Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Титовца А.А., судей: Чулатаевой С.Г., Веретновой О.А., при секретаре Новгородцевой А.В.,
рассмотрела 27 мая 2015 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по апелляционной жалобе Сусловой И.А. на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 12 марта 2015 года, которым постановлено:
"Сусловой И.А. в удовлетворении исковых требований о признании незаконными действий Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Лысьвенскому городскому округу о признании за ней задолженности по излишне выплаченным суммам ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и взыскании с Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Лысьвенскому городскому округу в ее пользу удержанных сумм ежемесячной денежной компенсации в размере ** рубля ** копейки - отказать".
Исследовав материалы дела, заслушав доклад судьи Чулатаевой С.Г., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Суслова И.А. обратилась с иском к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Лысьвенскому городскому округу, с учетом уточнения предъявила требования о признании незаконными действий ответчика в части признания за ней задолженности по излишне выплаченным суммам ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, взыскании необоснованно удержанных сумм ежемесячной денежной компенсации в размере ** рубля ** копейки.
Истец указала, что является инвалидом ** группы в связи с чем имеет право на меры социальной поддержки, в том числе на получение компенсации на оплату коммунальных услуг. В 2010 году обратилась к ответчику с заявлением о получении компенсации предусмотренной ст. 17 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов", представила ответчику необходимые документы, ей была назначена ежемесячная денежная компенсация на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50 % от понесенных затрат. С июля 2014 года сумма выплаты уменьшилась, в связи с чем она обратилась к ответчику и ей было разъяснено, что за ней числится долг в размере ** рублей ** копеек в связи с переплатами за прошедший период и указанная сумма будет удерживаться из компенсационных выплат. В качестве причины переплаты указано на то, что до сентября 2014 года размер компенсации производился для нее как нанимателя жилого помещения с учетом сумм платы за техническое содержание жилого помещения, тогда как она фактически является собственником квартиры и данные затраты не являются для нее коммунальными платежами. Истец полагает решение ответчика об удержании сумм необоснованным, так как при обращении с заявлением она представила все необходимые документы, в том числе о праве собственности на квартиру, ее вины в произошедшей ошибке и возникновении переплаты не имеется, в связи с чем оснований для установления задолженности не имелось, удержанная ответчиком сумма компенсации подлежит взысканию в ее пользу.
В ходе судебного разбирательства истец, заявленные требования с учетом уточнения поддержала.
Представитель ответчика с иском не согласилась, указав, что размер компенсации ошибочно начислялся истцу с момента принятия заявления в 2010 году с учетом платы за жилое помещение, то есть в большем размере, чем предусмотрено законом. Поскольку при проверке в сентябре 2014 года данный факт был установлен, в соответствии с Порядком предоставления ежемесячных денежных компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 24.03.2009 года N 166-п был произведен перерасчет с учетом срока давности за три года предшествующих проведению проверки. Сумма переплаты по данному основанию не удерживалась, удержания из подлежащих выплате истцу сумм компенсации производились в связи с перерасчетом сумм фактических затрат по данным коммунальных служб, оставшийся размер задолженности - ** рублей ** копеек. Поскольку порядок удержания не был нарушен, основания для перерасчета имелись, иск полагает не подлежащим удовлетворению.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в связи с необоснованностью и вынесении нового решения в апелляционной жалобе просит истец.
Указывает на то, что п. 15 Постановления Правительства Пермского края от 24.03.2009 N 166-п "Об утверждении порядков предоставления ежемесячных денежных компенсаций отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" удержанию подлежат излишне выплаченные по вине гражданина суммы ежемесячной денежной компенсации, дополнительной ежемесячной денежной компенсации, тогда как в ее действиях вины не имеется, все необходимые для начисления компенсации документы были предоставлены ею ответчику и именно его работниками была допущена ошибка. Также истец указывает, что в судебном порядке требования ответчика о взыскании задолженности не рассматривалось.
