Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 10 июня 2015 г. по делу N 7р-110/2015
Верховный Суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Когай Г.А.,
при секретаре Сивец О.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Юревича Г.И. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 27 апреля 2015 года, которым оставлено без изменения постановление заместителя главного государственного инспектора города Абакана и Алтайского района по пожарному надзору от 27 марта 2015 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ
должностного лица - заместителя директора Общества с ограниченной ответственностью Коммерческо-производственного центра "Меркурий" Юревича Г.И..
Огласив жалобу, заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Юревича Г.И., поддержавшего жалобу, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора города Абакана и Алтайского района по пожарному надзору от 27 марта 2015 года должностное лицо - заместитель директора Общества с ограниченной ответственностью Коммерческо-производственного центра "Меркурий" (далее по тексту - ООО КПЦ "Меркурий") Юревич Г.И. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 27 апреля 2015 года указанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Юревич Г.И. обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит решение суда отменить, производство по делу прекратить. Полагает, что дело рассмотрено необъективно. Ссылается на то, что Обществу вменяется нарушение правил пожарной безопасности, что выразилось в не проведении огнезащитной обработки деревянных конструкций кровли зданий (сооружений) ООО КПЦ "Меркурий", однако данные требования относятся не к противопожарному режиму эксплуатации зданий, а к его конструктивным характеристикам, и соблюдение этих правил потребует изменения конкретного эксплуатируемого здания. Поскольку содержащиеся в СНиП 21-01-97* требования пожарной безопасности подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения), а не в процессе его текущей эксплуатации, то Общество эксплуатирующее здание, построенное до введения указанных правил, не обязано соблюдать их до проведения реконструкции или капитального ремонта, которое им не осуществлялось.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, Верховный Суд Республики Хакасия не находит оснований для отмены состоявшегося судебного решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Регулирование вопросов пожарной безопасности, помимо Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", осуществляется принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также нормативными документами по пожарной безопасности, в частности национальными стандартами, сводами правил, содержащими требования пожарной безопасности (нормы и правила), правилами пожарной безопасности, а также стандартами, инструкциями и иными документами, содержащими требования пожарной безопасности.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: 1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; 2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; 3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
Общие требования противопожарной защиты помещений, зданий других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов установлены Строительными нормами и правилами РФ "Пожарная безопасность здания и сооружений" (СНиП 21-01-97*) (далее по тексту - Правила).
В соответствии с п. 7.1 Правил предотвращение распространения пожара достигается мероприятиями, ограничивающими площадь, интенсивность и продолжительность горения.
Строительные конструкции не должны способствовать скрытому распространению горения (п. 7.8 Правил).
Согласно п. 7.12 Правил специальные огнезащитные покрытия и пропитки, нанесенные на открытую поверхность конструкций, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к отделке конструкций. В технической документации на эти покрытия и пропитки должна быть указана периодичность их замены или восстановления в зависимости от условий эксплуатации.
В п. 10.1 Пособия к СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (МДС 21-1.98) закреплено, что в зданиях всех степеней огнестойкости кровлю, стропила и обрешетку чердачных покрытий допускается выполнять из материалов групп Г1 - Г4. При этом стропила и обрешетку чердачных покрытий (кроме зданий IV степени огнестойкости классов пожарной опасности С2 и С3) следует подвергать огнезащитной обработке. Качество огнезащитной обработки должно быть таким, чтобы конструкция соответствовала требованиям группы Г3.
