Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Баранова Г.В.
судей областного суда Хаировой Д.Р., Стёпина А.Б.
при секретаре К. М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Стёпина А.Б. дело по апелляционной жалобе представителя заявителя Бордюковой Т.Г. по доверенности Блиновой А.Е. на решение " ... " районного суда г. Астрахани от "Дата" по заявлению Бордюковой Т.Г. об оспаривании решения управления муниципального имущества администрации г. Астрахани об отказе в предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛА:
Бордюкова Т.Г. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения управления муниципального имущества администрации г. Астрахани об отказе в предоставлении земельного участка, указав, что "Дата" обратилась с заявлением в управление муниципального имущества администрации г. Астрахани о предоставлении ей по месту жительства садового, огородного или дачного земельного участка. Письмом от "Дата" заявителю отказано в предоставлении земельного участка с указанием о том, что не допускается формирование земельных участков, расположенных на незастроенной территории, без предварительной подготовки проектов планировки, на 2015 год площадки, требующие разработки проекта планировки и межеваний территорий, уже определены и учтены в муниципальном задании МБУ г. Астрахани. В связи с чем, данный вопрос может рассматриваться на 2016 год. Не согласившись с данным отказом, заявитель, ссылаясь на статью 13 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", просила признать незаконным решение Управления муниципального имущества администрации г. Астрахани N от "Дата" об отказе в предоставлении земельного участка, обязав устранить нарушение ее прав в полном объеме.
В судебное заседание заявитель Бордюкова Т.Г. не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель заявителя Бордюковой Т.Г. по доверенности Блинова А.Е. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель управления муниципального имущества администрации г. Астрахани по доверенности Ходакова Т.П. возражала против удовлетворения заявления.
Решением " ... " районного суда г. Астрахани от "Дата" требования Бордюковой Т.Г. об оспаривании решения управления муниципального имущества администрации г. Астрахани об отказе в предоставлении земельного участка оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представителя заявителя Бордюковой Т.Г. по доверенности Блиновой А.Е. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного истолкования закона, поскольку в нарушение статьи 13 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" управление не включило заявителя в список и в очередь граждан подавших заявление о предоставлении земельного участка. Несостоятелен вывод суда о том, что ответ управления не содержит отказа в предоставлении земельного участка. Отсутствие земель не является основанием для отказа в предоставлении в собственность гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка не в индивидуальном порядке, а в будущем в составе некоммерческого объединения на основании списка.
Заслушав докладчика, объяснения заявителя Бордюковой Т.Г. и ее представителя по доверенности Блиновой А.Е., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя управления муниципального имущества администрации г. Астрахани по доверенности Ходаковой Т.П. возражавшей против удовлетворения доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда по указанным в ней доводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель (пункт 1 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 13 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" установлено, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан (пункт 1). Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан (пункт 2). Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования (пункт 4).
Из материалов дела следует, что "Дата" Бордюкова Т.Г. обратилась в управление муниципального имущества администрации г. Астрахани в порядке статьи 13 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" с заявлением о предоставлении ей земельного участка по месту жительства.
Управлением муниципального имущества администрации г. Астрахани заявителю дан ответ о том, что не допускается формирование земельных участков, расположенных на незастроенной территории, без предварительной подготовки проектов планировки. На 2015 год площадки, требующие разработки проекта планировки и межевания территорий уже определены и учтены в муниципальном задании МБУ г. Астрахани. Разработка документации по планировке и межеванию неосвоенных земельных участков может рассматриваться на 2016 года (л.д. 9).
Отказывая в удовлетворении требований Бордюковой Т.Г. об оспаривании решения управления муниципального имущества администрации г. Астрахани об отказе в предоставлении земельного участка, районный суд исходил из отсутствия нарушений прав заявителя. Сведений о наличии садоводческого, огороднического либо дачного некоммерческого объединения граждан, в которое заявитель могла быть принята в качестве члена с последующим наделением земельного участка, не представлено.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, считает их правильными, основанными на законе и материалах дела.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (пункт 3). Распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных) (пункт 4).
Исходя из содержания вышеуказанных норм закона, условиями принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка являются наличие садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, а также членство заявителя в данном объединении.
Сведений о том, что заявитель является членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в материалах дела не имеется. Как следствие, оснований для признания незаконным решения органа местного самоуправления не имеется, поскольку в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из оснований для признания ненормативных актов органа местного самоуправления недействительными является их несоответствие закону.
Доводы жалобы о том, что в нарушение статьи 13 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" управление не включило заявителя в список и в очередь граждан подавших заявление о предоставлении земельного участка, являются несостоятельными, поскольку не соответствуют положениям статей 13, 14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан", статей 78, 80 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оспариваемое решение органа местного самоуправления принято им в пределах компетенции, с соблюдением предусмотренной законом процедуры.
Довод жалобы о том, что отсутствие земель не является основанием для отказа в предоставлении в собственность гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не влечет отмену решения суда, поскольку Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан", установлен специальный порядок распределения образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).
Не может служить основанием для отмены вынесенного судом решения и довод жалобы о том, что заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка не в индивидуальном порядке, а в будущем в составе некоммерческого объединения на основании списка, поскольку указанные обстоятельства являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана правовая оценка. Оснований для переоценки установленных судом фактических обстоятельств дела не имеется.
Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, правильно установив юридически значимые обстоятельства по делу, выводы суда не противоречат материалам дела, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение " ... " районного суда г. Астрахани от "Дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя заявителя Бордюковой Т.Г. по доверенности Блиновой А.Е. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.