обеспечению охраны жизни и здоровья граждан, созданию безопасных условий для лечения, труда и отдыха.
Приобретение и установка электроприемника первой категории, т.е. резервного источника питания в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок, направлено не только на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей в области применения требований пожарной безопасности, но и в других областях (охранной сигнализации, оказания медицинской помощи, иных сферах жизнедеятельности, когда отключение электроэнергии может создать угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, причинить вред жизни и здоровью граждан).
Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 20 января 2015 года исковые требования Георгиевского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворены. Суд обязал Государственное бюджетное учреждение здравоохранении Ставропольского края "Незлобненская районная больница" в срок до 31 декабря 2015 года установить резервный источник (резервные источники) энергоснабжения в целях обеспечения первой категорий надежности электроснабжения зданий ГБУЗ СК "НРБ", расположенных по адресу: " ... ". Суд обязал Министерство здравоохранения Ставропольского края в срок до 31 декабря 2015 года произвести финансирование приобретения и установки резервного источника (резервных источников) энергоснабжения в целях обеспечения первой категории надежности электроснабжения зданий Государственного бюджетного учреждения здравоохранении Ставропольского края "Незлобненская районная больница", расположенных по адресу: " ... ".
В апелляционной жалобе главный врач ГБУЗ СК "НРБ" Мигунов С.И. просит решение суда отменить, указав, что судом нарушены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Суд не учел, что в ГБУЗ СК "Незлобенская районная больница" в настоящее время отсутствует реанимационное отделение, палаты интенсивной терапии, родильное отделение, кабинеты лапароскопии, бронхоскопии, то есть те подразделения, в которых отключение электроэнергии может создать угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций и повлечь угрозу жизни и здоровью пациентов. Также система пожарной сигнализации имеет резервное питание на случай отключения электроэнергии. Однако, в больнице имеется хирургическое отделение и отделение приемного покоя, в связи с чем, принято решение в 4 квартале 2014 г. о приобретении автономного генератора электроснабжения за счет собственных средств, в настоящее время этот генератор приобретен, его достаточно для обеспечения охраны жизни и здоровья граждан.
В апелляционной жалобе представитель министерства здравоохранения СК по доверенности Хвостова С.В. просит решение суда отменить, указав, что решение вынесено без достаточных оснований, с нарушениями норм материального права. 31.10.2014 года в адрес руководителей учреждения здравоохранения СК было направлено письмо за подписью первого заместителя министра, из которого следует, что резервными источниками электроснабжения должны быть оснащены учреждения здравоохранения в которых есть операционные и реанимационные отделения. Кроме того, в торговой сети имеется большое количество разных резервных источников электроснабжения различной стоимости. Также обращает внимание на то, что в адрес руководителей исполнительной власти СК поступило письмо министерства финансов СК от 28.01.2015 г., в котором указано, что до принятия решения по "стресс-сценарию" бюджета Ставропольского края на 2015 год не следует принимать новые расходные обязательства бюджета Ставропольского края в объемах бюджетных средств, предложенных министерством финансов СК к сокращению в 2015 году.
В возражениях на апелляционные жалобы помощник прокурора Георгиевского межрайонного прокурора Бош В.В. просит решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, указав, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы и соответствуют нормам материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражения на апелляционные жалобы, выслушав представителя министерства здравоохранения СК по доверенности Берестенева К.Н., поддержавшего доводы жалобы и просившего об отмене решения, прокурора Левушкину Е.В., просившую оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалоб и отмены судебного решения.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии со ст. 14 ФЗ N68-ФЗ организации обязаны обеспечить создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. При этом в силу ч.1 ст. 18 указанного Закона, граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с ч.1 ст.81 Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" электроустановки зданий и сооружений должны соответствовать классу пожаровзрывоопасной зоны, в которой они установлены, а также категории и группе горючей смеси. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения систем противопожарной защиты, установленных в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф.1.1 с круглосуточным пребыванием людей, должны предусматриваться автономные резервные источники электроснабжения.
