Заместитель председателя Астраханского областного суда Шустова Т.П., рассмотрев жалобу и дополнение к ней Правительства Астраханской области на определение судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 09 февраля 2015 года об отказе в восстановлении срока обжалования по делу об административном правонарушении, предусмотренном "---" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Правительства Астраханской области,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава межрайонного отдела службы судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Астраханской области Ш. от 21 ноября 2014 года Правительство Астраханской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного "---" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде "---".
Определением судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 09 февраля 2015 года в удовлетворении ходатайства Правительства Астраханской области о восстановлении срока обжалования постановления начальника отдела - старшего судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области от 21 ноября 2014 года о привлечении Правительства Астраханской области к административной ответственности по "---" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказано.
В жалобе н а вступившее в законную силу судебное постановление Правительством Астраханской области ставится вопрос об отмене указанного определения ввиду уважительности пропуска срока подачи жалобы.
Проверив доводы надзорной жалобы, материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае пропуска указанного срока он по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Отказывая в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока, судья руководствовался тем, что постановление начальника отдела - старшего судебного пристава межрайонного отдела службы судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Астраханской области Ш. от 21 ноября 2014 года о не выполнении без уважительных причин законное требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения Кировского районного суда г. Астрахани о предоставлении Ж. жилого помещения, получено Правительством Астраханской области 24 ноября 2014 года, в связи с чем пришел к выводу, что ходатайство о восстановлении срока заявлено необоснованно и подлежит отклонению.
С данным выводом согласиться нельзя.
Согласно распоряжению Правительства Астраханской области от 22 августа 2013 года N 388-Пр "Об исполнении судебных решений" и государственной программе "Дети Астраханской области" на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 16 августа 2012 года N352-П формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - претенденты), в отношении которых имеются судебные решения, вступившие в законную силу до 01 января 2013 года, в порядке принятия судебных решений по месту включения претендентов в список; работа межведомственной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), по распределению приобретенных (построенных) за счет средств бюджета Астраханской области жилых помещений по договорам социального найма между претендентами по месту включения претендентов в список; а также осуществляется передача информации о решениях межведомственной комиссии в государственное казенное предприятие Астраханской области "Фонд государственного имущества Астраханской области" и управление Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области организуется министерством социального развития и труда Астраханской области.
Как следует из материалов дела, копия постановления начальника отдела - старшего судебного пристава межрайонного отдела службы судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Астраханской области Ш. от 21 ноября 2014 года, вынесенного по делу об административном правонарушении в отношении Правительства Астраханской области, получена Министерством социального развития и труда Астраханской области 02 декабря 2014 года.
Жалоба на постановление административного органа подана в суд 12 декабря 2014 года, т.е. в установленный частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок.
Письмом судьи от 17 декабря 2014 года жалоба возвращена по основаниям пропуска процессуального срока обжалования и отсутствия доказательств уважительности пропуска срока подачи жалобы. Указанное письмо получено Министерством социального развития и труда Астраханской области 22 декабря 2014 года.
Повторно жалоба на постановление административного органа с ходатайством о восстановлении срока подана 24 декабря 2014 года.
При указанных обстоятельствах выводы суда об отсутствии уважительных причин пропуска срока не основаны на материалах дела.
Законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска срока на обжалование и данный вопрос решается судьей с учетом обстоятельств дела.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации и статьи 3 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" в Российской Федерации устанавливается единая федеральная судебная система, действующая на основе федерального процессуального законодательства и обеспечивающая защиту прав и свобод граждан по единому федеральному стандарту.
Исходя из вышеизложенного, а также обязанности органов публичной власти обеспечивать гражданам, юридическим лицам условия для реализации их прав и свобод, в т.ч. и права на судебную защиту, принимая во внимание, что вступившее в законную силу постановление несудебного органа по делам об административных правонарушениях, которые не были обжалованы и рассмотрены судом общей юрисдикции в установленном порядке, не могут пересматриваться в порядке судебного надзора, отказ в восстановлении срока на обжалование постановления административного органа по мотиву пропуска срока означает невозможность для гражданина или юридического лица реализовать свое право на судебную защиту. Заинтересованное лицо должно иметь возможность рассмотрения своего дела в суде.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
определение судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 09 февраля 2015 года об отказе в удовлетворении ходатайства Правительства Астраханской области о восстановлении срока обжалования постановления начальника отдела - старшего судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области от 21 ноября 2014 года о привлечении Правительства Астраханской области к административной ответственности по "---" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, восстановить процессуальный срок на обжалование.
Дело возвратить в Кировский районный суд г. Астрахани для рассмотрения жалобы по существу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.