Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Хрусталевой Л.Е.
при секретаре Борщове А.В.,
с участием представителя заявителя Анфилофьева А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 12 мая 2015 года гражданское дело по заявлению Булычева А.Л. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Булычев А.Л. обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **, категория земель - ***, разрешенное использование - ***, общей площадью ** кв.м, расположенного по адресу: ****, по состоянию на 1 января 2013 года.
В судебном заседании Булычев А.Л. участия не принимал.
Представитель заявителя Анфилофьев А.В. поддержал заявленные требования.
Правительство Пермского края, Муниципальное образование "Город Пермь" в лице администрации города Перми, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Заслушав объяснение представителя заявителя, изучив письменные отзывы на заявление, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В силу части 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 ст. 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Согласно части 5 ст. 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.
Пунктами 11, 14 части 2 ст. 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты в Российской Федерации" (далее -Федеральный закон N 167-ФЗ), который вступил в силу со дня его официального опубликования 26.07.2010 года, были внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности). Так, в Закон была включена глава III. 1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
документы, подтверждающие недостоверность сведении об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии
Из положений статьи 24.18 Закона "Об оценочной деятельности" и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N 1555- О следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки. Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости может быть осуществлено в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, или в соответствии со статьей 24.19 указанного Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Как следует из Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, - рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (пункт 3).
Преимущество применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.
Государственная кадастровая оценка земель, в том числе стоимость земельного участка, кадастровую стоимость которого оспаривает заявитель, утверждена постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 N 1610-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края", определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 1 января 2013 года. Указанное постановление вступило в силу с 1 января 2014 года.
Из материалов дела видно, что Булычев Д.Л. является арендатором земельного участка с кадастровым номером ** категория земель - ***, разрешенное использование ***, общей площадью ** кв.м. расположенного по адресу: **** на основании договора о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка от 27.03.2007 года N **, зарегистрированному 17.04.20007 года в ГУ ФРС по Пермскому краю, от 6 июля 2007 года.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером **, указанный участок поставлен на государственный кадастровый учет, сведения о регистрации прав отсутствуют.
Поскольку собственность на указанный земельный участок не разграничена, в силу ч.2 ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка кадастровая стоимость утверждена Постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 года N 1610-п, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость - 01.01.2013 года.
Постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 N 1610-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ** утверждена в размере ** рублей.
Поскольку при определении размера арендной платы в соответствии со ст.1 закона Пермского края от 7 апреля 2010 года N 604-ПК "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края" расчет производится, исходя из земельного налога или кадастровой стоимости земельного участка с применением соответствующих ставок и коэффициентов, установление кадастровой стоимости в размере значительно превышающей рыночную стоимость земельного участка, нарушает права Булычева А.Л. как плательщика арендной платы.
В обоснование рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ** заявитель представил отчет об оценке от 22 сентября 2014 года N **, составленный ООО " *** " на предмет определения рыночной стоимости указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 года. Итоговая величина рыночной стоимости земельного участка в соответствии с отчетом составила ** рублей, что расходится с утвержденной кадастровой стоимостью и, следовательно, влияет на права Булычева А.Л. как плательщика арендной платы.
Отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и стандартов НП СРО "НКСО".
Описание объекта оценки дает однозначное представление о нем. В отчете присутствует описание последовательности определения стоимости объекта оценки и выбор примененных оценщиком подхода и методов оценки. Как усматривается из отчета об оценке, при оценке земельного участка оценщик применил сравнительный подход, в рамках которого использовал метод сравнения продаж по объектам-аналогам. Мотивы, по которым оценщик не применил затратный и доходный подходы подробно изложены в отчете.
В качестве объектов сравнения использованы данные о предложении на продажу прав собственности на пять земельных участков, которые получены из Интернет-ресурса, объявления датированы 25 июля 2012 года, 9 августа 2012 года, 26 ноября 2012 года, 10 декабря 2012 года. Источники информации приложены в виде скриншотов к отчету.
При этом в качестве объектов-аналогов оценщик выбрал земельные участки, которые существенно не отличаются от оцениваемого земельного участка. Как следует из отчета об оценке, аналоги подобраны с соответствующим местоположением и сопоставимы по своим основным экономическим, техническим и другим характеристикам с объектом оценки - земельным участком, общей площадью ** кв.м, расположенного по адресу: ***.
Суд считает, что при подготовке отчета использована информация, отвечающая требования достаточности и достоверности.
Кроме того, заявителем представлено в суд положительное экспертное заключение на отчет экспертов некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Национальная коллегия специалистов-оценщиков" N ** от 10.11.2014 года.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, занижения рыночной стоимости объекта или несоответствия представленного заявителем отчета требованиям закона, установленных в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке, заинтересованными по делу лицами не представлено.
Таким образом, требование Булычева А.Л. подлежит удовлетворению, а кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ** подлежит установлению равной его рыночной стоимости, определенной на основании отчета об оценке от 22 сентября 2014 года N ** по состоянию на 01.01.2013 года.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Булычева А.Л. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под производственную территорию, общей площадью ** кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере ** ( **) рублей по состоянию на 01 января 2013 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья - Хрусталева Л.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.