Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Титовца А.А.,
судей: Веретновой О.А., Чулатаевой С.Г.,
при секретаре Новгородцевой А.В.,
рассмотрела 20 мая 2015 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по апелляционной жалобе Серебровой С.Е. на решение Кировского районного суда г. Перми от 06 февраля 2015 года, которым постановлено:
"Серебровой С.Е. в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения комиссии ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г.Перми от 09.07.2014 года N 41 об отказе включить в специальный трудовой стаж Серебровой С.Е. период работы в Государственном казенном оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа Пермского края для детей, нуждающихся в длительном лечении "Санаторный детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.Перми" в должности музыкального руководителя с 14.01.2013 года по 30.06.2014 года (1 год 05 месяцев 16 дней) и назначении пенсии - отказать".
Исследовав материалы дела, заслушав доклад судьи Чулатаевой С.Г., объяснения истца, представителя истца - Лысцовой Н.А., представителя ответчика -Шулятьевой О.Ф., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Сереброва С.Е. обратилась с иском к УПФ РФ (ГУ) в Индустриальном районе г.Перми, предъявила требования: об отмене решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 09.07.2014 года N 41 об отказе в назначении пенсии, включении в специальный трудовой стаж периода работы; о включении в специальный трудовой стаж периода работы с 14.01.2013 года по 30.06.2014 года в должности музыкального руководителя Государственного казенного оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа Пермского края для детей, нуждающихся в длительном лечении "Санаторный детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.Перми"; о назначении пенсии со дня возникновения права.
Заявленные требования обосновала тем, что ответчиком неправомерно отказано во включении в специальный трудовой стаж указанного периода, так как истец осуществляла педагогическую деятельность в образовательном учреждении на полную ставку. С учетом заявленного периода на момент обращения к УПФ РФ (ГУ) за назначением пенсии специальный трудовой стаж истца составлял более 25 лет.
В судебном заседании истец, представитель истца на заявленных требованиях настаивали.
Представители ответчика с иском не согласились, указав, что оснований для досрочного назначения пенсии не имеется, доводы истца о включении в специальный трудовой стаж периода не основательны.
Представитель третьего лица Государственного казенного оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа Пермского края для детей, нуждающихся в длительном лечении "Санаторный детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.Перми" в суд не явился, о рассмотрении спора был уведомлен.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, принятии нового решения об удовлетворении иска в апелляционной жалобе просит истец.
В жалобе указано на то, что установленным Постановлениями Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 Списком предусмотрено включение в выслугу, дающую право на досрочное назначение пенсии по старости работа в должности "музыкального руководителя" как Образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без воспитания; попечения родителей: в том числе санаторного детского дома, так и Оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.
Полагает, что с учетом Устава учреждения, направления его деятельности не имелось оснований для отказа во включении спорного периода в специальный трудовой стаж и назначения пенсии.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец, представитель истца доводы жалобы поддержали.
Представитель ответчика с жалобой не согласилась, указав что наименование учреждения, в котором истец работала в спорный период не предусмотрено перечнем установленным Постановлением Правительства РФ.
Представитель третьего лица в суд не явился, о рассмотрении жалобы третье лицо извещено.
Проверив законность решения суда первой инстанции по правилам ч 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение не может быть признано законным и обоснованным в связи с неправильным применением- норм материального права, подлежит отмене, заявленные требования рассмотрению по существу.
Гарантированное каждому статьей 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение, неотъемлемым элементом которого является право на пенсионное обеспечение, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законом.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Данный закон вступил в силу с 01.01.2002 года.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет.
Вышеуказанные нормативные акты не связывают возможность реализации прав, социальных гарантий и льгот педагогических работников с организационно-правовыми формами образовательных учреждений в связи с чем пенсия педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса и названия учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях.
Как следует из материалов дела, 30.06.2014 года Сереброва С.Е. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в Индустриальном районе г.Перми с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 09.07.2014 года истцу отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. Продолжительность стажа истца, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, была определена ответчиком на момент обращения как 23 года 06 месяцев 29 дней.
Истец оспаривает решение комиссии только в части отказа во включении в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию периода работы в Государственном казенном оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа Пермского края для детей, нуждающихся в длительном лечении "Санаторный детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.Перми" в должности музыкального руководителя с 14.01.2013 года по 30.06.2014 года.
Согласно записями в трудовой книжке, справке уточняющей характер работы от 30.06.2014 года истец была принята на работу на должность музыкального руководителя Государственного казенного оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа Пермского края для детей, нуждающихся в длительном лечении "Санаторный детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.Перми" 14.01.2013 года на полную ставку, работает в указанной должности по настоящее время.