Истец ссылается на то, что расчет задолженности произведен ответчиком с апреля 2010 года, а не за три года до дня установления неправильности исчисления сумм компенсации, неверно составлен расчет задолженности. Полагает, что удержание могло быть произведено ответчиком только за период с 01.01.2014 года (после даты предшествующего перерасчета) до момента обнаружения ошибки - сентября 2014 года, но не за весь предшествующий период. Представила расчет задолженности за период с 01.01.2014 года до 30.08.2014 года, в связи с чем полагает, что задолженности на момент рассмотрения спора не имеется, ответчик необоснованно удержал выплаты в размере ** рублей ** копеек.
Ответчиком поданы возражения на жалобу.
В судебное заседание апелляционной инстанции истец не явилась, о рассмотрении жалобы была уведомлена посредством направления СМС извещения.
Представитель ответчика в суд не явился, о рассмотрении жалобы ответчик извещен надлежащим образом.
Проверив законность решения суда первой инстанции по правилам 4.1 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены оспариваемого решения не имеется.
Статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусматривает предоставление инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, скидки не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
В соответствии со статьей 28.2 Закона, полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг данной категории граждан переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Им предоставлено право определять порядок и форму (денежную или натуральную) предоставления данных мер социальной поддержки. Таким образом, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления указанной меры социальной поддержки определен утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 24.03.2009 N 166-п "Об утверждении порядков предоставления ежемесячных денежных компенсаций отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
Пунктом 1 Порядка определена форма предоставления таких мер - в виде ежемесячной денежной компенсации и дополнительной ежемесячной денежной компенсации. В соответствии с пунктом 3 Порядка ежемесячная денежная компенсация устанавливается в размерах согласно приложению 1 к настоящему Порядку, согласно пункту 3.1 приложения N 1 к Порядку размер ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам составляет ** рублей ** копеек. Абзацем 1 пункта 7 Порядка предоставления ежемесячных денежных компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством, установлено, что размер дополнительной ежемесячной денежной компенсации рассчитывается как разность между среднемесячными расходами гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за последние шесть месяцев с учетом объема мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации, и ежемесячной денежной компенсацией.
Согласно п. 15 Порядка предоставления ежемесячных денежных компенсаций отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 24.03.2009 N 166-п излишне выплаченные по вине гражданина суммы ежемесячной денежной компенсации, дополнительной ежемесячной денежной компенсации подлежат удержанию из сумм последующих выплат ежемесячных денежных компенсаций, а при прекращении их выплаты - возмещаются гражданином добровольно. В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне полученных средств они взыскиваются территориальными органами Министерства в судебном порядке.
Приказом Министерства социального развития Пермского края от 24.12.2009 N СЭД-33-01-01-309 утвержден Порядок перерасчета дополнительной ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с федеральным законодательством.
Судом установлено, что Суслова И.А. является инвалидом ** группы и имеет право на меры социальной поддержки в соответствии с положениями федерального законодательства, а именно, ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов".
Как следует из документов дела: на основании обращения Сусловой И.А. с апреля 2010 года была установлена указанная социальная мера поддержки, производится выплата ежемесячной денежной компенсации и дополнительной ежемесячной денежной компенсации.
Согласно материалам дела, в 2014 году при определении размере дополнительной ежемесячной денежной компенсации подлежащей выплате истцу ответчик учитывал наличие переплат по предыдущим месяцам, соответственно уменьшая размер компенсации, удержав по день обращения с иском - ** рублей ** копейки. Проверив доводы истца о незаконности действий ответчика в связи с отсутствием оснований для удержаний излишне выплаченных ранее сумм, судебная коллегия приходит к выводу об их ошибочности.
Подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами, что при определении сумм дополнительной ежемесячной денежной компенсации в период с апреля 2010 года по июль 2014 года ответчик ошибочно учитывал в составе расходов Сусловой И.А. (получателя льготы) суммы оплаты жилого помещения. Поскольку истец является собственником жилого помещения, для нее объем мер социальной поддержки определяется как скидка не ниже 50 процентов на оплату коммунальных услуг, размер дополнительной ежемесячной денежной компенсации определялся ответчиком в большем, чем предусмотрено законодательством размере.
В связи с указанной ошибкой, обнаруженной в сентябре 2014 года, образовалась переплата в части дополнительной ежемесячной денежной компенсации в размере ** рублей ** копеек.
Также материалами дела подтверждается, что в соответствии с Порядком перерасчета дополнительной ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с федеральным законодательством, утвержденным Приказом Министерства социального развития Пермского края от 24.12.2009 N СЭД-33-01-01-309, ответчик производит перерасчет размера дополнительной ежемесячной денежной компенсации с учетом фактических расходов на оплату коммунальных услуг на основании информации, полученной от поставщиков услуг. В соответствии с п. 7 указанного порядка если общая сумма ежемесячной денежной компенсации, дополнительной ежемесячной денежной компенсации, выплаченная гражданину и членам его семьи, превышает фактические расходы гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, с учетом объема мер социальной поддержки, гарантированных федеральным законодательством, излишне выплаченные суммы ежемесячной денежной компенсации, дополнительной ежемесячной денежной компенсации учитываются при последующем их начислении гражданину - получателю мер социальной поддержки.
При проведении перерасчета по указанному основанию за период с апреля 2010 года по июль 2014 года ответчиком была установлена переплата в размере ** рублей ** копеек.
Как следует из материалов дела, заявленной в судебном заседании позиции представителя истца, подтвержденной надлежащим образом оформленным расчетом: при определении дополнительной ежемесячной денежной компенсации истца сумма уменьшалась с учетом излишне выплаченных в предыдущие периоды сумм только по основанию предусмотренному п. 7 Порядка перерасчета дополнительной ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с федеральным законодательством, утвержденным Приказом Министерства социального развития Пермского края от 24.12.2009 N СЭД-33-01-01-309.
С учетом суммы переплаты по данному основанию - ** рублей ** копеек и сумм на которые были уменьшены выплаты дополнительной ежемесячной денежной компенсации - ** рублей ** копейки, оставшаяся сумма переплаты, подлежащей учету при определении размера дополнительной ежемесячной денежной компенсации истца по состоянию на момент рассмотрения спора определена ответчиком как - ** рубля ** копеек. Таким образом, уменьшение размера ежемесячной денежной компенсации выплачиваемой истцу вызвано необходимостью скорректировать размер выплат с фактическими затратами истца, в соответствии с порядком предусмотренным законодательством, а не в связи с неправильным определением сумм компенсации ранее.
Доводы истца о том, что уменьшение сумм ежемесячной денежной компенсации произошло вследствие того, что ответчик учитывал переплату ( ** рублей ** копеек), образовавшуюся в связи с ошибочным включением в состав расходов сумм оплаты жилого помещения, не нашли своего подтверждения. Как следует из последовательно изложенной ответчиком позиции, представленных расчетов, указанная сумма выявленной недостачи отнесена к обоснованной переплате, в связи с чем не учитывалась при расчете сумм ежемесячной денежной компенсации.
Поскольку получение заявителем сумм социальной поддержки в большем объеме, чем это предусмотрено законодательством РФ не предусмотрено, перерасчет дополнительной ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг был произведен территориальным управлением Министерства социального развития Пермского края по Лысьвенскому городскому округу в связи с фактическими затратами истца в соответствии с установленным порядком, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о неправильности постановленного судом решения, направлены на иное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, чем дано в оспариваемом решении, что не может быть принято как основание для его отмены.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено. Правовых оснований к отмене решения суда, установленных требованиями ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 12 марта 2015 года по доводам апелляционной жалобы Сусловой И.А. оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.