Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего - Алиевой Э.З.,
судей - Загирова Н.В. и Устаевой Н.Х.,
при секретаре - ФИО,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Багандовой Л.М. к Правительству Республики Дагестан и Министерству природных ресурсов и экологии Республики Дагестан о признании незаконными Постановления Правительства Республики Дагестан об освобождении от занимаемой должности, приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан об освобождении от занимаемой должности, восстановлении в должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и судебных расходов по апелляционным жалобам - представителя Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан Абдуевой Ш.А., представителя администрации Главы и Правительства Республики Дагестан Теленкова Р.И., министра Министерства юстиции Республики Дагестан Гасанова А.М.; апелляционному представлению старшего помощника прокурора Советского района г.Махачкалы Арнаутовой Л.В. на решение Советского районного суда г.Махачкалы от 17 марта 2015 года.
Заслушав доклад судьи Загирова Н.В., доводы представителей Министерства природных ресурсов и экологии РД Абдуевой Ш.А. и Яхъяевой Б.Р., представителя Правительства РД Курбаналиева Ю.М., представителя администрации Главы и Правительства РД Теленкова Р.И., старшего помощника прокурора Советского района г.Махачкалы Арнаутовой Л.В., просивших отменить решение суда и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Багандовой Л.М.; доводы представителя Багандовой Л.М. - адвоката Амировой Г.И., просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Багандова Л.М. обратилась в суд с иском к Министерству природных ресурсов и экологии РД, Правительству РД о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и судебных расходов, указывая, что постановлением Правительства РД от 14.05.2010 года N она была назначена на должность заместителя министра природных ресурсов и экологии Республики Дагестан. Служебный контракт о замещении должности государственной гражданской службы с ней был заключен сроком на "." лет.
Согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан N от 08.08.2014г. она освобождена от занимаемой должности с 5 августа 2014 года в связи с сокращением должности государственной гражданской службы на основании постановления Правительства Республики Дагестан от 5 августа 2014 года N
Увольнение считает незаконным и необоснованным, поскольку нарушена процедура увольнения в связи с сокращением должности государственной гражданской службы.
При принятии решения о ее увольнении с занимаемой должности, вопрос о преимущественном праве на замещение должности заместителя министра природных ресурсов и экологии РД и оставлении на работе вообще не рассматривался. Она имеет высшее профессиональное образование, ученую степень "кандидата биологических наук", является преподавателем дисциплины "управление природопользованием" в Дагестанском государственном университете на факультете управления экономикой. На ее иждивении находится несовершеннолетний ребенок, учащийся школы.
После ее увольнения, до истечения 1 месяца в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан постановлением Правительства Республики Дагестан вновь были введены 2 штатные единицы заместителя министра, на которые назначены другие лица, что ставит под сомнение законность сокращения занимаемой ею должности и необходимость ее увольнения.
Действиями ответчика ей причинен моральный вред, нравственные страдания, которые она оценивает в ".". Просит суд признать постановление Правительства РД и приказ Министерства природных ресурсов и экологии РД об ее увольнении с должности незаконными, восстановить ее в должности заместителя министра природных ресурсов и экологии РД, взыскать в ее пользу средний заработок за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда в сумме ".", расходы по оплате услуг представителя в сумме "."
Решением Советского районного суда Республики Дагестан от 17 марта 2015 года постановлено:
"Исковые требования Багандовой Л. М. к Правительству Республики Дагестан и Министерству природных ресурсов и экологии Республики Дагестан о признании незаконными Постановления Правительства РД об освобождении от занимаемой должности, приказа Министерства природных ресурсов и экологии РД об освобождении от занимаемой должности, восстановлении в должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и судебных расходов, удовлетворить частично
Признать незаконными Постановление Правительства Республики Дагестан от 05 августа 2014 года за N "О Багандовой Л.М." и приказ Министерства природных ресурсов и экологии РД от 08 августа 2014 года за "." "Об освобождении от занимаемой должности".
Восстановить Багандову Л. М. в прежней должности заместителя министра природных ресурсов и экологии РД с момента увольнения с 05 августа 2014 года.
Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан в пользу Багандовой Л.М. среднемесячную заработную плату за время вынужденного прогула с 05 августа 2014 года в сумме "."
Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан судебные расходы за оплату услуг представителя адвоката Амировой Г.И. в размере "."
В остальной части исковых требований отказать".
