Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Казанцевой Е.С.
судей Бургановой Н.А., Кудымовой С.Н.
при секретаре Нечаевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19.05.2015 года в г. Кудымкар Пермского края апелляционную жалобу Тайсиной Е.Н. на решение Гайнского районного суда Пермского края от 11.03.2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Тайсиной Е.Н., поданных в интересах себя, а также в интересах своих несовершеннолетних детей Т1. и Т2., к администрации Гайнского муниципального района о признании незаконным решения заседания Комиссии по вопросам реализации муниципальной программы "Сельское жилье в Гайнском муниципальном районе на 2012-2013 годы" от 30.08.2013 года, об исключении Тайсиной Е.Н. из списка на получение социальных выплат граждан Гайнского сельского поселения и о взыскании убытков в размере ** рублей ** копеек, отказать.
Заслушав доклад судьи Бургановой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тайсина Е.Н., в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Тайсиной М.Р. и Тайсина Р.Р., обратилась в суд с иском к администрации Гайнского муниципального района о признании незаконным решения заседания Комиссии по вопросам реализации муниципальной программы "Сельское жилье в Гайнском муниципальном районе на 2012-2013 годы" (далее Комиссия) от 30.08.2013 года об исключении её из списка на получение социальных выплат граждан Гайнского сельского поселения, взыскании убытков в размере ** рублей. В обоснование заявленных требований указала, что в 2012 году на территории района принята муниципальная Программа "Сельское жилье в Гайнском муниципальном районе на 2012-2013 годы". 15.05.2012 она изъявила желание улучшить свои жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках приоритетного регионального проекта "Сельское жилье", и комиссией администрации Гайнского муниципального района была включена в список получателей социальной выплаты, о чем 25.05.2012 года получила уведомление, ее семья включена во вторую очередность (категория граждан), учетному делу присвоен N3. В 2013 году в Списке граждан её семья состояла в очереди под порядковым N 1 и имела реальную возможность получить социальную выплату в 2013 году. 30.08.2013 года решением Комиссии по вопросам реализации муниципальной Программы "Сельское жилье в Гайнском муниципальном районе на 2012-2013 годы" её семья исключена из списка получателей социальной выплаты на 2013 год, с чем она не согласна, считает действия ответчика по исключению её из списка получателей социальной выплаты на 2013 год незаконными. Просит признать незаконным решение Комиссии по вопросам реализации муниципальной Программы "Сельское жилье в Гайнском муниципальном районе на 2012-2013 годы" администрации Гайнского муниципального района от 30.08.2013 года об исключении ее из списков получателей социальной выплаты на 2013 год; обязать администрацию Гайнского муниципального района возместить ей причиненные должностными лицами администрации Гайнского муниципального района убытки в виде неполученного дохода за счет казны муниципального образования в размере социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сумме ** рублей (70% от общей стоимости строительства (приобретения) жилья ** рубля) из расчета 54 кв.метра (18 кв.метров на одного человека), стоимостью 1 кв.метра жилья в Гайнском районе в размере ** рублей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 12.12.2014 года N 1449-п, на 1 квартал 2015 года.
В судебном заседании истец Тайсина Е.Н. исковые требования поддержала.
Представители ответчика администрации Гайнского муниципального района Мальцева Г.С., Алейникова Н.Л. исковые требования не признали. Ссылались на приоритетность целей и задач Программы "Сельское жилье" обеспечения жильем граждан, работающих в агропромышленном комплексе и граждан, работающих в социальной сфере района, объема финансирования из федерального и краевого бюджета, в соответствии с которыми решение о выплате субсидии принято в отношении С., также состоящей в программе "Сельское жилье", как молодому специалисту, работающему в социальной сфере. Тайсина Е.Н. исключена из списка получателей социальной выплаты на 2013 год, однако сохранила право на участие в программе "Устойчивое развитие сельских территорий", действующей с 2014 года, в соответствии с приоритетами, установленными данной программой истец включена в программу под N 13.
