Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Шеховцовой Э.А., Брянского В.Ю.
при секретаре судебного заседания Антонове А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда 09 июня 2015 года
дело по апелляционной жалобе представителя К.Н.И. - К.М.К.
на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 04 марта 2015 года
по иску К.Н.И. к администрации г. Ессентуки о признании незаконным решения администрации об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет,
заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.,
УСТАНОВИЛА:
К.Н.И. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации г. Ессентуки о признании незаконным решения администрации об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет, указав, что она получает пенсию по случаю потери мужа, который пропал без вести в мае " ... " года. Проживает с дочерью по адресу: г. " ... ", ул. " ... "" ... "" ... " " ... " кв. " ... ".
В январе 2015 года обратилась в администрацию города для постановки на учет, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, решением администрации ей отказано. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что она является членом семьи дочери и площадь на одного члена семьи более учетной нормы, и не представлены все необходимые документы.
С данным решением администрации не согласна, поскольку проживает в квартире, которая состоит из " ... "жилых комнат, площадью " ... "кв.м. и " ... "кв.м., на основании договора приватизации принадлежит ее дочери К.М.К. и ее внуку К.Р.С.
Считает, что не обеспечена жильем нормы. Более того, член семьи погибшего участника ВОВ подлежит обеспечению жильем на основании закона "О ветеранах". Необходимости в признании таких лиц малоимущими, нет.
Просила суд признать незаконным решение администрации об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложить обязанность на администрацию поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 04 марта 2015 года в удовлетворении исковых требований К.Н.И. к администрации г. Ессентуки о признании незаконным решения администрации г. Ессентуки об отказе К.Н.И. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности поставить К.Н.И. на учет качестве нуждающегося в жилом помещении, отказано.
В апелляционной жалобе представитель К.Н.И. - К.М.К. считает, что суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела; допустил нарушение норм материального права. Указывает, что истица пользуется жилой площадью в меньшем размере чем установлено Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года N 714. Полагает, что незаконен отказ администрации города Ессентуки Ставропольского края К.Н.И. в постановке на учет в качестве нуждающегося жилом помещении. Суд в нарушение норм материального права закрепленных в п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года N 714 признал отказ администрации города Ессентуки обоснованным. При рассмотрения дела суд незаконно сослался на не предоставление документов в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 5 сентября 2006 г. N 126-п "О мерах по реализации Закона Ставропольского края". Заявление истицы и представленные документы поданы посредством МФЦ города Ессентуки, довод суда о представлении копии документов на имя К.Н.И. не заверенных надлежащим образом противоречит фактическим обстоятельствам дела, так как МФЦ осуществляет сбор документов посредством межведомственного электронного документооборота и самостоятельно обязан проверить достоверность представленных документов. Довод суда о непредставление копии паспорта со всеми страницами не обоснован, так как не указана какую информацию из указанных страниц невозможно получить и как она влияет на принятие решения о постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Вывод суда об обязательном представлении К.М. свидетельства о расторжении брака является незаконным. Вывод об отсутствии полномочий на представление интересов в органах местного самоуправления является формальным, так как данная доверенность является генеральной, наделяющей доверенное лицо всеми правами. При рассмотрении дела суд не указал на то обстоятельство, что администрация города Ессентуков обязана предоставить возможность заявительнице донести необходимые документы. Просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации города Ессентуки М.В.В. считает решение Ессентукского городского суда законным и обоснованным. Указывает, что в апелляционной жалобе представитель по доверенности К.Н.И. К.М.К. делает ссылку на Указ Президента РФ от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", при этом применяет неверное толкование норм, установленных при предоставлении жилого помещения, исходя из общей площади жилья на одного человека, которая составляет 22 кв.м. Данная площадь характерна при предоставлении жилья, а не при определении учетной нормы площади при определении нуждаемости. Учетная норма площади жилого помещения, в порядке п.5 ст.50 Жилищного кодекса РФ, устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Указывает, что связи с тем, что К.Н.И. зарегистрирована и проживает по адресу: г. " ... ", ул. " ... " " ... " " ... ", " ... " в квартире N " ... ", площадь которой составляет 41,7 кв.м. суд при определении минимальной нормы площади жилого помещения совершенно обоснованно пришел к выводу об обеспеченности истца учетной нормой жилого помещения. МАУ МФЦ города Ессентуки при принятии документов не проводит проверку их полноты и законности для постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по предоставлению отсрочек для сбора всех необходимых документов. Просит решение суда оставить без изменения.
К.Н.И., К.М.К. в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции; cведений об уважительности причин неявки не предоставили.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав представителя администрации г. Ессентуки М.В.В., полагавшую, решение законное, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное по делу решение не соответствует указанным требованиям.
В статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем отнесено к компетенции законодателя.
В силу ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что у К.Н.И. обеспеченность жилым помещением выше учетной нормы, и не представлены все необходимые документы.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции в силу следующего.
Статьей 2 Закона Ставропольского края от 10.11.2009 года N 72-кз "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма" предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма предоставляются гражданам, признанным в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Ставропольского края нуждающимися в жилых помещениях, в том числе инвалидам боевых действий, ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Материалами дела установлено, что К.Н.И. является членом семьи погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ (л.д.21).
Представлено свидетельство о заключении брака с К.К.И. и извещение о том, что муж истицы пропал без вести в мае 1943 года.
Справкой серии " ... " N" ... " подтверждается, что К.Н.И. " ... " года рождения признана инвалидом " ... " группы (л.д.40).
Квартира " ... " дома " ... " по ул. " ... " " ... " " ... " в г. Ессентуки, на основании договора приватизации от 4 сентября 1995 года и регистрационного удостоверения N " ... " от 08.09. 1995 года, принадлежит на праве собственности К.М.К. (дочь истицы) и О.Р.А. (внук истицы - в настоящее время фамилия и отчество изменены на К.Р.С.) л.д.27.
К.Н.И., проживает и зарегистрирована по адресу: г. " ... ", ул. " ... " " ... " " ... ", " ... " кв. " ... ", в данной квартире (домовая книга л.д. 17-20).
Указанная квартира состоит из двух жилых комнат, площадью " ... "кв.м. и " ... "кв.м. комнат, общей площадью " ... " кв.м. (справка ГУП СК "Крайтехинвентаризация" л.д.28).
На момент подачи истицей заявления в администрацию г. Ессентуки в данной квартире проживали и зарегистрированы " ... " человека: истица и " ... "сособственника квартиры: К.М.К. - дочь истицы и О.А.Р. (в настоящее время К.Р.С.)- внук истицы.
Справкой выданной ГУП СК "Бюро кадастровых инженеров СК" подтверждается, что К.Н.И. в собственности недвижимым имуществом на территории г. Ессентуки не располагает (л.д.29).
В январе 2015 года она обратилась в администрацию города для постановки на учет, как нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Решением администрации г. Ессентуки N" ... " от 14.01.2015 года К.Н.И. отказано на основании п.п.1,2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что она является членом семьи дочери и площадь на одного члена семьи более учетной нормы, и не представлены все необходимые документы (л.д.7).
Указом Президента РФ N 714 от 07.05.2008 года определена необходимость обеспечить жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах".
Необходимость обеспечения жильем предусмотрена только в отношении нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, т.е. необходимым условием для постановки на учет и последующего предоставления мер социальной поддержки в соответствии с Указом Президента РФ, нормами Федерального закона "О ветеранах", является нуждаемость в улучшении жилищных условий.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (части 4, 5 статья 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с решением Совета города Ессентуки от 31.01.2006 года N12 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и категорий граждан, которым предоставляется служебные жилые помещения", согласно которому установлена учетная норма общей площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - менее 10 кв.м.
Ч. 1 ст. 31 ЖК РФ предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Из материалов дела видно, что К.Н.И., является членом семьи погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, проживает и зарегистрирована в квартире по адресу: г. " ... ", ул. " ... " " ... "" ... ", " ... " кв. " ... ", которая принадлежит на праве собственности К.М.К. (дочь истицы) и О.Р.А. (внук истицы - в настоящее время фамилия и отчество изменены на К.Р.С.) общей площадью " ... "кв.м., в собственности недвижимым имуществом на территории г. Ессентуки не располагает.
Таким образом, вывод суда о том, что К.Н.И. является членом семьи собственника жилого помещения, обеспеченным общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, установленной решением Совета города Ессентуки от 31.01.2006 года N" ... ", не основан на материалах дела.
Судебная коллегия полагает необходимым обратить внимание на то, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с правилами ст. 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Из изложенного следует, что обязательным условием для удовлетворения заявления является нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и свобод заявителя.
При таких обстоятельствах решение администрации города Ессентуки об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении является незаконным и нарушает права и законные интересы К.Н.И.
Согласно ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Учитывая, что судом первой инстанции допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела его решение нельзя признать законным и обоснованным, в силу чего оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 328, ст. 330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 04 марта 2015 года отменить, принять по делу новое решение.
Заявленные требования К.Н.И. удовлетворить. Признать незаконным решение администрации города Ессентуки об отказе К.Н.И. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Обязать администрацию города Ессентуки Ставропольского края поставить К.Н.И. на учет качестве нуждающейся в жилом помещении.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.