На данное решение поданы апелляционные жалобы представителем Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан Абдуевой Ш.А., представителем администрации Главы и Правительства Республики Дагестан Теленковым Р.И., министром Министерства юстиции Республики Дагестан Гасановым А.М.; апелляционное представление старшего помощника прокурора Советского района г.Махачкалы Арнаутовой Л.В., в которых они просят отменить его по следующим основаниям.
Истицей в ходе судебного разбирательства не представлено ни одного доказательства, свидетельствующего о наличии у нее преимущественного права оставления на работе, которые не были учтены представителем нанимателя при проведении процедуры сокращения. Довод истицы о наличии у нее преимущественного права в связи с тем, что у нее на иждивении находится несовершеннолетний ребенок до 14 лет и факт, что она является специалистом - экологом и награждена почетной грамотой Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в рамках судебного разбирательства не нашли подтверждение.
Кроме того, следует отметить, что судом не исследованы факты,
имеющие прямое отношение к вопросу сокращения должностей гражданской
службы в части установления соответствия каждой сокращаемой должности
заместителя министра природных ресурсов и экологии РД требованиям ч.4
ст.29 Закона РД N32, позволяющим определить наличия преимущественного права оставления на работе у того или иного лица. Не принят во внимание протокол заседания комиссии по вопросу определения работников, имеющих преимущественное право на оставление на работе в связи с сокращением численности единиц заместителей министра природных ресурсов и экологии Республики Дагестан от 26 июня 2014 года N 1 (далее -протокол комиссии), в связи с тем, что в состав комиссии вошли рядовые сотрудники Минприроды РД, а сама комиссия не имела соответствующих полномочий. Следует отметить, что действующее федеральное и региональное законодательство, в том числе законодательство о гражданской службе, вообще не содержит какого-либо указания на необходимость образования комиссии, уполномоченной на решение вопросов, связанных с определением работников, имеющих преимущественное право на оставление на работе в связи с сокращением, тем более нигде не оговариваются вопросы, регулирующие состав и порядок работы указанных комиссий. Поясняем, что комиссия была образована по поручению министра природных ресурсов и экологии РД, который в свою очередь в соответствии со ст. 5 Закона Республики Дагестан от 07.06.2006 N 33 "О Правительстве Республики Дагестан", входит в состав Правительства Республики Дагестан, которое является коллегиальным органом (ст. 1 Закона РД N 33). Как член Правительства РД и одновременно министр природных ресурсов и экологии РД, в чьем ведомстве проходила процедура сокращения заместителей министра, министр обладал необходимыми полномочиями давать поручение своим подчиненным создать необходимую комиссию и поручить ей определить, кто из заместителей министра обладает преимущественным правом оставления на работе. Выводы, отраженные в протоколе комиссии, носили информационный характер прежде всего для самого министерства, поскольку министр должен был обладать достоверной и объективной информацией по рассматриваемому вопросу на случай необходимости докладывать или предоставить указанные сведения в Правительство РД.
В подтверждении предвзятого отношения к истице суд указал на то, что протокол комиссии подготовлен 26 июня 2014 года и на эту дату не могло быть известно, кто из четырех заместителей будет освобожден от должности. С этим утверждением суда нельзя согласиться, поскольку, во-первых, комиссия в принципе не может решать вопрос кто из заместителей должен быть сокращен, она лишь устанавливает, кто из рассматриваемых кандидатур обладает преимущественными правами для оставления на работе, указанными в ч. 4 ст. 29. Закона РД N 32, а во-вторых, трое заместителей министра природных ресурсов и экологии РД уведомлены о предстоящем сокращении 28 апреля 2014 года, а истице, отказавшейся от подписания уведомления, оно направлено почте заказным письмом с уведомлением 30 апреля 2014 года. Поскольку о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы замещающий сокращаемую должность гражданский служащий предупреждается представителем нанимателя не менее чем за два месяца до увольнения (ч.2 ст. 29 закона РД N 32), то решение об освобождении от занимаемой должности могло быть принято нанимателем уже в начале мая 2014 года, но процедура сокращения затянулась в связи с тем, что истица до выхода в ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 дней и по его окончании его находилась на больничном по состоянии здоровья, ввиду чего ею в Минприроды РД представлены листки нетрудоспособности. Исходя из изложенного поясняем, что упомянутый выше протокол был составлен до предполагаемой даты сокращения должностей заместителей министра, т.е. до начала мая 2014 года и был предназначен для сведения, но никоим образом не содержал указания на то, кого их четырех заместителей необходимо сократить.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в сложившейся ситуации судом не только не учтены факты наличия преимущественного права у заместителей министра Алихановой М.