Третье лицо глава администрации Гайнского сельского поселения в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в отзыве на иск указал на неправомерность действий администрации Гайнского муниципального района.
Представитель третьего лица администрации Гайнского сельского поселения Харина Т.В. в судебном заседании поддержала исковые требования Тайсиной Е.Н..
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилась в апелляционной жалобе истец Тайсина Е.Н., ссылаясь на его незаконность и необоснованность, неправильное применение судом норм материального права. Не согласна с выводом суда о самостоятельной реализации двух программ -федеральной и региональной, на участие в которой (в федеральной программе) истец якобы заявление не подавала. Полагает не основанным на законе вывод суда о том, что федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2013 года" молодым специалистам отдан приоритет с целью закрепления на селе специалистов, работающих в социальной сфере; основной задачей как федеральной, так и региональной Программы является улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, т.е преимущественное значение отдано факту осуществления гражданами работы по трудовому договору в сельской местности. Истец в программе в 2013 году в общем списке состояла под N 1, иные лица, получившие социальные выплаты в конце 2013 года, включены в списки позже, чем истец в связи с отсутствием каких-либо приоритетов для молодых семей и молодых специалистов перед гражданами, проживающими в сельской местности, исключение своей семьи из программы в 2013 году считает незаконным. Судом не дана оценка незаконности решения Комиссии еще и по тому основанию, что положения, определяющие очередность формирования списка граждан в хронологическом порядке, несмотря на их отмену на региональном уровне, отражены в п. 2.12 Порядка реализации муниципальной программы "Сельское жилье в Гайнском муниципальном районе на 2012-2013 годы", в связи с чем списки граждан формируются лишь в разрезе сельских поселений по дате приема заявлений о включении в единый по поселению список граждан, молодых семей и молодых специалистов. Исключением истца из списка, Комиссия нарушила порядок очередности. Ссылается на отсутствие у Комиссии полномочий на принятие решения о предоставлении (либо отказе в предоставлении) социальной выплаты. Незаконным решением ответчика об исключении из списка на получение социальных выплат граждан Гайнского сельского поселения на 2013 год, нарушены права истца на улучшение жилищных условий, которые подлежат восстановлению способом, предусмотренным ст. 12 Гражданского кодекса РФ, путем возмещения убытков; расчет социальной выплаты, представленный в суд первой инстанции, ответчиком не оспаривался. Просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация Гайнского сельского поселения, поддержав позицию апеллянта, ссылалась на незаконность решения, неправильное установление судом обстоятельств имеющих юридическое значение для дела.
В возражениях на доводы апелляционной жалобы глава администрации Гайнского муниципального района считает решение законным и обоснованным.
Судебная коллегия, проверив по доводам апелляционной жалобы и возражений на них законность и обоснованность решения суда первой инстанции (статья 327.1 ГПК РФ), выслушав Тайсину Е.Н. и её представителя Погарцева Ю.В., считает его подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, в период 2012-2013 годов на территории Гайнского муниципального района Пермского края действовала муниципальная программа "Сельское жилье в Гайнском муниципальном районе на 2012-2013 годы", утвержденная постановлением администрации Гайнского муниципального района от 26.12.2011 года N **. Порядок реализации данной программы утвержден Постановлением главы Гайнского муниципального района от 25.04.2012 года N **.
Муниципальная программа в Гайнском муниципальном районе принята во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года", Закона Пермского края от 24.12.2007 N 165-ПК "О региональном фонде софинансирования расходов", Постановления Правительства Пермского края от 20.10.2009 N 747-п "Об утверждении Порядка реализации приоритетного регионального проекта "Сельское жилье", в целях реализации на территории Гайнского муниципального района Пермского края мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей, молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия, с использованием социальной выплаты в рамках приоритетного муниципального проекта "Сельское жилье".
Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", предусматривает в качестве основных целей: повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности; создание условий для улучшения социально - демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; повышение престижности проживания в сельской местности (раздел II Программы). Среди основных задач указаны: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.
Необходимость разработки и реализации долгосрочной федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" обусловлена, в том числе, приоритетностью государственной поддержки развития социальной сферы в сельской местности (раздел 1).
Таким образом, Федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2013 года" приоритет отдан именно развитию социальной сферы в сельской местности, осуществление которого предусмотрено, в том числе за счет закрепления на селе молодых специалистов, работающих в социальной сфере.
Принятые во исполнение Федеральной программы региональный проект "Сельское жилье", муниципальный проект "Сельское жилье в Гайнском муниципальном районе на 2012-2013 годы" в качестве основных задач также предусматривают: улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности Пермского края, Гайнского муниципального района, привлечения в село молодых специалистов, что отвечает приоритетным задачам, предусмотренным федеральной программой (п. 1.2 Порядка реализации приоритетного регионального проекта "Сельское жилье"; раздел 1 Паспорт Программы "Сельское жилье в Гайнском муниципальном районе на 2012-2013 годы").
Реализация мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов предусмотрена Правилами предоставления и распределения субсидий, утвержденными Федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2013 года", согласно п.2 которых предоставление субсидий предусмотрено на условиях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, в рамках региональных и (или) муниципальных целевых программ (Приложением N 16).
Аналогичные положения содержатся и в Программе "Сельское жилье в Гайнском муниципальном районе на 2012-2013 годы", согласно п. 4.3 которого предоставление социальных выплат гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предусмотрено посредством софинансирования за счет средств: -федерального бюджета в рамках реализации ФЦП "Социальное развитие села до 2013 года"; - бюджета Пермского края в рамках реализации приоритетного регионального проекта "Сельское жилье"; - местного бюджета в рамках реализации муниципальной программы "Сельское жилье в Гайнском муниципальном районе на 2012-2013 годы" (п.4.3).Судом также установлено и не оспаривается в доводах жалобы, что 15.05.2012 года истец в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Т1., ** года рождения, и Т2., ** года рождения, выразила желание участвовать в муниципальной Программе "Сельское жилье в Гайнском муниципальном районе на 2012-2013 годы", порядок реализации которой утвержден Постановлением главы Гайнского муниципального района от 25.04.2012 года N 213, и улучшить жилищные условия. В этот же день заявление истца зарегистрировано в "Книге регистрации заявлений граждан, на предоставление бюджетной поддержки для оплаты части стоимости строительства (приобретения) жилья гражданам, молодым семьям, молодым специалистам, проживающим в сельской местности" под номером 3.
02.04.2013 года и.о. главы Гайнского муниципального района во исполнение устного запроса Министерства сельского хозяйства Пермского края, поступившего по телефону 28.03.2013 года, в адрес последнего направлено Гарантийное письмо с подтверждением гарантии в рамках реализации Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" предусмотреть на мероприятия 2013 года, по улучшению жилищных условий молодых семей, молодых специалистов, граждан, средства в размере ** рублей.
В предварительных Списках по формам согласно Приложений NN 1,2, направленных в Министерство сельского хозяйства, значились три человека из числа граждан (Приложение N 1): 1. Тайсина Е.И., место работы - ***; 2. Ю., место работы - ***; 3. И., место работы - ***. В Списке молодых семей, молодых специалистов (Приложение N 2) значились: 1. О., место работы ***; 2. Б., место работы - ***; 3. С., место работы - ***.
