Президиум Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Василенко О.Н.,
членов президиума Маштачковой Л.Ф., Лисовской В.А., Мухамбеталиевой Н.Х., Сафаровой Н.Г.
по докладу судьи Шустовой Т.П., рассмотрев внесенное по кассационной жалобе ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от "Дата", апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от "Дата" по гражданскому делу по заявлению Крамарева А.В. об оспаривании решения должностного лица ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Крамарев А. В. обратился в суд с заявлением, в обоснование которого указал, что он, являясь военнослужащим, приказом N от "Дата" по личному составу и приказом N от "Дата" года Министра обороны Российской Федерации уволен с военной службы по окончании контракта с выслугой лет 21 год 4 месяца. Поскольку заявитель желал использовать представленное ему право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма в избранном после увольнения постоянном месте жительства, то в год увольнения с военной службы он подал документы на получения социального жилья в избранном месте жительства в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". "Дата" решением ФГКУ "ЮРУЖО" МО РФ N был принят на учет нуждающихся в получении жилья по избранному месту жительства в "адрес" . "Дата" получил уведомление N об изменении ранее принятого решения о постановке его на учет по избранному месту жительства в "адрес" . С данным решением не согласен, считает решение принято в соответствии с изменениями в законодательстве, которые в отношении заявителя применены быть не могут, поскольку правоотношения по обеспечению его социальным жильем в избранном после увольнения с военной службы месте постоянного жительства возникли до вступления в законную силу изменений, внесенных в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" Федеральным законом N 405-ФЗ от "Дата" .
Просил суд признать решение начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N от "Дата" , связанное с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту постоянного жительства в "адрес", незаконным, обязать отменить решение N от "Дата" , связанное с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту постоянного жительства в "адрес", и восстановить заявителя в прежнем учете по избранному месту жительства.
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от "Дата" действия начальника ФГКУ " Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанное с отказом в принятии ФИО1 и членов его семьи, на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту постоянного жительства в "адрес" от "Дата" признаны незаконными. Суд обязал начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации отменить решение N от "Дата" , восстановить ФИО1 и членов его семьи на прежнем учете по избранному месту жительства.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от "Дата" решение Ахтубинского районного суда "адрес" от "Дата" оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации ставит вопрос об отмене решения Ахтубинского районного суда Астраханской области от "Дата", апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от "Дата" по основаниям существенного нарушения норм материального права.
Представитель ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Крамарев А.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, доказательств уважительности неявки суду не представили, в силу части 2 статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Шустовой Т.П., изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум областного суда находит судебное постановление суда апелляционной инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такое нарушение норм права допущено судебной коллегией по гражданским делам суда апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует, что Крамарев А.В. заключил контракт о прохождении военной службы "Дата" и был назначен на воинскую должность до "Дата".
Приказом N от "Дата" по личному составу и приказом N от "Дата" года Министра обороны Российской Федерации уволен с военной службы по окончании срока контракта с выслугой лет 21 год 4 месяца.
Оснований для увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в связи с организационно-штатными мероприятиями и по состоянию здоровья у заявителя не имелось.
Полагая, что вправе быть обеспеченным жилым помещением по избранному постоянному месту жительства, заявитель в год увольнения с военной службы подал документы на получение социального жилья в избранном месте жительства в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
"Дата" решением ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N Крамарев А.В. был принят на учет нуждающихся в получении жилья по избранному месту жительства в "адрес" .
"Дата" дополнением N к решению ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации решение о постановке его на учет по избранному месту жительства в "адрес" изменено на "адрес" (по месту военной службы).
Разрешая заявленные требования, районный суд исходил из того, что на момент увольнения с военной службы Крамарев А.В. имел выслугу более 20 лет, до издания приказа об увольнении обратился в ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с просьбой об обеспечении его жильем в населенном пункте, отличном от места службы, оснований для изменения избранного места постоянного жительства по учету, внесения изменений в реестр в отношении Крамарева А. В. не имелось, так как представленная Крамареву А.В. по месту службы квартира по ордеру от органа местного самоуправления ЗАТО "адрес" и проживание в ней в настоящее время не может являться основанием для отказа в принятии на учет по избранному месту жительства Крамарева А.В., поскольку заявитель не лишен возможности сдать занимаемое им жилое помещение в установленном порядке для последующего распределения военнослужащим, проходящим военную службу на объектах Министерства обороны Российской Федерации, расположенных в ЗАТО "адрес".
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда, оставляя без изменения решение Ахтубинского районного суда Астраханской области, согласилась с выводом районного суда, указав, что Крамарев А.В., выполнявший возложенные на него обязанности военной службы, непосредственно связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, прослуживший более 20 лет, имеет право на получение от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, жилье по избранному после увольнения месту жительства, в связи с чем положения федерального закона о праве военнослужащих, подлежащих обеспечению на весь период службы жилым помещением на общих основаниях и увольняемых по истечении срока контракта, только на жилое помещение по месту военной службы противоречат конституционному принципу о равенстве всех перед законом.
Такой вывод основан на неправильном применении норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-I "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставлялись служебные жилые помещения или общежития, а при продолжении военной службы свыше этих сроков - жилые помещения на общих основаниях.
Данный закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Содержание названных норм в их взаимосвязи указывает на то, что военнослужащие, заключившие контракт и назначенные после окончания военно-учебного заведения на воинские должности до 1 января 1998 года, подлежат обеспечению жилыми помещениями на общих основаниях по месту военной службы (в предыдущей редакции Федерального закона N 76-ФЗ - после пяти лет военной службы после окончания военно-учебного заведения).
Каких-либо оснований для обеспечения таких военнослужащих жилыми помещениями для постоянного проживания не по месту военной службы в период ее прохождения не имеется.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства у них возникает при увольнении с военной службы только при наличии определенных условий, а именно при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
В силу абзаца двенадцатого пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ военнослужащим, обеспечиваемым на весь период военной службы только служебным жильем, в случае их признания нуждающимися в жилых помещениях по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более предоставляется жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
В апелляционной жалобе ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации ссылалось на отсутствие оснований для применения к заявителю социальных гарантий - обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы места жительства, указывая, что военнослужащий, подлежащий обеспечению жильем для постоянного проживания на весь период военной службы по месту ее прохождения, при увольнении, не связанном с предельным возрастом пребывания на военной службе, организационно-штатными мероприятиями или состоянием здоровья, оснований для обеспечения жильем по избранному месту жительства в ином населенном пункте не имеет.
Однако данный довод апелляционной жалобы в нарушение требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, не получив правовой оценки, на что указывает в своей кассационной жалобе заявитель.
Допущенные судом апелляционной инстанции существенные нарушения норм материального и процессуального права повлияли на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав заявителя, в связи с чем а пелляционное определение Астраханского областного суда от "Дата" является незаконным и подлежит отмене как принятое с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, проверить законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной и кассационной жалобах, и принять судебное постановление в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Астраханского областного суда
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от "Дата" по гражданскому делу по заявлению Крамарева А.В. об оспаривании решения должностного лица ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.