Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Ивановой Т.В., судей Никитиной Т.А., Стрельцова А.С.,
При секретаре Анохиной Ю.А.
Рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 27 мая 2015 года, гражданское дело по апелляционной жалобе Территориального управления министерства социального развития Пермского края по Чусовскому и Горнозаводскому Муниципальным районам на решение Чусовского городского суда Пермского края от 26 февраля 2015 года, которым постановлено: "Признать незаконным решение территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Чусовскому и Горнозаводскому муниципальным районам от 27.10.2014 года N 19 незаконным.
Возложить обязанность на территориальное управление
Министерства социального развития Пермского края по Чусовскому и Горнозаводскому муниципальным районам включить Сергееву Валерию Ивановну в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения".
Заслушав доклад судьи Никитиной Т.А., пояснения прокурора Пермской краевой прокуратуры Кузнецовой С.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Чусовской городской прокурор в интересах Сергеевой В.И. обратился в суд с иском к ТУ Минсоцразвития Пермского края по Чусовскому и Горнозаводскому Муниципальным районам о признании решения N 19 от 27.10.2014 года незаконным, возложении обязанности включить Сергееву В.И. в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Чусовскому и Горнозаводскому муниципальным районам.
Автор жалобы считает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и не учёл, что в соответствии с ч.2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником. Не учел суд и положение ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса.
Ранее занимаемым жилым помещением Сергеевой В.И. согласно постановлению о сохранении права пользования жилым помещением администрации г. Чусового от 25.04.2000 года N 487 является квартира по адресу: ****.
Обстоятельства, невозможности проживания Сергеевой В.И. в закрепленном за ней жилом помещении не установлены. Его общая площадь составляет 62,5 кв.м., и превышает установленную решением Думы Чусовского поселения N 28 от 25.12.2008 года норму.
Постановление о закреплении жилого помещения не оспаривалось, Сергеева зарегистрирована по данному адресу и утратившей право пользования жилым помещением не признана.
В возражении на апелляционную жалобу Чусовской городской прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя истца - прокурора Пермской краевой прокуратуры Кузнецовой С.Н., полагает, что решение суда отмене не подлежит по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Сергеева В.И. не является ни собственником, ни нанимателем, либо членом семьи нанимателя жилого помещения. Из этого следует, что она не имеет закрепленного за ней жилого помещения, в которое она могла бы вселиться, реализуя права собственника, либо стороны по договору социального найма.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных в порядке гражданского судопроизводств; относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен ответственности.
Согласно решению территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Чусовскому и Горнозаводскому муниципальному районам N 19 от 27.10.2014 года Сергеева В.И. /дата рождения/ не включена в список детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. Причиной отказа послужило отсутствие обстоятельств, установленных подпунктом 2.1. части 3 статьи 6 закона Пермской области от 29 декабря 2004 года N 1939 - 149 "О мерах социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Судебная коллегия полагает, что данный отказ неправомерен, поскольку доказательств наличия у Сергеевой В.И. другого жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности, и жилого помещения, находящегося в пользовании на основании договора социального найма не имеется.При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Сергеева В.И. имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу статьи 8 названного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
На основании пунктов "к" и "ж" части 1 статьи 72 и частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотренные данным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Судебная коллегия приходит к выводу, что сам факт проживания Сергеевой В.И. в квартире, принадлежащей её бывшему попечителю (бабушке Филипповой Л.Г.) не свидетельствует о том, что она обеспечена жилым помещением для постоянного проживания. Права ее как члена семьи собственника являются производными и от прав собственника и от намерений собственника предоставлять в пользование Филипповой Л.Г. жилое помещение, при этом действующим законодательством не защищены.
Вывод суда первой инстанции о том, что у территориального управления отсутствовали основания для отказа Сергеевой В.И. во включении ее в соответствующие списки, является правильным, основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений норм материального и процессуального права.
Довод апелляционной жалобы о том, что заявитель не лишен права проживать в ранее занимаемом помещении, а также тот факт, что не доказана невозможность проживания в ранее занимаемом помещении является неправомерным, поскольку в соответствии со ст. 6 ГК РФ в случаях, когда гражданские отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). В данном случае, существует прямая и императивная норма закона, регулирующая указанные правоотношения, а именно ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", где предусмотрено безусловное право на дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение. Из этого следует, что возможность или невозможность проживания в имеющемся у бывшего опекуна на праве собственности жилом помещении никаким образом не может быть критерием или основанием для отказа заявителю в охраняемом государством праве на дополнительные гарантии.
Таким образом, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований к отмене судебного акта не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 199,328,329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чусовского городского суда Пермского края от 26 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Министерства социального развития по Чусовскому и Горнозаводскому муниципальным районам Пермского края без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.