Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Белякова А.А.
судей областного суда Ожеговой И.Б., Губернаторова А.А.
при секретаре Суторминой М.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ожеговой И.Б. дело по апелляционной жалобе Государственного Учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ Харабалинского района Астраханской области на решение Харабалинского районного суда г. Астрахани от 25 марта 2015 года по иску ФИО1 к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в Харабалинском районе Астраханской области о признании отказа в назначении досрочной пенсии незаконным,
УСТАНОВИЛА:
Осипова И.В. обратилась в суд с иском, указав, что решением Государственного Учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в Харабалинском районе Астраханской области (далее ГУ УПФ РФ в Харабалинском районе) N от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в досрочном назначении пенсии по причине отсутствия необходимого стажа, из подсчета которого исключены периоды её нахождения на курсах повышения квалификации и отпуск по уходу за ребенком. Считает отказ незаконным, периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации просила включить в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию и назначить пенсию с момента возникновения права на нее с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Осипова И.В. исковые требования поддержала.
Представитель ГУ УПФ РФ в Харабалинском районе Ильязова О.З. требования истца не признала, в иске просила отказать.
Решением Харабалинского районного суда Астраханской области от 25 марта 2015 года иск Осиповой И.В. удовлетворён в полном объеме.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Харабалинском районе ставит вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права. В обосновании доводов указано на отсутствие у истца стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Учитывая надлежащее извещение, в соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Выслушав представителя ГУ УПФ РФ в Харабалинском районе Беляеву Е.В. поддержавшую доводы жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ (действовавший на момент возникновения спорных правоотношений), определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. Статья 7 указанного Закона в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и наличие страхового стажа не менее пяти лет.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В пункте 2 статьи 27 вышеуказанного Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Согласно п. 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
В силу п.п. 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж такой работы засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из трудовой книжки истца с ДД.ММ.ГГГГ и до момента обращения в суд Осипова И.В. работает "данные изъяты" в должности медицинской сестры-анастезиста.
Решением ГУ УПФ РФ в Харабалинском районе N от ДД.ММ.ГГГГ из подсчета специального стажа Осиповой И.В. исключены периоды её нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период отпуска по уходу за ребенком.
Согласно материалам дела Осипова И.В. находилась на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на которые она направлялась работодателем, что подтверждается копией выписки из приказа от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 10), копией выписки из приказа от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 11), копией приказа от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 12). Во время нахождения на курсах повышения квалификации за истцом сохранялось место работы (должность), выплачивалась заработная плата, с которой производились отчисления, в том числе уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Аналогичные гарантии предусматривала ранее действовавшая статья 112 КЗоТ РСФСР.
В соответствии со статьей 173 Трудового кодекса РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Положениями п. 21 Рекомендаций Международной организации труда N 148 от 24 июня 1974 года "Об оплачиваемых учебных отпусках" период оплачиваемого отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
Нахождение на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением места работы и средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, следовательно указанные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Районным судом установлено и не оспаривается ответчиком, что до направления на курсы повышения квалификации и после окончания курсов, Осипова И.В. работала в лечебном учреждении в соответствии с занимаемой должностью, работа в которой засчитана пенсионным органом в ее специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости.
Кроме того, для отдельных категорий работников, в том числе для медицинских работников, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Учитывая изложенное, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции правильно исходил из того, что исключение из трудового стажа истца, дающего право на досрочную пенсию, периодов нахождения на курсах повышения квалификации, является неправомерным, поскольку прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью её трудовой деятельности и верно принял решение о включении в специальный стаж истца указанных периодов.
Выводы суда, судебная коллегия находит правильными, основанными на нормах действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела. Оснований не соглашаться с ними у судебной коллегии не имеется.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Пунктом 2 Закона "О трудовых пенсиях в российской Федерации" определено, что днем обращения за трудовой пенсии (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Осипова И.В. обратилась с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание нормы действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при включении оспариваемых периодов, с учетом засчитанных пенсионным органом, специальный стаж истца превышает необходимые 30 лет и обоснованно обязал ГУ УПФ РФ в Харабалинском районе назначить Осиповой И.В. досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, то есть, со дня обращения в пенсионный орган.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Харабалинского районного суда Астраханской области от 25 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ Харабалинского района Астраханской области - без удовлетворения.
.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.