Протоколом заседания Комиссии по вопросам реализации муниципальной Программы "Сельское жилье в Гайнском муниципальном районе на 2012-2013 годы" от 31.08.2013 года зафиксировано, что Комиссия собиралась по вопросу подачи в Министерство сельского хозяйства Пермского края в 2013 году уточненной заявки на предоставление социальных выплат. Комиссией в связи с нехваткой средств из Фонда софинансирования принято решение не исключать из списка получателей социальной поддержки молодых специалистов и граждан, работающих в социальной сфере. Мотивом данного решения указано то обстоятельство, что приоритетной задачей в Гайнском районе является удержание специалистов на селе. В связи с недостаточностью фонда софинансирования, Комиссия решила исключить из списка получателей социальной поддержки - граждан Гайнского сельского поселения и Иванчинского сельского поселения, то есть Тайсину Е.Н. и И., как неработающих в социальной сфере.
В этот же день, 30.08.2013 года, в Министерство сельского хозяйства Пермского края направлены уточненные Списки из которых были исключены граждане - Тайсина Е.Н. и И. (из Списка согласно Приложения N 1).
В конце 2013 года, оставшиеся в Списках лица: Приложение N 1- Ю. и Приложение N 2 - О., Б. и С., получили социальные выплаты для улучшения жилищных условий.
С 2014 года Тайсина Е.Н. включена в программу "Обеспечение жильем молодых семей", согласно плана включена на получение социальной выплаты в 2014 году.
Разрешая спор по существу заявленных требований, суд пришел к выводу, что истец оспаривает решение Комиссии по вопросам реализации муниципальной программы от 30.08.2013 года об исключении из списка на получение социальной выплаты в 2013 году на основании Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", т.е. истец исключена из программы, в которой участие не принимала, поскольку соответствующего заявления на то не подавала.
Согласиться с такими выводами судебная коллегия не может, поскольку в силу вышеприведенных требований законодательства, муниципальная программа по улучшению жилищных условий в Гайнском муниципальном районе принята и действовала в период с 2012 по 2013 годы во исполнение и в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года"; предоставление социальных выплат участникам Программы предусматривалось и непосредственно осуществлялось посредством софинансирования денежных средств за счет федерального, регионального и муниципального бюджетов, в связи с чем подачей истцом заявления, включением истца в списки участников муниципальной Программы "Сельское жилье в Гайнском муниципальном, районе на 2012-2013 годы", автоматически влечет для истца участие в Федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года". С учетом изложенного, то обстоятельство, что истец не подавала заявление на участие в Федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" правового значения для дела не имеет.
Вместе с тем, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности действий ответчика по исключению истца Тайсиной Е.Н. из списка граждан, претендующих на получение социальной выплаты муниципальной программы "Сельское жилье в Гайнском муниципальном районе на 2012-2013 годы" по мотиву дачи приоритета молодым специалистам, работающим в социальной сфере, с целью их закрепления на селе.
С такими выводами соглашается и судебная коллегия, поскольку они основаны на правильно примененных нормах материального права.
В доводах апелляционной жалобы истец ссылается на единственное преимущественное значение, учитываемое в рамках реализации программ -факт осуществления гражданами работы по трудовому договору в сельской местности, с чем судебная коллегия оснований согласиться не имеет.
Действительно, Пунктом 5 Типового положения к Правилам предоставления и распределения субсидий (Приложение N 1) Федеральной Целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" в рамках которой действовал муниципальный проект "Сельское жилье в Гайнском муниципальном районе на 2012-2013 годы" предусмотрено преимущественное право на получение социальной выплаты граждан, работающих по трудовым договорам (основное место работы) либо осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в сельской местности.
Вместе с тем, предусмотренное положение о преимущественном праве на улучшение жилищных условий лиц, осуществляющих трудовую деятельность в сельской местности не исключает определенной государством приоритетности поддержки развития социальной сферы в сельской местности, во исполнение которой и была разработана и реализована Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", в связи с чем преобладающим значением, как верно отмечено судом первой инстанции, будет являться именно факт осуществления гражданином трудовой деятельности на селе в социальной сфере.