Вина Юревича Г.И. в несоблюдении вышеприведенных требований закона и в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ подтверждена достаточной совокупностью доказательств, имеющихся в деле, исследованных в судебном заседании судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 16.03.2015 с 10 часов до 12 часов, 23.03.2015 с 10 часов до 11 часов была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО КПЦ "Меркурий". В ходе проверки были выявлены нарушения требований Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности", Правил противопожарного режима в РФ, СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", МДС 21.1.98 "Предотвращение распространение пожара", отраженные в акте, а именно:
Административное 2-х этажное здание, "данные изъяты":
1. не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли административного 2-х этажного здания, "данные изъяты" (ст. 4, ФЗ N 123 от 22.07.2008 "Технический регламент о ТПБ", ст. ст. 37, 38 ФЗ N 69 от 21.12.1994 "О пожарной безопасности; п. 7.1, 7.8, 7.12 СНиП 21-01-97, п. 10.1 МДС 21-1.98);
Овощехранилище, литер "данные изъяты":
2. не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли на овощехранилище (ст. 4, ФЗ N 123 от 22.07.2008 "Технический регламент о ТПБ", ст. ст. 37, 38 ФЗ N 69 от 21.12.1994 "О пожарной безопасности; п. 7.1, 7.8, 7.12 СНиП 21-01-97, п. 10.1 МДС 21-1.98);
Металлический холодный склад, литер "данные изъяты":
3. не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли на металлическом складе, литера "данные изъяты" (ст. 4, ФЗ N 123 от 22.07.2008 "Технический регламент о ТПБ", ст. ст. 37, 38 ФЗ N 69 от 21.12.1994 "О пожарной безопасности; п. 7.1, 7.8, 7.12 СНиП 21-01-97, п. 10.1 МДС 21-1.98);
Склад кирпичный, литер "данные изъяты":
4. не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли на складе кирпичном, литера "данные изъяты" (ст. 4, ФЗ N 123 от 22.07.2008 "Технический регламент о ТПБ", ст. ст. 37, 38 ФЗ N 69 от 21.12.1994 "О пожарной безопасности; п. 7.1, 7.8, 7.12 СНиП 21-01-97, п. 10.1 МДС 21-1.98);
Склад кирпичный, литер "данные изъяты":
5. не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли на складе кирпичном, литера "данные изъяты" (ст. 4, ФЗ N 123 от 22.07.2008 "Технический регламент о ТПБ", ст. ст. 37, 38 ФЗ N 69 от 21.12.1994 "О пожарной безопасности; п. 7.1, 7.8, 7.12 СНиП 21-01-97, п. 10.1 МДС 21-1.98);
Колбасный цех, литер "данные изъяты":
6. не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли колбасного цеха, литера "данные изъяты" (ст. 4, ФЗ N 123 от 22.07.2008 "Технический регламент о ТПБ", ст. ст. 37, 38 ФЗ N 69 от 21.12.1994 "О пожарной безопасности; п. 7.1, 7.8, 7.12 СНиП 21-01-97, п. 10.1 МДС 21-1.98);
Склад кирпичный продуктовый, литер "данные изъяты":
7. не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли на складе кирпичном, литера "данные изъяты" (ст. 4, ФЗ N 123 от 22.07.2008 "Технический регламент о ТПБ", ст. ст. 37, 38 ФЗ N 69 от 21.12.1994 "О пожарной безопасности; п. 7.1, 7.8, 7.12 СНиП 21-01-97, п. 10.1 МДС 21-1.98);
Стояночный бокс на 6 машин:
8. не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли стояночного бокса на 6 машин (ст. 4, ФЗ N 123 от 22.07.2008 "Технический регламент о ТПБ", ст. ст. 37, 38 ФЗ N 69 от 21.12.1994 "О пожарной безопасности; п. 7.1, 7.8, 7.12 СНиП 21-01-97, п. 10.1 МДС 21-1.98);
Стояночный бокс на 4 машины:
9. не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли в стояночном боксе на 4 машины (ст. 4, ФЗ N 123 от 22.07.2008 "Технический регламент о ТПБ", ст. ст. 37, 38 ФЗ N 69 от 21.12.1994 "О пожарной безопасности; п. 7.1, 7.8, 7.12 СНиП 21-01-97, п. 10.1 МДС 21-1.98);
Рыбный цех "данные изъяты":
10. не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли рыбного цеха "данные изъяты" (ст. 4, ФЗ N 123 от 22.07.2008 "Технический регламент о ТПБ", ст. ст. 37, 38 ФЗ N 69 от 21.12.1994 "О пожарной безопасности; п. 7.1, 7.8, 7.12 СНиП 21-01-97, п. 10.1 МДС 21-1.98);
Магазин, литер "данные изъяты":
11. не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли магазина (ст. 4, ФЗ N 123 от 22.07.2008 "Технический регламент о ТПБ", ст. ст. 37, 38 ФЗ N 69 от 21.12.1994 "О пожарной безопасности; п. 7.1, 7.8, 7.12 СНиП 21-01-97, п. 10.1 МДС 21-1.98).