Согласно подп. "а" п.1 ст.32 Закона, здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и I инвалидов (не квартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений отнесены к классу Ф.1.1 функциональной пожарной опасности.
Постановлением Госстроя РФ от 26 ноября 2003 года N194 одобрен; и рекомендован к применению Свод правил по проектированию и строительству СП 31-110-2003 "Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий", введенный в действие с 01 января 2004 года, который конкретизирует и развивает требования нормативных документов, в том числе серии стандартов ГОСТ Р 50571.1- ГОСТ Р 50571.18 и новых Правил устройства электроустановок.
Согласно п.5.1 раздела 5 Свода правил, степень обеспечения надежности электроснабжения электроприемников жилых и общественных зданий отражена в таблице 5.1, где указано, что в зданиях лечебно- профилактических учреждений электроприемники операционных и родильных блоков, отделений анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии, кабинетов лапароскопии, бронхоскопии и ангиографии, противопожарных устройств и охранной сигнализации, эвакуационного освещения и больничных лифтов должны иметь первую степень обеспечения надежности электроснабжения, комплекс остальных электроприемников - вторую степень.
Если резервированием электроснабжения нельзя обеспечить непрерывность технологического процесса или если резервирование электроснабжения экономически нецелесообразно, должно быть осуществлено технологическое резервирование, например, путем установки взаимно резервирующих технологических агрегатов, специальных устройств безаварийного останова технологического процесса, действующих при нарушении электроснабжения.
Электроснабжение электроприемников первой категории с особо сложным непрерывным технологическим процессом, требующим длительного времени на восстановление нормального режима, при наличии технико-экономических обоснований, рекомендуется осуществлять от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, к которым предъявляются дополнительные требования, определяемые особенностями технологического процесса.
Согласно предисловию к Правилам устройства электроустановок, требования Правил обязательны для всех организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
Таким образом, законом возложена обязанность в обеспечении зданий больниц резервными источниками электроснабжения.
Из материалов дела следует, что в результате проведенной Георгиевской межрайонной прокуратурой проверки установлено нарушение ГБУЗ СК "НРБ" указанного выше законодательства в области охраны здоровья и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно, в нарушение требований закона в зданиях учреждения здравоохранения отсутствуют резервные источники электроснабжения.
Финансовое обеспечение выполнения государственной (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной систем Российской Федерации.
В силу ч.1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайны ситуаций.
Исходя из содержания ст.24 ФЗ N68-ФЗ, финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с 5 разделом устава ГБУЗ СК "НРБ", утвержденному приказом Министерства здравоохранения СК от 29 января 2013 года, учредителем ГБУЗ СК "НРБ" и собственником его имущества является Ставропольский край, от имени которого выступает Министерство здравоохранения Ставропольского края.
Поскольку полномочия по финансированию той или иной деятельности ГБУЗ СК "НРБ" лежат на Министерстве здравоохранения СК, то суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность установить резервный источник (резервные источники) энергоснабжения на ГБУЗ СК "НРБ", а обязал произвести финансирование приобретения и установки резервного источника (резервных источников) энергоснабжения на Министерство здравоохранения Ставропольского края.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы главного врача ГБУЗ СК "НРБ" Мигунова С.И., поскольку доказательств того, что в ГБУЗ СК "Незлобенская районная больница" в настоящее время установлен автономный генератор электроснабжения и его достаточно для обеспечения охраны жизни и здоровья граждан, а также того, что установление указанного генератора соответствует приведенным выше нормам законодательства, не представлено.
Доводы апелляционной жалобы представителя министерства здравоохранения СК по доверенности Хвостовой С.В. о том, что меры по оснащению учреждений резервными источниками электроснабжения принимались, а также о том, что письмом министерства финансов СК от 28.01.2015 г. рекомендовано до принятия решения по "стресс-сценарию" бюджета Ставропольского края на 2015 год не принимать новые расходные обязательства бюджета Ставропольского края в объемах бюджетных средств, предложенных министерством финансов СК к сокращению в 2015 году, коллегией отклоняются как несостоятельные. Отсутствие финансирования не может являться основаниям для отказа в иске.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 20 января 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.