Как установлено судом и не оспаривается в апелляционной жалобе, из фонда софинансирования в 2013 году в Гайнский муниципальный район Пермского края не поступило достаточного количества денежных средств для выполнения Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", в связи с этим, приняв во внимание, что в качестве приоритетных задач в Гайнском районе является удержание на селе специалистов, работающих в социальной сфере, что отвечает приоритетам Федеральной целевой программы о развитии социальной сферы на селе, Комиссией совершенно обоснованно 30.08.2015 года принято решение об исключении из списка граждан, претендующих на улучшение жилищных условий, лиц, не работающих в социальной сфере в сельской местности, в числе которых значилась, в том числе и истец Тайсина Е.Н..
Довод жалобы об отсутствии у Комиссии полномочий на принятие решения о предоставлении (либо отказе в предоставлении) социальной выплаты, следует признать несостоятельным. Положением о комиссии по вопросам реализации муниципальной программы "Сельское жилье в Гайнском муниципальном районе на 2012-2013 годы", утвержденной Постановлением администрации Гайнского муниципального района от 25.04.2012 N 214, в полномочия Комиссии включены: распределение бюджетных средств между участниками Программы - получателями социальных выплат, выделенных из местного бюджета в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", регионального проекта "Сельское жилье", а также муниципальной программы "Сельское жилье в Гайнском муниципальном районе на 2012-2013 годы" (п.2.4); контроль за выполнением Программы, целевым использованием выделенных бюджетных средств (п.2.5); рассмотрение иных вопросов, связанных с реализацией Программы на территории Гайнского муниципального района (п.2.6). При реальном недостатке средств софинансирования, принятие Комиссией решения об исключении из списка граждан, претендующих на улучшение жилищных условий, не противоречит вышеприведенным полномочиям Комиссии.
Довод жалобы о нарушении Комиссией Порядка очередности формирования списка граждан, судебной коллегией отклоняется.
В соответствии с ч. 2 п. 15 Типового положения Федеральной целевой программы, порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий и порядок выдачи свидетельств устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, При этом Правила предоставления и распределения субсидий формирование списка граждан путем очередности (в хронологическом порядке) не предусматривают.
Пункт 2.12 Порядка реализации приоритетного регионального проекта "Сельское жилье", предусматривающий формирование списка, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты посредствам участия в программе, в хронологическом порядке по дате приема заявлений, Постановлением Правительства Пермского края N 319-п от 15.06.2010 года, т.е. задолго до подачи истцом заявления на участие в муниципальном проекте, отменено. В связи с чем п.2.12 Порядка реализации муниципальной программы "Сельское жилье в Гайнском муниципальном районе на 2012-2013 годы", в части формирования списков граждан в разрезе сельских поселений в хронологическом порядке по дате приема заявления о включении в список граждан, молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, не может противоречить имеющим наибольшее юридическое значение законодательным положениям.
Таким образом, несмотря на то. что истец в очереди на улучшение жилищных условий в Гайнском муниципальном районе в 2013 году состояла под номером 1, с учетом федерального приоритета - развития социальной сферы в сельской местности, приоритетных задач в Гайнском районе - удержание на селе специалистов, работающих в социальной сфере, при недостаточности средств софинансирования, Комиссией 30.08.2013 года совершенно обоснованно принято решение об исключении истца, как не работающего в социальной сфере из списка граждан, получателей социальной поддержки в 2013 году.
Оснований для взыскания в пользу истца убытков, в порядке ст. 12 Гражданского кодекса РФ, не имеется, поскольку право Тайсиной Е.Н. на улучшение жилищных условий не нарушено, ответчиком истец с 2014 года включена в программу "Обеспечение жильем молодых семей" в Гайнском муниципальном районе, программу "Устойчивое развитие территорий сельских поселений".
Иных доводов, опровергающих выводы суда и ставящих под сомнение законность принятого судом решения в апелляционной жалобе не приводится.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гайнского районного суда Пермского края от 11.03.2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тайсиной Е.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий- Казанцева Е.С.
Судьи- Бурганова Н.А.
Кудымова С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.