Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.
судей Капустиной Т.М., Морозовой В.Н.,
при секретаре Немкове С.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 28 мая 2015 года
апелляционную жалобу представителя ответчика Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия Кокова Максима Ивановича на решение Абаканского городского суда от 02 февраля 2015 года, которым удовлетворен иск прокурора г. Абакана в интересах Жилинского И.Р. к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
Заслушав доклад судьи Морозовой В.Н., объяснения представителя ответчика Субботиной Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, прокурора Зайцевой О.И., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Абакана в интересах Жилинского И.Р. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (далее - ГУ-РО ФСС РФ по РХ) о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в соответствие с его медицинскими показаниями на основании справки для получения путевки, требования мотивировал тем, что Жилинский И.Р. является инвалидом "данные изъяты", в соответствии с п. 8 ст. 6.1 и п. 1.1. ст. 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" имеет право на предоставление путевки на санитарно-курортное лечение, однако ответчик, поставив истца на учет, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, до настоящего времени не обеспечил его путевкой.
В судебном заседании помощник прокурора "адрес" ФИО7 исковые требования поддержала, просила обязать ответчика предоставить Жилинскому И.Р. путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год.
Истец Жилинский И.Р. требования прокурора поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика Куле О.Н. исковые требования не признала, пояснила, что истец будет обеспечен санаторно-курортной путевкой в порядке, установленным Правительством Российской Федерации, т.е. согласно очередности и при наличии действующей справки N 070/у-04.
Суд постановил решение, которым обязал ГУ-РО ФСС РФ по РХ предоставить Жилинскому И.Р. путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год в соответствии с медицинскими показаниями на основании справки для получения путевки. Взыскал с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере "данные изъяты" руб.
С решением не согласен представитель ответчика Коков М.И.
В апелляционной жалобе он просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Приводя доводы, аналогичные доводам, изложенным в судебном заседании, указывает, что финансирование расходов на предоставление гражданам-получателям социальных услуг путевок на санаторно-курортное лечение обеспечивается Федеральным бюджетом, а потому обязательства Фонда по предоставлению путевок гражданам льготных категорий ограничены объемом средств, перечисляемых Фонду на эти цели из федерального бюджета.
Указывает, что Региональное отделение осуществляет обеспечение санаторно-курортными путевками только в пределах выделенных средств из федерального бюджета, иных источников финансирования на указанные цели Фонд не имеет.
Анализируя судебную практику, приходит к выводу о том, что действующее законодательство допускает возможность предоставления путевки на санаторно-курортное лечение за пределами срока, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3. Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, а значит, не содержит гарантий предоставления путевки в год обращения с заявлением в ГУ-РО ФСС РФ по РХ.
В дополнениях к апелляционной жалобе представитель ответчика Коков М.И. просит учесть, что все категории лиц, имеющих право на набор социальных услуг, включающих санаторно-курортное лечение, должны иметь возможность в равной мере реализовать свои права, в связи с чем указывает на то, что согласно регистрации заявления о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, истец значится в списке под номером "данные изъяты", в том числе, путевками за 2014 год не обеспечены 758 человек, в то время как истец в 2014 г. был обеспечен путевкой.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя требования истца, суд исходил из того, что он обратился к ответчику с соответствующим заявлением 21 марта 2014 года, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, право на получение санаторно-курортной путевки у него возникло в 2014 году, а потому ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Однако с таким выводом судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
В соответствии с п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 указанного Федерального закона инвалиды имеют право на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение в целях профилактики основных заболеваний.
Ст. 6.3 Федерального закона предусматривает, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
В соответствии с пунктом 3.9 Порядка территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Жилинский И.Р., 01 сентября 1940 года рождения является инвалидом "данные изъяты" по общему заболеванию, и имеет право на получение набора социальных услуг, в том числе право на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
21 марта 2014 г. истец обратился в ГУ-РО ФСС РФ по РХ с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку формы N 070/у-04 от 03 марта 2014 г. о нуждаемости в таком лечении, подтверждающую наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения.
С учетом даты подачи заявления номер очередности истца - "данные изъяты"
Как следует из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 03.04.2014 г. N 686-О, обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Таким образом, удовлетворение требований истца о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение повлечет обеспечение его в приоритетном порядке путевкой, без учета прав других граждан, имеющих аналогичные медицинские показания и нуждающихся в санаторно-курортном лечении наравне с истцом, и обратившихся с заявлениями ранее, чем истец.
Допущенное судом нарушение норм материального права является основанием для отмены решения суда, исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 02 февраля 2015 года по настоящему делу отменить, принять новое решение.
Прокурору г. Абакана в иске в интересах Жилинского И.Р. к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение отказать.
Председательствующий А.С. Топоев
Судьи Т.М.Капустина
В.Н. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.