Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе
Председательствующего судьи : Чемякиной И.А.
судей: Волошиной Е.В., Иском Е.П.
при секретаре: Солоха А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 июня 2015 года гражданское дело по заявлению Макаренко Г. К., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1, о признании незаконными действий должностных лиц Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае по отказу в регистрации по месту жительства, возложении обязанности зарегистрировать по месту жительства,
по апелляционной жалобе Макаренко Г.К. на решение Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 17 ноября 2014 года.
заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Макаренко Г.К., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1, обратилась в суд с указанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что она и ее опекаемая внучка с 2010 года занимает жилое помещение, расположенное по "адрес", общей площадью 19,69 кв.м., где зарегистрированы и проживают по месту пребывания на основании договора найма жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ
Жилое помещение заявителю предоставлено в связи с трудовыми отношениями с ОАО "Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение" им. Ю.А. Гагарина.
Заявитель проживает в данном жилом помещении постоянно, оно является для нее преимущественным и единственным местом для проживания, поэтому она имеет все законные основания проживать в данном жилом помещении и быть зарегистрированной по месту жительства, так как регистрация, которая на данный момент у заявителя имеется, не обеспечивает ей необходимые условия для реализации своих гражданских прав и свобод, а также исполнения обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Регистрация по месту пребывания заканчивается ДД.ММ.ГГГГ.
17 октября 2014 года заявитель обратилась к должностному лицу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае, ответственному за регистрацию, с требованием зарегистрировать ее и опекаемую несовершеннолетнюю внучку ФИО1 в занимаемом жилом помещении, по месту жительства, однако по настоящее время ответ на её заявление не поступал.
По мнению заявителя, действия (бездействие) должностных лиц, ответственных за регистрацию, незаконны, грубо нарушают действующее законодательство, а так же права и интересы заявителя и ее несовершеннолетней внучки.
Просила признать действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае по отказу зарегистрировать ее и опекаемую несовершеннолетнюю внучку ФИО1 по месту жительства, расположенному по "адрес", незаконными; обязать должностное лицо, ответственное за регистрацию граждан по месту жительства, в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае зарегистрировать по месту жительства заявителя и опекаемую несовершеннолетнюю внучку ФИО1 в занимаемом жилом помещении по "адрес".
Определением Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 21 октября 2014 года в качестве заинтересованного лица привлечен Межрайонный отдел Управления Федеральной миграционной службы России по Хабаровскому краю в городе Комсомольске-на-Амуре.
Решением Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 17 ноября 2014 года в удовлетворении заявленных требований Макаренко Г.К., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1, отказано.
В апелляционной жалобе Макаренко Г.К. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что выводы суда не соответствуют материалам дела; решение постановлено при неверном определении обстоятельств, имеющих значение для дела; суд не применил закон, подлежащий применению; судом нарушены нормы процессуального права. Судом первой инстанции ошибочно сделан вывод об отсутствии предмета судебного разбирательства, неправильно определен вид судопроизводства. В данном случае, характер правоотношений сводится к признанию незаконным бездействия ТУ Росимущества в Хабаровском крае по отказу регистрации по месту жительства (на день обращения в суд и по настоящее время заявитель и ее внучка зарегистрированы мо месту пребывания) и как следствие этому возложение обязанности на ответчика зарегистрировать заявителя и ее опекаемую внучку по месту жительства.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель заинтересованного лица ТУ Росимущества в Хабаровском крае Вакуленко А.А. просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное, указывая, что регистрация граждан по месту жительства не входит в полномочия ТУ Росимущества в Хабаровском крае.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя Макаренко Г.К., представителей заинтересованных лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае, Межрайонного отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Хабаровскому краю в городе Комсомольске-на-Амуре, надлежащим образом извещенных о дате и времени рассмотрения дела, в порядке части 4 статьи 167 и статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что в данном случае отсутствует предмет судебного разбирательства, определенный положениями статей 255 - 258 ГПК РФ, соответственно нет обстоятельств, подлежащих судебному исследованию и оценке, которые порождали бы правовые последствия, возлагали на заявителя какие-либо обязанности, нарушали права заявителя.
В соответствии с абзацем 1 статьей 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Согласно статье 4 указанного Закона органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Пунктом 1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом", установлено, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Таким образом, в полномочия ТУ Росимущества в Хабаровском крае не входит регистрация граждан по месту жительства. Постановка граждан на регистрационный учет осуществляется органами регистрационного учета на основании поступившего заявления и предусмотренного законом пакета документов.
При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Заявления и документы, указанные в части третьей настоящей статьи, представляются в органы регистрационного учета в сроки, установленные статьями 5 и 6 настоящего Закона. В случае непредставления гражданином указанных документов в орган регистрационного учета для регистрации по месту пребывания или по месту жительства наниматель (собственник) жилого помещения, в котором проживает данный гражданин, по истечении установленного срока в течение трех рабочих дней уведомляет орган регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении. Форма и порядок такого уведомления устанавливаются правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (абзацы 4, 5 статьи 3 Закона РФ N 5242-1).
Материалами дела не установлен факт обращения заявителя Макаренко Г.К. в орган миграционного учета - Межрайонный отдел Управления Федеральной миграционной службы России по Хабаровскому краю в городе Комсомольске-на-Амуре с заявлением о регистрации ее и опекаемой внучки по месту постоянного жительства с необходимым пакетом документов.
Заявитель оспаривает бездействие государственного органа - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае, выразившееся в не осуществлении регистрации по месту жительства, тогда как в компетенцию и полномочия Теруправления осуществление данных функций не входит.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось.
Все доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела; они не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, основаны на неверном толковании норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 17 ноября 2014 года по гражданскому делу по заявлению Макаренко Г. К., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1, о признании незаконными действий должностных лиц Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае по отказу в регистрации по месту жительства, возложении обязанности зарегистрировать по месту жительства - оставить без изменения, апелляционную жалобу Макаренко Г.К. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий: И.А. Чемякина
Судьи: Е.В. Волошина
Е.П. Иском
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.