Протокол "данные изъяты" об административном правонарушении от 23.03.2015 отражает приведенные нарушения (л.д. 21-25). Эти нарушения не оспаривались лицом, в отношении которого ведется производство по делу, который выразил согласия с вмененными нарушениями (л.д. 25). Допустимость указанного доказательства сомнений не вызывает, поскольку ст. 51 Конституции РФ, ему была разъяснена.
Доводы жалобы о том, что вмененные Обществу нарушения требований СНИП 21-01-97 относятся не к противопожарному режиму, а к конструктивным характеристикам здания, соблюдение которых потребует их изменения, в связи с чем, содержащиеся в СНиП 21-01-97* требования пожарной безопасности не подлежат соблюдению в процессе текущей эксплуатации, не могут повлечь отмены состоявшегося судебного акта.
Из вводной части СНиП 21-01-97* следует, что они разработаны в соответствии с требованиями СНиП 10-01, рекомендациями международных организаций по стандартизации и нормированию и являются основополагающим документом комплекса 21 "Пожарная безопасность" Системы нормативных документов в строительстве.
В соответствии с пунктом 1.1 СНиП 21-01-97* настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов. Следовательно, СНиП 21-01-97* подлежат применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации.
В соответствии с п. 4.3 СНиП 21-01-97* в процессе эксплуатации следует, в том числе обеспечить содержание здания и работоспособность средств его противопожарной защиты в соответствии с требованиями проектной и технической документации на них; обеспечивать выполнение правил пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке, в том числе ППБ 01.
Согласно пункту 1.7 СНиП 21-01-97* необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется пунктом 8.5 СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", которые утратили силу с 1 октября 2003 года. В соответствии с пунктом 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97*, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.
Таким образом, системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении введенных в эксплуатацию до введения в действие СНиП 21-01-97* данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта.
Правила противопожарного режима, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.05.2012 N 390 "О противопожарном режиме" содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
К требованиям пожарной безопасности в соответствии с п. 21 ППР РФ, в том числе относится огнезащитная обработка (пропитка). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год.
Таким образом, доводы заявителя о том, что вмененные обществу нарушения относятся не к противопожарному режиму, а к конструктивным характеристикам здания, и требования СНиП не подлежат соблюдению, несостоятельны, в связи с чем Обществом в соответствии с положениями п. 8.5 СНиП 10-01-94 (действовавших до 01.10.2003), подлежат применению требования СНиП 21-01-97*, в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта.
В соответствии с положениями статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Ответственным за охрану труда и противопожарную службу в ООО КПЦ "Меркурий" назначен заместитель директора Юревич Г.И. (приказ "данные изъяты" от 10.01.2014) (л.д. 26).
Таким образом, именно на Юревич Г.И., как на ответственное должностное лицо, возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, в том числе по огнезащитной обработке деревянных конструкций кровли в эксплуатируемых Обществом помещениях. Поскольку эта обязанность им не была выполнена, то он обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах собранные по делу доказательства являются достаточными, чтобы опровергнуть доводы жалобы и исключить сомнения в виновности Юревича Г.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Выводы суда мотивированы, оснований с ними не согласиться не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм административного законодательства, которые привели или могли привести к неверному разрешению дела, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 27 апреля 2015 года по настоящему делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - заместителя директора Общества с ограниченной ответственностью Коммерческо-производственного центра "Меркурий" Юревича Г.И. оставить без изменения, жалобу Юревича Г.И. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Республики Хакасия Г.А. Когай
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.