А. и Шарипова А.Р. по сравнению с заместителями Багандовой Л.М. и Куратовым М.А., изложенные в протоколе комиссии, но и не предприняты возможные меры для проверки соответствия выводов комиссии объективной действительности. В частности судом не исследованы следующие документы - постановление Правительства РД от 23 мая 2007 года N "О заместителях министра природных ресурсов и экологии РД" и постановление Правительства РД от 28 августа 2007 года N "О заместителе министра природных ресурсов и экологии РД", представленные Минприроды РД и свидетельствующие о том, что заместители Алиханова М.А. и Шарипов А.Р. по сравнению с другими кандидатами на сокращение более длительный срок ( ".") замещают занимаемые ими должности, тогда как заместители Багандова Л.М. и Куратов М.А. имеют меньший опыт работы на руководящих должностях, а именно "." и "." соответственно. Таким образом, судом самостоятельно не установлен факт наличия или отсутствия у кого-либо из четырех заместителей, уведомленных о предстоящем сокращении, преимущественного права оставления на работе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, апелляционного представления и возражений на них, выслушав мнение сторон, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, Багандова Л.М. принята на работу на должность заместителя министра природных ресурсов и экологии РД постановлением Правительства РД от 14.05.2010 года N
Постановлением Правительства РД от 05 августа 2014 года N "О Багандовой Л.М." постановлено: "Освободить Багандову Л.М. от занимаемой должности заместителя министра природных ресурсов РД в связи с сокращением должности".
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РД от 08 августа 2014 года "." Багандова Л.М. освобождена с 05 августа 2014 года от замещаемой должности заместителя министра природных ресурсов и экологии РД, расторгнут служебный контракт N от 14.05.2010 года, выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.
В соответствии с пп. 8.2 п.1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" N79-ФЗ от 27 июля 2004 года служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Аналогичная норма содержится в ст.35 закона Республики Дагестан "О государственной гражданской службе Республики Дагестан" N33 от 07.06.3006 года.
Согласно пункту 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами РФ Трудового кодекса РФ" при рассмотрении дел о восстановлении на работе истца, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
Суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований Багандовой Л.М. в части восстановления ее на прежней должности заместителя министра природных ресурсов и экологии РД.
Судебная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из дела, Багандова Л.М. освобождена с 05 августа 2014 года от замещаемой должности заместителя министра природных ресурсов и экологии РД в связи с сокращением должности.
Постановлением Правительства РД от 01 сентября 2014 года N "О внесении изменения в постановление Правительства РД от 29 марта 2007 года N в структуру Министерства природных ресурсов и экологии РД внесены изменения и количество заместителей вновь увеличено до 5 единиц.
Поскольку с момента увольнения Багандовой Л.М. не прошло и месяца, а штат заместителей Министерства природных ресурсов и экологии РД увеличен до прежних 5-ти единиц, судебная коллегия приходит к выводу, что фактически сокращение должности истицы не имело место.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что нарушена процедура увольнения.
Так, представителем Министерства природных ресурсов и экологии РД в суд первой инстанции был представлен протокол комиссии по вопросу определения работников, имеющих преимущественное право на оставлении на работе в связи с сокращением численности единиц заместителей министра природных ресурсов и экологии РД от 26.0.2014 года.
Из протокола усматривается, что определением преимущественного права оставления на работе занималась комиссия министерства природных ресурсов и экологии РД, состоящая из рядовых специалистов министерства.
В тоже время, указанный протокол не может свидетельствовать, что был соблюдена процедура увольнения, поскольку полномочия по вопросу определения работников, имеющих преимущественное право на оставление на работе положением об управлении администрацией Главы Правительства РД по вопросам государственной службы, кадров и государственными наградами, утвержденного Указом Главы Республики Дагестан от 09.01.14г. N2 возложены на управление администрации Главы и Правительства РД.
Ответчиками не представлены документы, свидетельствующие рассмотрению вопроса о преимущественном праве в соответствии с указанными нормативными актами.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб и представления судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Махачкалы от 17 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан Абдуевой Ш.А., представителя администрации Главы и Правительства Республики Дагестан Теленкова Р.И., министра Министерства юстиции Республики Дагестан Гасанова А.М. и апелляционное представление старшего помощника прокурора Советского района г.Махачкалы Арнаутовой Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.