Наименование должности истца ? музыкальный руководитель не оспаривается ответчиком, предусмотрено установленным Постановлениями Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 Списком. Разрешая иск суд первой инстанции пришел к выводу о том, что наименование учреждения в котором истец осуществляет педагогическую деятельность - Государственное казенное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа Пермского края для детей, нуждающихся в длительном лечении "Санаторный детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.Перми" не соответствует определенным Списком категориям образовательных, оздоровительных учреждений. Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что суда первой инстанции неверно истолковал нормы пенсионного законодательства.
Вышеуказанным Списком в п.1.3 предусмотрена должность музыкального руководителя таких Образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как детский дом, в том числе санаторный, в п. 1.4 предусмотрена должность музыкального руководителя Оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении. Учитывая направление и цели деятельности учреждения смешанного типа к которым относится Государственное казенное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа Пермского края для детей, нуждающихся в длительном лечении "Санаторный детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.Перми", судебная коллегия приходит к выводу о том, что спорный период работы истца подлежит включению в педагогический стаж.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 9 Постановления N 25 от 20.12.2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" разъяснил, что вопрос в виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работникам (должностям, организациям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен разрешаться судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям, профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал).
Как следует из утвержденного 05.05.2011 года Устава, учреждение осуществляет свою деятельность в качестве государственного краевого оздоровительного образовательного учреждения для детей нуждающихся в длительном лечении "Санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Предметом деятельности является содержание, обучение и воспитание, оздоровление воспитанников; целью организации и деятельности является: создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности, обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников, освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников, охрана прав и интересов воспитанников. Для достижения своей деятельности учреждение осуществляет реализацию образовательных программы на основании выданной 14.05.2012 года лицензии на право ведения образовательной деятельности N 2061. Уставом учреждения определено, что участниками учебно-воспитательного процесса являются педагогические работники учреждения, имеющие право на получение досрочной пенсии по старости, дополнительные меры социальной поддержки, иные права, предусмотренные Законом РФ "Об образовании".
В соответствии с Письмом Минобразования РФ от 01.07.2002 N 981/28-12 "О Рекомендациях по формированию штатной численности работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в штат учреждения включена должность музыкального руководителя. Кроме того, Общероссийским классификатором информации по социальной защите населения ОКООЗ-99, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 17.12.1999 N 545-ст, Правительства РФ Санаторный детский дом для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении отнесен к видам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Поскольку выбор учредителем наименования образовательного учреждения объединившего две формы образовательных учреждений предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 не может являться фактором, лишающим педагогического работника права на досрочное пенсионное обеспечение, требования истца о включении спорного периода работы в педагогический стаж правомерны.
В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Как установлено ст. 333 ТК РФ продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы на ставку заработной платы) педагогическим работникам образовательных учреждений определяется Правительством Российской Федерации в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" продолжительность рабочего времени педагогических работников включает в себя преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.
Как следует из представленных в материалы дела штатных расписаний Государственного казенного оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа Пермского края для детей, нуждающихся в длительном лечении "Санаторный детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.Перми", справок от 13.06.2014 года, 03.12.2014 года, в спорный период работала в должности музыкального руководителя на полную ставку в течение рабочего дня полную рабочую неделю.
Поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что в спорный период истец выполняла норму педагогической нагрузки, установленную за ставку заработной платы по занимаемой должности, доводы ответчика в данной части также не могут быть признаны обоснованными.
Поскольку принятый ответчиком для определения права на досрочную трудовую пенсию по старости по основанию предусмотренному п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" страж составил 23 года 06 месяцев 29 дней, с учетом подлежащего учету в качестве педагогического стажа периода, установленного судом - 1 год 05 месяцев 16 дней, на момент обращения в пенсионный орган у истца имелось право на назначение пенсии.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона N 173 от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии (п. 1 в ред. ФЗ N 213 от 24.07.2009 года).
Таким образом, требование истца о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную трудовую пенсию со дня обращения - 30.06.2014 года также является правомерным и полежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Перми от 06 февраля 2015 года отменить, разрешить заявленное требование по существу.
Признать незаконным решение комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кировском районе г.Перми от 09.07.2014 года N 41 в части отказа Серебровой С.Е. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Возложить на Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кировском районе г.Перми обязанность:
включить в специальный трудовой стаж Серебровой С.Е. период работы в Государственном казенном оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа Пермского края для детей, нуждающихся в длительном лечении "Санаторный детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.Перми" в должности музыкального руководителя с 14.01.2013 года по 30.06.2014 года.
назначить Серебровой С.Е. досрочную трудовую пенсию по старости на основании п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей с 30.06.2014 года".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.