Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего - Алиевой Э.З.,
судей - Загирова Н.В. и Устаевой Н.Х.,
при секретаре - ФИО,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по делу по исковому заявлению Шихалиева Ф.М. к МВД по РД об обязании признать за ним право на получение удостоверения ветерана боевых действий, обязании МВД по РД выдать ему удостоверение ветерана боевых действий, назначить ему ежемесячную денежную выплату, как ветерана боевых действий и выплатить ему сумму ежемесячной денежной выплаты с 01.01.2005 года по настоящее время по апелляционной жалобе Шихалиева Ф.М. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 07 апреля 2015 года, которым постановлено: "в иске Шихалиева Ф.М. к МВД по РД об обязании признать за ним право на получение удостоверения ветерана боевых действий, обязании МВД по РД выдать ему удостоверение ветерана боевых действий, назначить ему ежемесячную денежную выплату, как ветерана боевых действий и выплатить ему сумму ежемесячной денежной выплаты с 01.01.2005 года по настоящее время отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Загирова Н.В., доводы представителя МВД по РД Омарова Ш.Х., просившего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РД
УСТАНОВИЛА:
Шихалиев Ф.М. обратился в суд с иском к МВД по РД, обязать МВД России по РД признать за ним, Шихалиевым Ф.М. право на получение удостоверения ветерана боевых действий, обязать МВД России по РД выдать ему удостоверение ветерана боевых действий, назначить ему ежемесячную денежную выплату, как ветерану боевых действий в соответствии с ФЗ "О ветеранах";,выплатить ему сумму ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ФЗ "О ветеранах" за период с 01.01.2005 года по настоящее время указывая, что в августе 1999 года ответчик откомандировал его в Карабудахкентскую зону, где он в составе Группы оперативного управления силами (ГОУ) ОВД выполняли боевые задачи по уничтожению незаконных бандформирований и восстановлению конституционного порядка. За участие в этих боевых действиях, в соответствии с приказом МВД РД от 29 декабря 1999г. N1583, ответчик присвоил ему нагрудной знак "Участник боевых действий".
На его обращения в МВД по РД с просьбой о признании его ветераном боевых действий и выдаче удостоверения "ветерана боевых действий" в связи с прохождением воинской службы на территории Северо-Кавказского региона РФ ему ответили отказом, с ссылкой на то, что МВД РД не издавались письменные приказы о направлении его в командировку. Считает отказ в выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий незаконным, так как издание приказов об откомандировании сотрудников в служебные командировки и правильное составление списков участников боевых действий из числа своих сотрудников является обязанностью самого ответчика, невыполнение которой не должно влечь нарушение его прав.
Своими неправомерными действиями ответчик лишил его дополнительных льгот и гарантий, положенных ему как участнику боевых действий на территории Северо - Кавказского региона РФ.
Факт его действительного участия в боевых действиях в течение служебных командировок подтверждается приказами начальника Магарамкентского РОВД об откомандировании его в зону боевых действий и наличием у него удостоверения участника боевых действий. Федеральным законом "О ветеранах" лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории РФ, отнесены к ветеранам боевых действий. Участвуя в боевых действиях на территории РФ, он должен быть отнесен к ветеранам боевых действий.
Судом постановлено указанное выше решение.
На данное решение Шихалиевым Ф.М. подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об его отмене по следующим основаниям. Суд обосновывает свои выводы тем, что основанием выдачи удостоверения ветерана боевых действий сотрудникам, выполнявшим задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, является факт выполнение ими задач в ходе контртеррористических операций, а факт непосредственного участия сотрудников в контртеррористических операциях определяются на основании соответствующих приказов, содержащих конкретные сведения об участии сотрудника в контртеррористических операциях.
Как считает суд, нахождение в зоне боевых действий само по себе не предполагает фактического участия в боевых действиях, и соответственно, если сотрудник не принимал участия в боевых действиях удостоверение "ветерана боевых действий" не выдается.
В соответствии с ФЗ "О ветеранах" право на получение удостоверения ветерана боевых действий имеют сотрудники ОВД, участвовавшие в боевых действиях в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации в декабре 1994г. - декабрь 1996г., и в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона РФ, начиная с августа 1999г.
Следовательно, в случае участия сотрудников в боевых действиях на территории РФ, они должны быть отнесены к ветеранам боевых действий. Общеизвестно то, что в указанный период на территории Буйнакского района РД происходила контртеррористическая операция, направленная на подавление и уничтожение, оказывающих вооруженное сопротивление членов НВФ, которая реализовалась путем проведения исключительно боевых действий с задействованием почти всех родов войск ВС РФ, в том числе, и сил МВД РФ.
Факт его участия в боевых действиях при проведении контртеррористической операции подтверждается приказом Магарамкентского РОВД N от 27.08.1999г., а также Удостоверением к нагрудному знаку "Участник боевых действий", так как вручение данного нагрудного знака подтверждает факт примерного и добросовестного исполнения мной служебного долга именно в боевых действиях по обеспечению общественного правопорядка. Таким образом, наличие у него нагрудного знака "Участник боевых действий" за выполнение служебных задач в сентябре 1999 г. означает признание ответчиком факта его участия в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в указанном районе на территории боевых действий.
Ответчиком и судьей высказаны доводы о том, что нахождение в зоне боевых действий само по себе не предполагает фактического участия в боевых действиях. Однако, никаких доказательств тому, что он в течение своих командировок выполнял не боевые, а какие-либо иные задачи суду не приведено.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов жалобы, выслушав мнение сторон, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РД приходит к следующему.
Согласно статье 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся, в том числе, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Приложением N 1 к указанному Федеральному закону утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. В разделе III названного Перечня (в ред. Федерального закона от 27 ноября 2002 года N 158-ФЗ) указано выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
В соответствии с пунктом 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений "Ветеран боевых действий" в системе внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 7 мая 2004 года N 282, к подтверждающим документам для сотрудников и военнослужащих внутренних войск МВД России, выполнявших (выполняющих) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года, относятся выписки из приказов, изданных в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Постановления Правительства РФ от 9 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", устанавливающих факт непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 9 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" предоставлены дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам и военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, состав которых определяется руководителем Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации по представлению руководителя Регионального оперативного штаба, а также сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 года - руководителем контртеррористической операции (пп. "в" п. 4 Постановления).
Из содержания названного нормативно-правового акта следует, что факты выполнения задач в ходе контртеррористических операций устанавливаются на основании соответствующих приказов.
Тем самым, непосредственное участие сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 56).
Исходя из изложенного наличие нагрудного знака "Участник боевых действий" не могут быть признаны доказательством непосредственного участия Шихалиева Ф.М. в контртеррористических операциях, поскольку таковыми могли быть признаны только приказы командиров с указанием дат или периодов участия заявителя в контртеррористических операциях, утвержденные руководителем Регионального оперативного штаба.
Таким образом, решение суда первой инстанции является в данном случае законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, положенным в основу исковых требований, которые были предметом судебного рассмотрения, они не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, а направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах по делу, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статьей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РД,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Махачкалы от 07 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шихалиева Ф.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.